Решение по делу № 2-567/2023 (2-4471/2022;) от 26.12.2022

№ 2-567/2023 70RS0004-01-2022-006459-02 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

27 января 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.,

при секретаре Погорелове Д.А.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Литвиненко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В, к Муниципальному образованию «Горд Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного,

установил:

Шардакова Е.Н., Козловская Е.В. обратились в суд к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 21,1 кв.м., состоящее из одной комнаты, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

В обосновании заявленных требований указано, что Шардакова Е.Н., Козловская Е.В. являются нанимателями по договору социального найма квартиры общей площадью 21,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное заключение Межведомственной комиссии, которым дом признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время проживать в данном доме не предоставляется возможным и опасным для жизни.

Истцы Шардакова Е.Н., Козловская Е.В., извещенные надлежащим образом в суд не явились.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, своего представителя не направил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес>, является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Шардакова Е.Н., Козловская Е.В. являются нанимателями жилого помещения – однокомнатной квартиры, общей площадью 20,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Шардаковой Е.Н. и ... заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде.

Постановлением администрации Октябрьского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении нумерации помещений в жилом <адрес> в <адрес>», квартире под , состоящей из двух помещений № на поэтажном плане (согласно техническому плану по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), расположенной на первом этаже, общей площадью 21,1 кв.м., присвоить .

Из справки паспортного стола ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответственным нанимателем является Шардкова Е.Н., зарегистрированная по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении совместно с нанимателем Шардаковой Е.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ Козловская Е.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь).

Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найм.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес>.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Межведомственной комиссии, пунктом 4 которого на администрацию Октябрьского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации <адрес> возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов, проживающих на условиях социального найма.

Как следует из заключения ООО «ЭКЦ «СтроТЭкс», на основании которого, в том числе, межведомственной комиссией принято решение о признании дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, установлено, что физический износ составляет 72 %, возможности обрушения отдельных несущих конструкций (фундаментов, несущих наружных и внутренних стен, перекрытия, полов и т.д.) Проведение ремонта экономически нецелесообразно в виду его большой стоимости и трудоемкости (106% от восстановительной стоимости нового строения жилого дома, аналогичного исследуемому).

Согласно ответу Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ у истца Шардаковой Е.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют права на недвижимое имущество.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что у Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В. отсутствуют права на недвижимое имущество.

Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, (а значит и каждое помещение в нем), признан непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади подлежащего предоставлению истцам жилого помещения суд руководствуется выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общая площадь квартиры № по адресу: <адрес> составляет 21,1 кв.м., квартира состоит из одной комнаты.

Таким образом, Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21,1 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее из одной комнаты взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

ШардаковаЕ.Н. при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей, согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, данные расходы подлежат возмещению ответчиком в пользу истца Шардаковой Е.Н.

Козловская Е.В. при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей, согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, данные расходы подлежат возмещению ответчиком в пользу истца Козловской Е.В.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В, к Муниципальному образованию «Горд Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Шардаковой Е.Н. (паспорт ), Козловской Е.В, (паспорт ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21,1 кв.м., состоящее из одной комнаты, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Взыскать с Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счет средств муниципальной казны в пользу Шардаковой Е.Н. (паспорт ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Взыскать с Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счет средств муниципальной казны в пользу Козловской Е.В, (паспорт ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

№ 2-567/2023 70RS0004-01-2022-006459-02 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

27 января 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.,

при секретаре Погорелове Д.А.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Литвиненко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В, к Муниципальному образованию «Горд Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного,

установил:

Шардакова Е.Н., Козловская Е.В. обратились в суд к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 21,1 кв.м., состоящее из одной комнаты, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

В обосновании заявленных требований указано, что Шардакова Е.Н., Козловская Е.В. являются нанимателями по договору социального найма квартиры общей площадью 21,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное заключение Межведомственной комиссии, которым дом признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время проживать в данном доме не предоставляется возможным и опасным для жизни.

Истцы Шардакова Е.Н., Козловская Е.В., извещенные надлежащим образом в суд не явились.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, своего представителя не направил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес>, является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Шардакова Е.Н., Козловская Е.В. являются нанимателями жилого помещения – однокомнатной квартиры, общей площадью 20,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Шардаковой Е.Н. и ... заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде.

Постановлением администрации Октябрьского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении нумерации помещений в жилом <адрес> в <адрес>», квартире под , состоящей из двух помещений № на поэтажном плане (согласно техническому плану по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), расположенной на первом этаже, общей площадью 21,1 кв.м., присвоить .

Из справки паспортного стола ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответственным нанимателем является Шардкова Е.Н., зарегистрированная по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении совместно с нанимателем Шардаковой Е.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ Козловская Е.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь).

Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найм.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес>.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Межведомственной комиссии, пунктом 4 которого на администрацию Октябрьского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации <адрес> возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов, проживающих на условиях социального найма.

Как следует из заключения ООО «ЭКЦ «СтроТЭкс», на основании которого, в том числе, межведомственной комиссией принято решение о признании дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, установлено, что физический износ составляет 72 %, возможности обрушения отдельных несущих конструкций (фундаментов, несущих наружных и внутренних стен, перекрытия, полов и т.д.) Проведение ремонта экономически нецелесообразно в виду его большой стоимости и трудоемкости (106% от восстановительной стоимости нового строения жилого дома, аналогичного исследуемому).

Согласно ответу Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ у истца Шардаковой Е.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют права на недвижимое имущество.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что у Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В. отсутствуют права на недвижимое имущество.

Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, (а значит и каждое помещение в нем), признан непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади подлежащего предоставлению истцам жилого помещения суд руководствуется выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой общая площадь квартиры № по адресу: <адрес> составляет 21,1 кв.м., квартира состоит из одной комнаты.

Таким образом, Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21,1 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее из одной комнаты взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

ШардаковаЕ.Н. при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей, согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, данные расходы подлежат возмещению ответчиком в пользу истца Шардаковой Е.Н.

Козловская Е.В. при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей, согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, данные расходы подлежат возмещению ответчиком в пользу истца Козловской Е.В.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шардаковой Е.Н., Козловской Е.В, к Муниципальному образованию «Горд Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Шардаковой Е.Н. (паспорт ), Козловской Е.В, (паспорт ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 21,1 кв.м., состоящее из одной комнаты, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Взыскать с Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счет средств муниципальной казны в пользу Шардаковой Е.Н. (паспорт ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Взыскать с Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счет средств муниципальной казны в пользу Козловской Е.В, (паспорт ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

2-567/2023 (2-4471/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Козловская Екатерина Валерьевна
Шардакова Елена Николаевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Другие
Прокуратура Советского района г.Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Куц Е.В.
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
28.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2023Подготовка дела (собеседование)
18.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее