Изготовлено: «20» октября 2022 года Дело №2-4255/22
УИД 76RS0014-01-2022-003263-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2022 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при секретаре Ильичевой Е.С.,
прокуроре Кваша Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по иску Малашкиной Ольги Андреевны к департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГАУЗ Ярославской области «Клиническая больница №9» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
Малашкина О.А. обратилась в суд с иском к департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГАУЗ Ярославской области «Клиническая больница №9», в котором просит признать за ней право на обеспечение лекарственным препаратом МНН «Ланаделумаб» (Такзайро) за счет средств Ярославской области, обязать департамент обеспечить истца препаратом <данные изъяты> в 14 дней, из расчета 26 флаконов на 12 месяцев, обязать больницу выписывать истцу рецепты на бесплатное получение данного лекарственного препарата. Требования мотивирует тем, что имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание – <данные изъяты>, включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года №403 «О порядке федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниям, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». Лица с <данные изъяты> включаются в специальный регистр лиц на основании Приказа Минздрава России от 19 ноября 2012 г. № 950н «О формах документов для ведения регионального сегмента федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и порядке их представления». Истец наблюдается в ГАУЗ Ярославской области «Клиническая больница №9», имеет право на бесплатное обеспечение всеми необходимыми ей лекарственными средствами. После обследования в <данные изъяты> истцу была рекомендована терапия, в том числе препаратом <данные изъяты> 1 раз в 14 дней, из расчета 26 флаконов на 12 месяцев. Данным препаратом истец обеспечена не была.
В судебном заседании истец и ее представитель Ушанков И.В. (по доверенности) доводы и требования искового заявления поддержали. Представитель ответчика Гурьева О.А. (по доверенности) в судебном заседании по заявленным требованиям возражала. Остальные стороны в судебное заседание не явились, о месте ив времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст.ст. 18-19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
На основании ч.15 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее в настоящей статье - Федеральный регистр).
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года №403 утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание «дефект в системе комплемента» (п. 6).
Согласно ч. 9 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Малашкина О.А. имеет редкое (орфанное) заболевание - <данные изъяты> Указанное заболевание включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в связи с чем Малашкина О.А. имеет право на обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми по жизненным показаниям для лечения указанного заболевания, за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 №52 утверждено Положение о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области.
В соответствии с п.1.1. Положения о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области департамент здравоохранения и фармации Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Согласно п. 3.1.1.9 Положения о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области в соответствии с установленными полномочиями департамент выполняет, в том числе, функции по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Из приведенных правовых положений следует, что именно на департамент здравоохранения и фармации Ярославской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится истец.
На сегодняшний день не существует стандарта и порядка оказания медицинской помощи по профилю НАО, в связи с чем, с учетом положений ч.15 ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственного препарата для лечения НАО происходит на основании клинических рекомендаций и заключений врачебной комиссии.
Решением врачебной комиссии №33 от 08.04.2022 года, выданное <данные изъяты> Малашкиной О.А. рекомендован для долгосрочной профилактики препарат <данные изъяты> 1 раз в 14 дней, из расчета 26 флаконов на 12 месяцев.
Согласно п.2.1, 2.2, 2.3 Порядка предоставления социальной услуги по дополнительному обеспечению необходимыми по жизненно важным показаниям лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, утвержденным приказом департамента здравоохранения и фармации ЯО от 31.12.2008 N 9, дополнительное обеспечение граждан необходимыми по жизненно важным показаниям лекарственными препаратами осуществляется на основании решения клинико-экспертной комиссии департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - КЭК департамента).
КЭК департамента рассматривает индивидуальные случаи назначения по жизненно важным показаниям лекарственных препаратов при отсутствии возможности их предоставления гражданам в рамках установленного порядка оказания дополнительной бесплатной медицинской помощи.
Лекарственные препараты назначаются по решению КЭК департамента в случае тяжелого или нетипичного течения заболевания при условии неоднократного подбора лекарственных препаратов в амбулаторных и стационарных условиях в рамках стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, и перечня лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, при их неэффективности и (или) непереносимости, подтвержденных в медицинской документации.
Решением Клинико-экспертной комиссией департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 30.08.2022 года №405 постановлено организовать оказание Малашкиной О.А. специализированной медицинской помощи лекарственным препаратом <данные изъяты> в стационарных условиях медицинской организации с оценкой эффективности проведенной терапии.
Принимая во внимание, что до настоящего времени Малашкина О.А. не обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты>, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ответчиков обязательств, заявленных в иске.
В связи с тем, что данный лекарственный препарат требует регулярного и систематического (беспрерывного) применения решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно разъяснениям в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.
В силу ст.98 ГПК РФ с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, с ответчика департамента здравоохранения и фармации Ярославской области подлежит в пользу истца взысканию государственная пошлина 900 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Малашкиной Ольгой Андреевной (паспорт серия №) право на обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> за счет средств Ярославской области.
Обязать департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН №) обеспечить Малашкину Ольгу Андреевну (паспорт серия №) препаратом <данные изъяты> 1 раз в 14 дней, из расчета 26 флаконов на 12 месяцев.
Обязать ГАУЗ Ярославской области «Клиническая больница №9» (ИНН №) в соответствии с медицинским назначением выписывать Малашкиной Ольге Андреевне (паспорт серия №) рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата <данные изъяты>
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН №) в пользу Малашкиной Ольгой Андреевной (паспорт серия №) расходы на государственную пошлину 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Русинова Л.М.