Решение по делу № 33-24902/2023 от 14.07.2023

Судья: Андреева Н.В.                           Дело № 33-24902/2023

50RS0042-01-2023-001415-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область            9 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Шилиной Е.М.

судей Маркина Э.А., Степновой О.Н.,

при помощнике судьи М.М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луговкиной Т. Б. к Администрации Сергиево-Посадского городского округа о признании незаконным постановления

по апелляционной жалобе Луговкиной Т. Б. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 4 мая 2023 года,

заслушав доклад судьи Маркина Э.А.,

объяснения Поляковой Е.А.,

установила:

    Луговкина Т.Б. обратилась в суд с административным иском к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным постановления от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности Поляковой Е.А.

    Определением суда от <данные изъяты> к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Шибанова Т.Н., Шибанов Д.В., определением от <данные изъяты> в качестве заинтересованного лица привлечена законный представитель несовершеннолетнего Шибанова Д.В. ШибА. А.Н.

    Требования административного истца мотивированы тем, что Луговкина Т.Б. является собственником 1/2 доли земельного участка площадью 660 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Сособственниками участка являются Шибанова Т.Н. и Шибанов Д.В. Собственником соседних земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0070103:468 и 50:05:0070103:471 площадью 289 кв.м и площадью 321 кв.м, расположенных по адресу: <данные изъяты>, является Полякова Е.А. Границы земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством. Между земельными участками административного истца и Поляковой Е.А. существовал проезд, однако последняя незаконно установила ворота и калитку. В этом месте находится электрический столб, от которого осуществляется электроснабжение домов. Решением Сергиево-Посадского городского суда от <данные изъяты> Полякова Е.А. обязана убрать въездные ворота, не чинить Луговкиной Т.Б. препятствия в пользовании проездом. Решение суда в силу не вступило. Полякова Е.А. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью заключить соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в ее собственности. Постановлением от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которым проезд был перераспределен к участку Поляковой Е.А. Считает постановление Администрации Сергиево-Посадского городского округа незаконным и нарушающим ее права на пользование проездом.

    В судебном заседании представитель административного истца Луговкиной Т.Б. по доверенности Андронова И.М. административные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что проезд между участками существует давно, со стороны дороги у Луговкиной Т.Б. также имеется подход к ее участку. О нарушении своих прав административный истец узнала в ходе рассмотрения судом гражданского дела по ее иску к Поляковой Е.А. о нечинении препятствий в пользовании проездом и демонтаже ворот с калиткой.

    Представитель административного ответчика Администрации Сергиево-Посадского городского округа по доверенности Миронова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, считала оспариваемое постановление законным, т.к. Администрация вправе распоряжаться землями неразграниченной собственности, оснований для отказа Поляковой Е.А. в перераспределении земельного участка и утверждении схемы не было. Решение о перераспределении согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области.

    Представитель заинтересованного лица Шибановой Т.Н. по доверенности Андронова И.М. административные исковые требования Луговкиной Т.Б. поддержала.

    Заинтересованное лицо Полякова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что земельный участок, который перераспределен к ее участку с кадастровым номером 50:05:0070103:468, является единственным подходом к ее земельному участку. Данным проходом она и члены ее семьи пользуются с 1994 г. Луговкина Т.В. этим проходом не пользовалась, у нее есть калитка со стороны <данные изъяты>. Она обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа с заявлением о перераспределении земель неразграниченной государственной собственности и земельного участка, находящегося в ее собственности. Администрация Сергиево-Посадского городского округа согласовала и утвердила схему, подписала соглашение о перераспределении. Ее право было зарегистрировано <данные изъяты>.

    Заинтересованные лица Шибанов Д.В. и его законный представитель ШибА. А.Н. в судебное заседание не явились, были извещены судом надлежащим образом.

Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением, Луговкина Т.Б. подала апелляционную жалобу.

Установив наличие спора о праве судебная коллегия по административным делам Московского областного суда <данные изъяты> определила перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В заседании суда апелляционной инстанции третье лицо Полякова Е.А. против доводов жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени слушания дела извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также исходя из того, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о временииместе рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда, учитывая отсутствие данных о причинах неявки сторон, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав третье лицо, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Луговкина Т.Б., Шибанов В.Б., Шибанова Т.Н. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:85829 площадью 660 кв.м, по адресу: <данные изъяты> в следующих долях: Луговкина Т.Б. – 1/2 доля, Шибанов В.Б. – 1/4 доля, Шибанова Т.Н. - 1/4 доля (л.д.27-29).

    Границы земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:85829 установлены решением Сергиево-Посадского городского суда от <данные изъяты> с учетом определения от <данные изъяты> об исправлении описки (л.д.14, 17-20).

    <данные изъяты> Шибанов В.Б. умер (л.д.62).

    Наследником к его имуществу является сын Шибанов Д.В., <данные изъяты> года рождения согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <данные изъяты> (л.д.60-61).

    Законным представителем Шибанова Д.В. является его мать ШибА. А.Н. (л.д.123).

    Полякова Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070103:468 площадью 289 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070103:471 площадью 321 кв.м, расположенных по адресу: <данные изъяты> (л.д.23-24, 25-26).

    Между земельными участками сторон и земельным участком с кадастровым номером 50:05:0070103:627 находились земли неразграниченной государственной собственности площадью 129 кв.м

    Полякова Е.А. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа с заявлением о перераспределении указанного земельного участка площадью 129 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070103:468, находящегося в ее собственности.

    Постановлением Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 418 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 129 кв.м и земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 289 кв.м с кадастровым номером 50:05:0070103:468, вновь образованному участку присвоен адрес: <данные изъяты>, установлены ограничения в пользовании вновь образованного земельного участка – частично расположен в ЗОУИТ (л.д.16, 63).

    Вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет <данные изъяты>, ему присвоен кадастровый <данные изъяты>.

    <данные изъяты> между Администрацией Сергиево-Посадского городского округа и Поляковой Е.А. было заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

    Право собственности Поляковой Е.А. на вновь образованный земельный участок площадью 418 кв.м с кадастровым номером 50:05:0070103:5783 зарегистрировано в ЕГРН <данные изъяты>

    Луговкина Т.Б. считает свои права нарушенными постановлением Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от <данные изъяты>, ссылаясь на наличие существующего проезда, чинение ей препятствий со стороны Поляковой Е.А. к подъезду к своему участку, наличие в границах проезда электрического столба от которого обеспечивается электроснабжение 3-х домов и невозможности его эксплуатации.

В соответствии с п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ст.9.1 ЗК РФ Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от <данные изъяты> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

    Согласно статье 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

    Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

    В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в области градостроительной деятельности и земельных отношениях перераспределены в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Закона Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и Закона Московской области 24.07.2014 года № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», Закона Московской области от 27.12.2017 года № 250/2017-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории», Закона Московской области от 29.11.2016 года № 144/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Статья 2 Закона Московской области от 29.11.2016 года № 144/2016-ОЗ наделяет органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса(статья 11.7 Земельного кодекса).

В соответствии с пп. 3 пункта 1 статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается также в случае:

перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3).

В пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений, схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения поданного Поляковой Е.А. заявления административным ответчиком не было установлено предусмотренных вышеназванными положениями нормативных актов оснований, препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земель.

Луговкина Т.Б. не привела суду конкретных оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также недостатков представленной на утверждение схемы вновь образуемого земельного участка, препятствующих в ее утверждении.

У Администрации Сергиево-Посадского городского округа отсутствовали правовые препятствия к принятию оспариваемого постановления от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА.

При этом указанным постановлением органа местного самоуправления принадлежащий административному истцу на праве общей долевой собственности земельный участок в перераспределении не участвует, его площадь и границы данным постановлением не изменяются.

Доказательств наступления для Луговкиной Т.Б. негативных последствий, в том числе, в результате принятия оспариваемого постановления, не представлено.

Доводы истца о том, что нарушается ее право на подъезд к своему земельному участку, суд отклонены как необоснованные, поскольку из материалов дела усматривается, что собственники земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:85829 имеют подход к нему со стороны <данные изъяты>, что не оспаривалось Луговкиной Т.Б.

Кроме того, данный факт также отражен в заключении кадастрового инженера от <данные изъяты> (л.д.40-43). Из приложенного к заключению кадастрового инженера ситуационного плана с совмещением сведений ЕГРН следует, что перераспределенный земельный участок не является проездом, т.к. не соединяет части дорог, улиц.

Через спорный участок Полякова Е.А. имеет единственный подход к своему участку.

Сторонами не оспаривалось, что спорный земельный участок является землями неразграниченной государственной собственности, которым вправе распоряжаться Администрация Сергиево-Посадского городского округа.

Утверждённая Администрацией Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> схема соответствует указанным выше нормам, не приводит к вкрапливанию, изломанности, чересполосице.

Луговкина Т.Б. не относится к лицам, осуществляющим обслуживание, ремонт опор и линий электроснабжения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, получившую должную правовую оценку в постановленном судебном решении, направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований к которой не имеется, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм, с которыми судебная коллегия согласилась, о существенном допущении судом нарушений норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в связи с чем основаниями для отмены правильного по существу судебного решения в силу положений ст. 330 ГПК РФ названные доводы явиться не могут.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями материального и процессуального права и оснований для его отмены по указанным выше доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 4 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Луговкиной Т. Б. без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33-24902/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Луговкина Татьяна Борисовна
Ответчики
Администрация Сергиево-Посадского го
Другие
Андронова ИМ
Шибанов Дмитрий Валерьевич
Шибанова Татьяна Никитична
Шибанова Анна Николаевна
Полякова Елена Анатольевна
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
19.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Передано в экспедицию
09.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее