Решение по делу № 33а-2850/2017 от 15.11.2017

Судья Селибов А.Ф. Дело № 33а-2850/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Чаднова О.В.,

судей

Горна В.Ф. и Венина А.Н.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 7 декабря 2017 года дело по апелляционной жалобе ФГКУ «261 ОМИС» Министерства обороны РФ на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 сентября 2017 года, которым удовлетворен административный иск военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона к ФГКУ «261 ОМИС» Министерства обороны РФ об оспаривании бездействия, связанного с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов в занимаемое этим учреждение здание, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Горна В.Ф., объяснения представителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона Лозинского С.Я., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Петропавловск-Камчатского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к федеральному государственному казенному учреждению «261 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «261 ОМИС») об оспаривании бездействия, связанного с исполнением законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование указал, что в августе 2017 года проведена прокурорская проверка, в ходе которой выполнено обследование здания, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 42, закрепленного за административным ответчиком на праве оперативного управления. Выявлено, что вход в здание, а также входы в отдельные помещения этого здания, занимаемые 3 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье», не оборудованы средствами подъема для людей с ограниченными возможностями (пандусами или подъемными устройствами), ограждением для защиты от падения, наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом. Ссылаясь на то, что бездействие ответчика нарушает права инвалидов и маломобильных групп граждан на доступность к объектам социальной инфраструктуры, просил признать его незаконным и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании представитель военного прокурора Лозинский С.Я. заявленные требования поддержал.

Представитель ФГКУ «261 ОМИС» Боженко Д.В. исковые требования не признал, ссылаясь на их необоснованность и отсутствие технической возможности для их исполнения.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГКУ «261 ОМИС» просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Приводит доводы о том, что свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которым руководствовался суд первой инстанции, подлежит применению при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий, к числу которых занимаемое учреждением здание не относится; работы, обязанность выполнить которые возложена судом на ответчика, не могут быть проведены, поскольку они не относятся к числу уставных видов деятельности, учреждение не располагает персоналом и финансовыми средствами для выполнения этих работ; находит необоснованной ссылку суда на письмо начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ о наличии технической возможности для установки пандусов, так как указанное учреждение не уполномочено выдавать подобные заключения.

Относительно апелляционной жалобы военным прокурором Петропавловск-Камчатского гарнизона поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с п. 2 и п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

Удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что здание, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 42, а также расположенные в нем отдельные помещения, не оборудованы пандусами или подъемными устройствами, поручнями, ограждениями для защиты от падения, наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом, что не соответствует требованиям «СП 59.12220.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и нарушает права неопределенного круга лиц.

Установив, что указанное здание находится в оперативном управлении ФГКУ «261 ОМИС», суд сделал вывод о допущенном этим учреждением бездействии, возложив обязанность провести работы, направленные на обеспечение свободного доступа маломобильных групп граждан в помещения, расположенные в этом здании, в том числе занимаемые 3 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ.

С таким решением судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» дано разъяснение, согласно которому решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенным выше требованиям решение суда не отвечает.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

По смыслу закона условия для беспрепятственного доступа инвалидов должны быть обеспечены не во всех зданиях и строениях, а лишь в тех, которые поименованы в приведенной выше правовой норме.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Следовательно, к числу обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения заявленных требований, относятся виды деятельности, осуществляемые ФГКУ «261 ОМИС» и отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России в помещениях этого здания, требующие обеспечения условий доступности к ним маломобильных групп граждан, а также дата введения здания в эксплуатацию и проведения в нем работ по реконструкции или модернизации.

Согласно ч. 2 ст. 15 названного Федерального закона порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны РФ условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2015 № 572.

Пунктами 3, 8 этого Порядка предусмотрено, что в целях определения соответствия действующих объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам проводится обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых на нем услуг.

По результатам паспортизации в организациях разрабатываются планы мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг и определяется перечень необходимых работ.

В силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Признавая незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении условий доступности маломобильных групп граждан к указанному зданию, суд первой инстанции не исследовал уставные виды деятельности ФГКУ «261 ОМИС» и ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, которые требовали бы создания условий доступности к зданию маломобильных групп граждан, сроки введения здания в эксплуатацию, результаты его паспортизации на предмет доступности здания для инвалидов, принятые комиссией решения по повышению значений показателей доступности здания для инвалидов объектов, а также утвержденный перечень необходимых работ и сроки их исполнения. Доказательств, на основании которых возможно было бы установить приведенные выше обстоятельства, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах возложение на административного ответчика обязанности выполнить работы по приведению здания в соответствие с требованиями «СП 59.12220.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» не может быть признано правильным, при том, что в силу прямого указания на то в п. 1.2 названного свода правил он распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп граждан.

Кроме того, суд первой инстанции не исследовал основания, по которым 3 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ занимает отдельные помещения в здании № 42 по ул. Рябиковская в г. Петропавловске-Камчатском. Приведенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения заявленных военным прокурором требований, поскольку по смыслу ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность обеспечить условия доступности объекта либо согласовать до проведения капитального ремонта или реконструкции с общественной организацией инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов возложена на собственников этих объектов.

Возложив на ФГКУ «261 ОМИС» обязанность создать условия для обеспечения доступности маломобильных групп граждан к помещениям, занимаемым 3 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ, суд первой инстанции разрешил вопрос о правах лица, не привлеченного к участию в деле.

Невыполнение требований об исследовании всех юридически значимых обстоятельств, рассмотрение дела без привлечения к его участию ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ, в силу п. 3 ст. 309 и п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ влечет отмену решения суда и направление административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 сентября 2017 года отменить.

Административное дело по административному иску военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона об оспаривании бездействия ФГКУ «261 ОМИС» Министерства обороны РФ и возложении обязанности направить в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи

33а-2850/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор П-К гарнизона
Ответчики
ФГКУ "261 ОМИС" МО РФ
Суд
Камчатский краевой суд
Судья
Горн В.Ф.
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
07.12.2017[Адм.] Судебное заседание
15.12.2017[Адм.] Передано в экспедицию
15.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее