Решение по делу № 33-1970/2023 от 09.06.2023

Судья Б Дело

УИД (адрес)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2023 года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Г,

судей М, М.Е.В.

при секретаре (помощнике судьи) Л,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департаменту имущественных и земельных отношений (адрес) о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений (адрес) на решение Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) .

Заслушав доклад судьи М, объяснения представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений по (адрес)З, прокурора Ю, представителя третьего лица ГУ МЧС России – С, возражения представителя ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях – К, судебная коллегия

установила:

Гагаринский межрайонный прокурор (адрес) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером расположенное по адресу: (адрес), а также согласовать изменение типа защитного сооружения гражданской обороны с «противорадиационное укрытие» на «укрытие» (т. 1 л.д. 3-8).

Уточнив требования, прокурор просил обязать Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр государственного имущества (адрес) указанное защитное сооружение (т. 1 л.д. 215-218).

В обоснование уточненных требований указано, что в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) установлено, что спорный объект располагается в принадлежащем (адрес) здании административно-бытового комплекса (далее - АБК), но в реестр государственной собственности (адрес) как самостоятельный объект права не включено, что влечет правовую неопределенность органов исполнительной власти при согласовании вопроса об изменении типа данного защитного сооружения, а отсутствие надлежащего функционирования ЗС ГО препятствует обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при военных и чрезвычайных ситуациях.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика Департамента имущественных и земельных отношений (адрес), третьих лиц МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ГУ МЧС России по (адрес), администрации МО «(адрес)» (адрес), СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог».

В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) Б иск поддержала, указав, что данное ЗС ГО не включено ни в реестр федерального имущества, ни в реестр государственного имущества (адрес), ни в реестр муниципального имущества, что препятствует разрешению вопроса об изменении типа данного защитного сооружения и его приведению в дальнейшем в пригодное для использования по назначению состояние.

В письменном отзыве на иск Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) просил в требованиях прокурора отказать, ссылаясь на то, что защитное сооружение гражданской обороны в реестре государственной собственности (адрес) не значится. Данное сооружение как самостоятельный объект права принято в эксплуатацию в декабре 1986 года и расположено в здании АБК, являющемся государственной собственностью (адрес), однако в силу постановления Верховного Совета РФ от (дата) указанное противорадиационное укрытие относится к федеральной собственности и до настоящего времени в установленном законом порядке в государственную собственность (адрес) не передавалось (т. 1 л.д. 238 - 241).

В возражениях на иск МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях пояснило, что здание АБК, расположенное по адресу: (адрес), как объект, в составе которого находится встроенный объект гражданской обороны, зарегистрировано на праве собственности за (адрес)ю, сведения о таком объекте внесены в реестр государственной собственности (адрес) и в Единый государственный реестр недвижимости. Регистрация данного права не оспорена и недействительной не признана (т. 1 л.д. 244, 245-246).

Представитель третьего лица Гагаринского филиала СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» М.З.В. иск поддержала.

Решением Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) уточненный иск прокурора удовлетворен, Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) обязан включить в реестр государственного имущества (адрес) защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером , расположенное по адресу: (адрес), в течение 2 (двух) месяцев после вступления решения в законную силу (т. 2 л.д. 7-10).

В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что спорное противорадиационное укрытие относится к федеральной собственности в силу закона и до настоящего времени в установленном законом порядке в государственную собственность (адрес) не передавалось, доказательств его выбытия в государственную собственность не представлено, в связи с чем не имеется оснований для возложении обязанности о включении его в реестр государственного имущества (т. 2 л.д. 21-25).

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от (дата) суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением в качестве соответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (т. 1 л.д. 132-133).

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В суде апелляционной инстанции прокурор уточнил исковые требования, просил обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ с инвентарным номером расположенное по адресу: (адрес), в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; отказавшись от требований о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) включить в реестр государственного имущества (адрес) указанное ЗС, а также о возложении обязанности на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях согласовать изменение типа ЗС ГО (т. 2 л.д. 146-154).

Определением судебной коллегии по гражданским дела Смоленского областного суда от (дата) принят отказ от иска прокурора в указанной части исковых требований, производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом от иска.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями указанной выше нормы ГПК РФ, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Исходя из пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от (дата) объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1 - 3 постановления Верховного ФИО13 от (дата) прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Так, статья 1 Федерального закона от (дата) № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от (дата) «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от (дата) утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее – Правила ).

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) .

Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению Верховного Суда РФ от (дата) .

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) не упомянуты.

Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от (дата) продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

Из материалов дела видно, что (дата) , в целях повышения готовности защитного сооружения гражданской обороны, сохранения фонда ЗС ГО на территории (адрес) и снижения избыточных требований к содержанию ЗС ГО, СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» в порядке, установленном Правилами , подготовлен комплект документов на изменение типа ЗС ГО расположенного в подвальном помещении здания Гагаринского филиала СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», с «противорадиационное укрытие» на «укрытие», которые были согласованы с МЧС России (т. 1 л.д. 11-16).

В соответствии с п. 2.11 Правил согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются: для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.

В декабре 2021 года и апреле 2022 года Главное управление МЧС России по (адрес) в соответствии с требованиями п. 2.11 Правил направило акт об изменении типа ЗС ГО на утверждение в МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое вернуло этот акт, отказав в его утверждении, ссылаясь на то, что у МТУ отсутствуют полномочия по утверждению актов в отношении объектов недвижимости, не являющихся собственностью Российской Федерации, а здание АБК, в подвальном помещении которого располагается названное ЗС ГО, находится в собственности (адрес) (т.1 л.д. 16 оборот, 18 оборот, 21-22 оборот).

Департамент имущественных и земельных отношений (адрес), в адрес которого (дата) был направлен тот же акт об изменении типа ЗС ГО , также отказался утверждать данные документы, сославшись на то, что указанное сооружение в реестре государственной собственности (адрес) не значится (т. 1 л.д. 19 оборот, 20).

По этой причине Гагаринским межрайонным прокурором в июне 2022 года проведена проверка по соблюдению требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны, послужившая основанием обращения в суд с настоящим иском.

Из материалов дела видно, что в подвальном этаже здания АБК по адресу: (адрес), расположено защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером 67/0152, вместимостью 600 человек, которое принято в эксплуатацию в (дата) , что следует из паспорта противорадиационного укрытия (т. 1 л.д. 176, 199).

Согласно учетной карточке от (дата) данное защитное сооружение гражданской обороны находится на балансе СОГП «Гагаринское ДРСУ» (в настоящее время СОГБУ «Смоленскавтодор»), значится как государственная собственность (адрес), встроено в здание четырех этажей, расположенного по адресу: (адрес), проектная и фактическая вместимость ЗС ГО 600 чел., его общая площадь 482 кв.м; время приведения в готовность 12 часов. Назначение ЗС ГО в мирное время – использование для нужд организации. На момент инвентаризации статус ЗС ГО соответствует учетным данным (т. 1 л.д. 177, 200).

Из выписки из ЕГРН от (дата) следует, что здание АБК с кадастровым номером , расположенное по адресу: (адрес), количество этажей четыре, в том числе один подземный этаж, находится в государственной собственности (адрес), и распоряжением администрации (адрес) от (дата) -р/адм передано в оперативное управление СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», что также подтверждается выпиской из реестра государственной собственности (адрес) от (дата) (т. 1 л.д. 81-85).

Вместе с тем, само вышеуказанное защитное сооружение, как самостоятельный объект гражданской обороны, в реестре имущества государственной собственности (адрес) не числится (т. 1 л.д. 24).

Не числится данный объект ни в реестре федерального имущества, ни в реестре муниципального имущества (т. 1 л.д. 23, 25, 86, 167).

Как следует из материалов дела, спорное противорадиационное убежище в надлежащем порядке из федеральной собственности в государственную собственность (адрес) не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывало.

Пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от (дата) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III Приложения к данному постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, поскольку спорное противорадиационное убежище относится к числу таких объектов, судебная коллегия приходит к выводу, что оно может находиться исключительно в федеральной собственности.

При этом на момент разграничения государственной собственности спорное помещение обладало статусом защитных сооружений (убежища), его функциональное назначение не изменилось, в связи с чем спорный объект отнесен к федеральной собственности.

Согласно пункту (дата) Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от (дата) , защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны, подлежит учету в реестре федерального имущества, поэтому именно МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от (дата) №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от (дата) «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 1.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно ст. 7 Федерального закона от (дата) № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Исходя из требований Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата) «О совершенствовании учета федерального имущества» федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от (дата) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Ввиду изложенного выше, полномочия собственника в отношении защитных сооружений, являющихся предметом настоящего спора, осуществляет именно МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Более того, (дата) и.о. руководителя МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях Ф и начальником ГУ МЧС России по (адрес) утвержден и согласован перечень ЗС ГО, в том числе введенных в эксплуатацию до 21.01.10992, которые в соответствии с законодательством РФ должны находиться в федеральной собственности и на которые право собственности РФ не оформлено в установленном порядке (т. 2 л.д. 163-172).

В указанный Перечень за включен спорный объект с инвентарным номером по адресу: (адрес) (адм. здание) (т. 2 л.д. 167).

Поскольку в материалы дела не представлено сведений, что спорное защитное сооружение, являясь в силу закона федеральным имуществом, надлежащим образом учтено в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества, именно на МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение требований закона и обеспечить учет названного объекта федеральной собственности путем включения его в реестр.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ с инвентарным номером 67/0152, расположенное по адресу: (адрес), в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2023

Судья Б Дело

УИД (адрес)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2023 года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Г,

судей М, М.Е.В.

при секретаре (помощнике судьи) Л,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департаменту имущественных и земельных отношений (адрес) о возложении обязанности включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений (адрес) на решение Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) .

Заслушав доклад судьи М, объяснения представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений по (адрес)З, прокурора Ю, представителя третьего лица ГУ МЧС России – С, возражения представителя ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях – К, судебная коллегия

установила:

Гагаринский межрайонный прокурор (адрес) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером расположенное по адресу: (адрес), а также согласовать изменение типа защитного сооружения гражданской обороны с «противорадиационное укрытие» на «укрытие» (т. 1 л.д. 3-8).

Уточнив требования, прокурор просил обязать Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр государственного имущества (адрес) указанное защитное сооружение (т. 1 л.д. 215-218).

В обоснование уточненных требований указано, что в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) установлено, что спорный объект располагается в принадлежащем (адрес) здании административно-бытового комплекса (далее - АБК), но в реестр государственной собственности (адрес) как самостоятельный объект права не включено, что влечет правовую неопределенность органов исполнительной власти при согласовании вопроса об изменении типа данного защитного сооружения, а отсутствие надлежащего функционирования ЗС ГО препятствует обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при военных и чрезвычайных ситуациях.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика Департамента имущественных и земельных отношений (адрес), третьих лиц МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ГУ МЧС России по (адрес), администрации МО «(адрес)» (адрес), СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог».

В судебном заседании помощник Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) Б иск поддержала, указав, что данное ЗС ГО не включено ни в реестр федерального имущества, ни в реестр государственного имущества (адрес), ни в реестр муниципального имущества, что препятствует разрешению вопроса об изменении типа данного защитного сооружения и его приведению в дальнейшем в пригодное для использования по назначению состояние.

В письменном отзыве на иск Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) просил в требованиях прокурора отказать, ссылаясь на то, что защитное сооружение гражданской обороны в реестре государственной собственности (адрес) не значится. Данное сооружение как самостоятельный объект права принято в эксплуатацию в декабре 1986 года и расположено в здании АБК, являющемся государственной собственностью (адрес), однако в силу постановления Верховного Совета РФ от (дата) указанное противорадиационное укрытие относится к федеральной собственности и до настоящего времени в установленном законом порядке в государственную собственность (адрес) не передавалось (т. 1 л.д. 238 - 241).

В возражениях на иск МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях пояснило, что здание АБК, расположенное по адресу: (адрес), как объект, в составе которого находится встроенный объект гражданской обороны, зарегистрировано на праве собственности за (адрес)ю, сведения о таком объекте внесены в реестр государственной собственности (адрес) и в Единый государственный реестр недвижимости. Регистрация данного права не оспорена и недействительной не признана (т. 1 л.д. 244, 245-246).

Представитель третьего лица Гагаринского филиала СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» М.З.В. иск поддержала.

Решением Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) уточненный иск прокурора удовлетворен, Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) обязан включить в реестр государственного имущества (адрес) защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером , расположенное по адресу: (адрес), в течение 2 (двух) месяцев после вступления решения в законную силу (т. 2 л.д. 7-10).

В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что спорное противорадиационное укрытие относится к федеральной собственности в силу закона и до настоящего времени в установленном законом порядке в государственную собственность (адрес) не передавалось, доказательств его выбытия в государственную собственность не представлено, в связи с чем не имеется оснований для возложении обязанности о включении его в реестр государственного имущества (т. 2 л.д. 21-25).

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от (дата) суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением в качестве соответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (т. 1 л.д. 132-133).

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В суде апелляционной инстанции прокурор уточнил исковые требования, просил обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ с инвентарным номером расположенное по адресу: (адрес), в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; отказавшись от требований о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений (адрес) включить в реестр государственного имущества (адрес) указанное ЗС, а также о возложении обязанности на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях согласовать изменение типа ЗС ГО (т. 2 л.д. 146-154).

Определением судебной коллегии по гражданским дела Смоленского областного суда от (дата) принят отказ от иска прокурора в указанной части исковых требований, производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом от иска.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями указанной выше нормы ГПК РФ, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Исходя из пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от (дата) объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1 - 3 постановления Верховного ФИО13 от (дата) прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Так, статья 1 Федерального закона от (дата) № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от (дата) «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от (дата) утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее – Правила ).

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) .

Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению Верховного Суда РФ от (дата) .

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению Верховного Совета РФ от (дата) не упомянуты.

Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от (дата) продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

Из материалов дела видно, что (дата) , в целях повышения готовности защитного сооружения гражданской обороны, сохранения фонда ЗС ГО на территории (адрес) и снижения избыточных требований к содержанию ЗС ГО, СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» в порядке, установленном Правилами , подготовлен комплект документов на изменение типа ЗС ГО расположенного в подвальном помещении здания Гагаринского филиала СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», с «противорадиационное укрытие» на «укрытие», которые были согласованы с МЧС России (т. 1 л.д. 11-16).

В соответствии с п. 2.11 Правил согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются: для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.

В декабре 2021 года и апреле 2022 года Главное управление МЧС России по (адрес) в соответствии с требованиями п. 2.11 Правил направило акт об изменении типа ЗС ГО на утверждение в МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое вернуло этот акт, отказав в его утверждении, ссылаясь на то, что у МТУ отсутствуют полномочия по утверждению актов в отношении объектов недвижимости, не являющихся собственностью Российской Федерации, а здание АБК, в подвальном помещении которого располагается названное ЗС ГО, находится в собственности (адрес) (т.1 л.д. 16 оборот, 18 оборот, 21-22 оборот).

Департамент имущественных и земельных отношений (адрес), в адрес которого (дата) был направлен тот же акт об изменении типа ЗС ГО , также отказался утверждать данные документы, сославшись на то, что указанное сооружение в реестре государственной собственности (адрес) не значится (т. 1 л.д. 19 оборот, 20).

По этой причине Гагаринским межрайонным прокурором в июне 2022 года проведена проверка по соблюдению требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны, послужившая основанием обращения в суд с настоящим иском.

Из материалов дела видно, что в подвальном этаже здания АБК по адресу: (адрес), расположено защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером 67/0152, вместимостью 600 человек, которое принято в эксплуатацию в (дата) , что следует из паспорта противорадиационного укрытия (т. 1 л.д. 176, 199).

Согласно учетной карточке от (дата) данное защитное сооружение гражданской обороны находится на балансе СОГП «Гагаринское ДРСУ» (в настоящее время СОГБУ «Смоленскавтодор»), значится как государственная собственность (адрес), встроено в здание четырех этажей, расположенного по адресу: (адрес), проектная и фактическая вместимость ЗС ГО 600 чел., его общая площадь 482 кв.м; время приведения в готовность 12 часов. Назначение ЗС ГО в мирное время – использование для нужд организации. На момент инвентаризации статус ЗС ГО соответствует учетным данным (т. 1 л.д. 177, 200).

Из выписки из ЕГРН от (дата) следует, что здание АБК с кадастровым номером , расположенное по адресу: (адрес), количество этажей четыре, в том числе один подземный этаж, находится в государственной собственности (адрес), и распоряжением администрации (адрес) от (дата) -р/адм передано в оперативное управление СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», что также подтверждается выпиской из реестра государственной собственности (адрес) от (дата) (т. 1 л.д. 81-85).

Вместе с тем, само вышеуказанное защитное сооружение, как самостоятельный объект гражданской обороны, в реестре имущества государственной собственности (адрес) не числится (т. 1 л.д. 24).

Не числится данный объект ни в реестре федерального имущества, ни в реестре муниципального имущества (т. 1 л.д. 23, 25, 86, 167).

Как следует из материалов дела, спорное противорадиационное убежище в надлежащем порядке из федеральной собственности в государственную собственность (адрес) не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывало.

Пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от (дата) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III Приложения к данному постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, поскольку спорное противорадиационное убежище относится к числу таких объектов, судебная коллегия приходит к выводу, что оно может находиться исключительно в федеральной собственности.

При этом на момент разграничения государственной собственности спорное помещение обладало статусом защитных сооружений (убежища), его функциональное назначение не изменилось, в связи с чем спорный объект отнесен к федеральной собственности.

Согласно пункту (дата) Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от (дата) , защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны, подлежит учету в реестре федерального имущества, поэтому именно МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от (дата) №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от (дата) «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 1.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно ст. 7 Федерального закона от (дата) № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Исходя из требований Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата) «О совершенствовании учета федерального имущества» федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от (дата) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Ввиду изложенного выше, полномочия собственника в отношении защитных сооружений, являющихся предметом настоящего спора, осуществляет именно МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Более того, (дата) и.о. руководителя МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях Ф и начальником ГУ МЧС России по (адрес) утвержден и согласован перечень ЗС ГО, в том числе введенных в эксплуатацию до 21.01.10992, которые в соответствии с законодательством РФ должны находиться в федеральной собственности и на которые право собственности РФ не оформлено в установленном порядке (т. 2 л.д. 163-172).

В указанный Перечень за включен спорный объект с инвентарным номером по адресу: (адрес) (адм. здание) (т. 2 л.д. 167).

Поскольку в материалы дела не представлено сведений, что спорное защитное сооружение, являясь в силу закона федеральным имуществом, надлежащим образом учтено в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества, именно на МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение требований закона и обеспечить учет названного объекта федеральной собственности путем включения его в реестр.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда (адрес) от (дата) отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Гагаринского межрайонного прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ с инвентарным номером 67/0152, расположенное по адресу: (адрес), в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2023

33-1970/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гагаринская межрайонная прокуратура
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Другие
Гагаринский филиал СОГБУ Управление областных автомобильных дорог
Главное управление МЧС России по Смоленской области
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях
администрация МО Гагаринский район Смоленской области
СОГБУ Смоленскавтодор
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Мацкив Людмила Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
13.06.2023Передача дела судье
11.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Передано в экспедицию
22.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее