Судья Киселев К.И. Дело № 33 – 3227/2020
№ 2-982/2020
УИД-67RS0002-01-2019-007221-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2020 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,
судей: - Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,
при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,
при участии истца Столярова С.А., представителя ответчика АО «Спецавтохозяйство» - Редченкова А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столярова С.А. к Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о признании незаконными требований об оплате, возложении обязанности по прекращению начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, о возложении обязанности заключить договор на измененных условиях,
по апелляционной жалобе Столярова С.А. на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 19 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Столярова С.А., возражения представителя ответчика АО «Спецавтохозяйство» - Редченкова А.Ю.,
установила:
Столяров С.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании необоснованным и незаконным понуждения его, как собственника жилого дома, расположенного по адресу: ... к внесению оплаты за непредоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении на регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» обязанности прекратить начисление платы за период (дата) ; о возложении обязанности на ответчика заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом предложенных им условий (дата начала действия договора со дня обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, определения места сбора твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 м. или по согласованию с собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... с учетом раздельного накопления сортировочных отходов и период его вывоза). В обоснование требований указал, что после получения в (дата) от ответчика платежного документа за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: ..., с указанием на наличие задолженности, он обратился в АО «Спецавтохозяйство» с заявлением о необоснованности начисления платы за данную услугу и намерении заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В письме от (дата) истцу было указано на необходимость погашения образовавшейся задолженности и направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, от подписания которого Столяров С.А. отказался, предложив рассмотреть внесенные им изменения. В заключении договора на предложенных истцом условиях ответчик отказал, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующим требованием.
Столяровым С.А. также указано на расположение контейнеров для сбора указанных отходов на расстоянии, превышающем установленные действующим законодательством нормы.
Столяров С.А. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что контейнеры для сборы отходов находятся на значительном расстоянии от его домостроения, в связи с чем ему приходится собирать отходы и на машине отвозить их в город Смоленск. В связи с чем, по мнению истца, соответствующая услуга ему не оказывается в принципе, начисление платы за нее неправомерно.
Представитель АО «Спецавтохозяйство» - Редченков А.Ю. возражал против удовлетворения предъявленных исковых требований, сославшись на публичность договора по вывозу ТКО, на факт его заключения на условиях типового договора, на выполнение всех обязанностей со стороны ответчика, который не несет ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в его обязанности не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, а вывоз осуществляется с имеющихся площадок. Сообщения о некачественном оказании услуг от истца не поступали.
Третьи лица, не заявляющие требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, Администрация Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области своих представителей в суд не направили.
Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 19 августа 2020 г. исковые требования Столярова С.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Столяров С.А. просит решение Ленинского районного суда города Смоленска от 19 августа 2020 г. отменить полностью и принять по данному делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на то, что добросовестно исполняет обязанности по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире, но плату за твердые коммунальные отходы он перечисляет управляющей организации. Указывает, что никаких конклюдентных действий с региональным оператором с (дата) по настоящее время не осуществлял. Считает, что его договорных отношений также нет. Именно поэтому у него было намерение заключить письменный договор.
Ссылается на пункт 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстоянии не менее 20 метров, но не более чем 100 метров. Толкование судом первой инстанции норм «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» по расположению контейнерных площадок в зоне сложившейся застройки считает неправомерным в данном случае.
Также указывает, что не согласен с выводом суда о том, что имея транспортное средство, он может отвозить твердые коммунальные отходы сам.
Представитель ответчика возражал по доводам жалобы, фактически привел суждения, изложенные в возражениях на иск.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 209, статье 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1 статьи 209 ГК РФ). Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее также — Закон № 89-ФЗ) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в пунктах 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В целях решения вопросов местного значения, в том числе, для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, его утилизации, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, заключают договоры с предприятиями иных форм собственности, устанавливают тарифы на предоставляемые ими услуги, если иное не предусмотрено федеральными законами (статья 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, разработанными в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155. При этом под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
Согласно пункту 6 Правил исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.
Из анализа пункта 6 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, иных положений Правил во взаимосвязи с положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что договор на вывоз бытовых отходов является публичным договором.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Столяров С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... (л.д. 6).
В (дата) . Столяровым С.А. был получен платежный документ для оплаты услуги «Обращение с твердыми коммунальными отходами» за (дата) а также с учетом ранее образовавшейся задолженности - в общей сумме <данные изъяты> (л.д. 7).
В этой связи (дата) Столяров С.А. обратился с заявлением к ответчику, в котором указал на необоснованность начисления соответствующей платы ввиду фактического неоказания такой услуги в отношении занимаемого им объекта недвижимости, расположенного по адресу: ... Дополнительно отмечалась готовность заключить договор на оказание соответствующей услуги с включением в расчет раздельного накопления сортировочных отходов в виде пластика и пленочного материала и их вывоза раз в квартал или полугодие (л.д. 8).
(дата) в адрес Столярова С.А. был направлен ответ АО «Спецавтохозяйство», в котором разъяснялось, что договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором обязаны заключить все жители. Указанный договор носит публичный характер, в связи с чем до поступления от потребителя заявки на заключение договора договор считается заключенным по типовой форме, которая представлена на сайте регионального оператора. Тариф на данную услугу на 2019 г. был установлен Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18 декабря 2018 г. № 218 «Об установлении АО «Спецавтохозяйство» (г.Смоленск) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год». Также была разъяснена необходимость оплаты соответствующей услуги за сентябрь 2019 г. и приложен договор на оказание соответствующей услуги (л.д. 9-11).
Не согласившись с представленным договором, (дата) Столяровым С.А. направлено в адрес ответчика предложение заключить спорный договор с внесенными им изменениями (л.д. 12), в удовлетворении данного предложения Столярову С.А. было отказано (л.д. 14-15).
(дата) Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии по результатам проведенного конкурсного отбора заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, в соответствии с которым акционерное общество «Спецавтохозяйство» в период с (дата) . является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что АО «Спецавтохозяйство» фактически оказывало услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и несло расходы по обслуживанию домовладений в .... При этом в действиях АО «Спецавтохозяйство», являющегося организацией, оказывающей услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, и предъявляющего к оплате квитанции, не усматривается нарушений норм действующего законодательства и ущемления прав и законных интересов граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов Столяровым С.А. с АО «Спецавтохозяйство» не заключался, является несостоятельным.
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ определено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, Правила № 1156), которые определяют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и типовая форма данного договора.
Пунктом 8 (17) Правил № 1156 для регионального оператора предусмотрена обязанность по размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и адресованного потребителям предложения о заключении данного договора, а для потребителя - обязанность по направлению региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора заявки и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) указанных Правил.
Как следует из материалов дела, региональный оператор в полном объеме исполнил возложенные на него законодательством обязанности: (дата) на своем официальном сайте (<данные изъяты>), а также в средствах массовой информации (в газетах «Смоленские новости» № от (дата) «Рабочий путь» № от (дата) «Пенсионер» № №) от (дата) опубликовал типовую форму договора и предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщил информацию о тарифе, разместил форму заявки, перечень необходимых документов.
Со стороны Столярова С.А, как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: ... каких-либо действий, отражающих его позицию относительно возможности оформления соответствующего договора, не производилось.
Поскольку в установленный срок соответствующая заявка от потребителя не поступила, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как отмечалось ранее, в изменении договора на предложенных Столяровым С.А. условиях региональный оператор отказал, разъяснив положения действующего законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами (л.д. 14-15).
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям и установленным обстоятельствам, в период с (дата) . на основании заключенного по типовой форме договора презюмируется оказание региональным оператором потребителю Столярову С.А. соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 148 (34) и 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно выписке из лицевого счета № плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по жилому помещению, расположенному по адресу: ... начисляется исходя из количества собственников жилого помещения. Ежемесячный размер абонентской платы в 2019 г. составлял <данные изъяты>, в 2020 г. – <данные изъяты>. За период с января 2019 г. по январь 2020 г. итоговая сумма начислений по указанному лицевому счету составила <данные изъяты> оплата за оказанную коммунальную услугу не производилась, фактическая задолженность по состоянию на (дата) составила <данные изъяты>
Региональный оператор на основании заключенного по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, образованных в жилом помещении по адресу: ... от ближайшей контейнерной площадки.
Таким образом, твердые коммунальные отходы в полном объеме транспортируются для дальнейшего обращения; за оказанную региональным оператором коммунальную услугу правомерно начисляется плата, которая потребителем Столяровым С.А. не вносилась.
Пунктом 148 (45) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х указанных Правил, согласно которому при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (пункты 104, 105, 106, 108, 109 Правил № 354).
В адрес регионального оператора сообщения о некачественном оказании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от Столярова С.А. не поступали, проверки факта нарушения качества коммунальной услуги ... не проводились, соответствующие акты не составлялись.
Судом верно было отказано в части требования о возложении на регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» обязанности заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями с предложенных им условий (дата начала действия договора со дня обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, определения места сбора твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров или по согласованию с собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... с учетом раздельного накопления сортировочных отходов и период его вывоза).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Таким образом, исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме.
По смыслу положений Правил № 1156, при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области, утвержденной приказом Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14 января 2019 г. № 0005/0103, в ... имеются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Ближайшие к потребителю контейнерные площадки расположены по адресам: ... (на расстоянии около 300 метров) и ... (на расстоянии около 800 м). Транспортирование твердых коммунальных отходов от данных контейнерных площадок, как и от всех площадок в ... осуществляется региональным оператором в полном объеме. Следовательно, у истца имеется возможность пользоваться коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, используя оборудованные контейнерные площадки, при этом незначительная удаленность расположения (в пределах 300 метров) не влияет на качество оказываемой непосредственно региональным оператором коммунальной услуги.
Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома. Неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Согласно взаимосвязанным положениям статьи 8 Закона № 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Смоленской области от 30 октября 2014 г. № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, к вопросам местного значения (то есть компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, региональный оператор не может нести ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с этим превышение в данном случае предусмотренных пунктом 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) расстояний между площадками для установки контейнеров и жилыми домами не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает или некачественно оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз от мест (площадок) накопления, расположенных на большем, чем 100 метров, расстоянии от жилых домов.
Также суд обоснованно отнесся критически к доводу истца о необходимости включения в договор условий о раздельном сборе твердых коммунальных отходов.
Согласно раздела 4 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 01 августа 2017 г. № 503, раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает их разделение потребителями и складирование в специальные контейнеры с соответствующей цветовой индикацией. В настоящий момент на территории ... контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов не имеется.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения ответчика, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Смоленска от 19 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Столярова С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи