№
УИД (адрес)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2023 года (адрес)
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Г,
судей М, М.Е.В.
при секретаре (помощнике судьи) Л,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департаменту имущественных и земельных отношений (адрес) о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений (адрес) на решение Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) .
Заслушав доклад судьи М, объяснения представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений по (адрес) – З, прокурора Ю, представителя третьего лица ГУ МЧС России – С, возражения представителя ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях – К, судебная коллегия
установила:
Гагаринский межрайонный прокурор (адрес) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером № расположенное по адресу: (адрес), а также согласовать изменение типа защитного сооружения гражданской обороны с «противорадиационное укрытие» на «укрытие» (т. 1 л.д. 3-8).
Уточнив требования, прокурор просил обязать Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр государственного имущества (адрес) указанное защитное сооружение (т. 1 л.д. 215-218).
В обоснование уточненных требований указано, что в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) установлено, что спорный объект располагается в принадлежащем (адрес) здании административно-бытового комплекса (далее - АБК), но в реестр государственной собственности (адрес) как самостоятельный объект права не включено, что влечет правовую неопределенность органов исполнительной власти при согласовании вопроса об изменении типа данного защитного сооружения, а отсутствие надлежащего функционирования ЗС ГО препятствует обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при военных и чрезвычайных ситуациях.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика Департамента имущественных и земельных отношений (адрес), третьих лиц МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ГУ МЧС России по (адрес), администрации МО «(адрес)» (адрес), СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог».
В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) Б иск поддержала, указав, что данное ЗС ГО не включено ни в реестр федерального имущества, ни в реестр государственного имущества (адрес), ни в реестр муниципального имущества, что препятствует разрешению вопроса об изменении типа данного защитного сооружения и его приведению в дальнейшем в пригодное для использования по назначению состояние.
В письменном отзыве на иск Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) просил в требованиях прокурора отказать, ссылаясь на то, что защитное сооружение гражданской обороны № в реестре государственной собственности (адрес) не значится. Данное сооружение как самостоятельный объект права принято в эксплуатацию в декабре 1986 года и расположено в здании АБК, являющемся государственной собственностью (адрес), однако в силу постановления Верховного Совета РФ от (дата) № указанное противорадиационное укрытие относится к федеральной собственности и до настоящего времени в установленном законом порядке в государственную собственность (адрес) не передавалось (т. 1 л.д. 238 - 241).
В возражениях на иск МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях пояснило, что здание АБК, расположенное по адресу: (адрес), как объект, в составе которого находится встроенный объект гражданской обороны, зарегистрировано на праве собственности за (адрес)ю, сведения о таком объекте внесены в реестр государственной собственности (адрес) и в Единый государственный реестр недвижимости. Регистрация данного права не оспорена и недействительной не признана (т. 1 л.д. 244, 245-246).
Представитель третьего лица Гагаринского филиала СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» М.З.В. иск поддержала.
Решением Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) уточненный иск прокурора удовлетворен, Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) обязан включить в реестр государственного имущества (адрес) защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, расположенное по адресу: (адрес), в течение 2 (двух) месяцев после вступления решения в законную силу (т. 2 л.д. 7-10).
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что спорное противорадиационное укрытие относится к федеральной собственности в силу закона и до настоящего времени в установленном законом порядке в государственную собственность (адрес) не передавалось, доказательств его выбытия в государственную собственность не представлено, в связи с чем не имеется оснований для возложении обязанности о включении его в реестр государственного имущества (т. 2 л.д. 21-25).
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от (дата) суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением в качестве соответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (т. 1 л.д. 132-133).
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В суде апелляционной инстанции прокурор уточнил исковые требования, просил обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ с инвентарным номером № расположенное по адресу: (адрес), в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; отказавшись от требований о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) включить в реестр государственного имущества (адрес) указанное ЗС, а также о возложении обязанности на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях согласовать изменение типа ЗС ГО (т. 2 л.д. 146-154).
Определением судебной коллегии по гражданским дела Смоленского областного суда от (дата) принят отказ от иска прокурора в указанной части исковых требований, производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом от иска.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями указанной выше нормы ГПК РФ, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) № защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Исходя из пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от (дата) № объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1 - 3 постановления Верховного ФИО13 от (дата) № прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Так, статья 1 Федерального закона от (дата) № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от (дата) № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от (дата) № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее – Правила №).
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) №.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению Верховного Суда РФ от (дата) №.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) № не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от (дата) № продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что (дата) , в целях повышения готовности защитного сооружения гражданской обороны, сохранения фонда ЗС ГО на территории (адрес) и снижения избыточных требований к содержанию ЗС ГО, СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» в порядке, установленном Правилами №, подготовлен комплект документов на изменение типа ЗС ГО № расположенного в подвальном помещении здания Гагаринского филиала СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», с «противорадиационное укрытие» на «укрытие», которые были согласованы с МЧС России (т. 1 л.д. 11-16).
В соответствии с п. 2.11 Правил № согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются: для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
В декабре 2021 года и апреле 2022 года Главное управление МЧС России по (адрес) в соответствии с требованиями п. 2.11 Правил № направило акт об изменении типа ЗС ГО № на утверждение в МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое вернуло этот акт, отказав в его утверждении, ссылаясь на то, что у МТУ отсутствуют полномочия по утверждению актов в отношении объектов недвижимости, не являющихся собственностью Российской Федерации, а здание АБК, в подвальном помещении которого располагается названное ЗС ГО, находится в собственности (адрес) (т.1 л.д. 16 оборот, 18 оборот, 21-22 оборот).
Департамент имущественных и земельных отношений (адрес), в адрес которого (дата) был направлен тот же акт об изменении типа ЗС ГО №, также отказался утверждать данные документы, сославшись на то, что указанное сооружение в реестре государственной собственности (адрес) не значится (т. 1 л.д. 19 оборот, 20).
По этой причине Гагаринским межрайонным прокурором в июне 2022 года проведена проверка по соблюдению требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны, послужившая основанием обращения в суд с настоящим иском.
Из материалов дела видно, что в подвальном этаже здания АБК по адресу: (адрес), расположено защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером 67/0152, вместимостью 600 человек, которое принято в эксплуатацию в (дата) , что следует из паспорта противорадиационного укрытия № (т. 1 л.д. 176, 199).
Согласно учетной карточке от (дата) данное защитное сооружение гражданской обороны находится на балансе СОГП «Гагаринское ДРСУ» (в настоящее время СОГБУ «Смоленскавтодор»), значится как государственная собственность (адрес), встроено в здание четырех этажей, расположенного по адресу: (адрес), проектная и фактическая вместимость ЗС ГО 600 чел., его общая площадь 482 кв.м; время приведения в готовность 12 часов. Назначение ЗС ГО в мирное время – использование для нужд организации. На момент инвентаризации статус ЗС ГО соответствует учетным данным (т. 1 л.д. 177, 200).
Из выписки из ЕГРН от (дата) № № следует, что здание АБК с кадастровым номером №, расположенное по адресу: (адрес), количество этажей четыре, в том числе один подземный этаж, находится в государственной собственности (адрес), и распоряжением администрации (адрес) от (дата) №-р/адм передано в оперативное управление СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», что также подтверждается выпиской из реестра государственной собственности (адрес) от (дата) № (т. 1 л.д. 81-85).
Вместе с тем, само вышеуказанное защитное сооружение, как самостоятельный объект гражданской обороны, в реестре имущества государственной собственности (адрес) не числится (т. 1 л.д. 24).
Не числится данный объект ни в реестре федерального имущества, ни в реестре муниципального имущества (т. 1 л.д. 23, 25, 86, 167).
Как следует из материалов дела, спорное противорадиационное убежище в надлежащем порядке из федеральной собственности в государственную собственность (адрес) не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывало.
Пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от (дата) № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III Приложения № к данному постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, поскольку спорное противорадиационное убежище относится к числу таких объектов, судебная коллегия приходит к выводу, что оно может находиться исключительно в федеральной собственности.
При этом на момент разграничения государственной собственности спорное помещение обладало статусом защитных сооружений (убежища), его функциональное назначение не изменилось, в связи с чем спорный объект отнесен к федеральной собственности.
Согласно пункту (дата) Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от (дата) №, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны, подлежит учету в реестре федерального имущества, поэтому именно МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от (дата) №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от (дата) № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 1.2 Правил № статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от (дата) № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Исходя из требований Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата) № «О совершенствовании учета федерального имущества» федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от (дата) № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Ввиду изложенного выше, полномочия собственника в отношении защитных сооружений, являющихся предметом настоящего спора, осуществляет именно МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Более того, (дата) и.о. руководителя МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях Ф и начальником ГУ МЧС России по (адрес) утвержден и согласован перечень ЗС ГО, в том числе введенных в эксплуатацию до 21.01.10992, которые в соответствии с законодательством РФ должны находиться в федеральной собственности и на которые право собственности РФ не оформлено в установленном порядке (т. 2 л.д. 163-172).
В указанный Перечень за № включен спорный объект с инвентарным номером № по адресу: (адрес) (адм. здание) (т. 2 л.д. 167).
Поскольку в материалы дела не представлено сведений, что спорное защитное сооружение, являясь в силу закона федеральным имуществом, надлежащим образом учтено в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества, именно на МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение требований закона и обеспечить учет названного объекта федеральной собственности путем включения его в реестр.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ с инвентарным номером 67/0152, расположенное по адресу: (адрес), в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2023