Дело № 2-196/2020
УИД 33RS0020-01-2020-000177-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года г. Юрьев-Польский
Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Михеева А.А.,
при секретаре Самойловой А.О.,
с участием истца Кочнова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрьев-Польский Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Кочнова А. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Юрьев - Польском районе Владимирской области о перерасчете пенсии и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Кочнов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Юрьев - Польском районе Владимирской области (далее - УПФ РФ в Юрьев - Польском районе), в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет размере трудовой пенсии истца с 01 декабря 2019 года и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с 24 октября 2018 года ему была назначена страховая пенсия по старости в размере 14373 рубля 97 копеек. Общий страховой стаж истца на дату назначения пенсии составил 41 год 24 дня, из которых 13 лет 3 месяца и 14 дней это период прохождения действительной военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 01 сентября 1976 года по 14 декабря 1989 года. 13 ноября 2018 года Кочнов А.В. обратился в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку полагал, что расчет пенсии необходимо произвести за период с сентября 1980 года по сентябрь 1985 года, т.к. в данный период он имел более высокую заработную плату, размер которой отражен в партийном билете. Кроме того, считает что ему неверно определен коэффициент за период военной службы с 01 сентября 1976 года по 14 декабря 1989 года, поскольку данную службу он проходил по призыву. Полагает, что при расчете пенсии ответчик неверно руководствовался нормами Федеральных законов № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а должен был руководствоваться Постановлением министерства труда и социального развития РФ №7 от 17 октября 2003 года.
В судебном заседании истец Кочнов А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, указав на неправильное исчисление ответчиком размера начисленной ему пенсии, наличия оснований для перерасчета пенсии с преобразованием приобретенных в период прохождения военной службы пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом положений ФЗ № 126-ФЗ от 04 июня 2011 года «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать полагая, что отсутствуют правовые основания для перерасчета пенсии, поскольку максимальное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1,2. Таким образом, отношение заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период не изменится и составит 1,2, что не приведет к увеличению размера страховой пенсии. Также указали, что период прохождения Кочновым А.В. действительной военной службы в период с 01 сентября 1976 года по 14 декабря 1989 года включен в страховой стаж истца с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент, который на дату назначения пенсии составил 114,606.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
На основании ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Судом установлено, что 22 октября 2018 года, Кочнов А.В. обратился в УПФ РФ в Юрьев - Польском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (Т.1 л.д.84-87).
С 24 октября 2018 года Кочнову А.В. назначена страховая пенсия по старости, размер которой на момент рассмотрения дела составляет 16441 рубль 61 копейку.
В обоснование исковых требований, истец ссылаясь на п. 7 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 года № 365, полагает что поскольку им осуществлялась трудовая деятельность в период с сентября 1980 года по сентябрь 1985 года за границей, в период прохождения военной службы в ВС СССР, размер пенсии должен быть исчислен на основании данных, указанных в партийном билете истца, как реально отражающих размер его заработной платы в спорный период.
Правительством РФ принято Постановление «О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей» от 20 декабря 2002 года № 911, которым утверждены Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, в связи с чем, в силу издания этого более позднего акта, Правила от 25 декабря 1974 г. фактически не действуют.
К числу правовых актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат.
Кроме того, постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 17 января 2003 года № 3 постановление Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 года № 365 об утверждении оспариваемых заявителем Правил признано не действующим на территории Российской Федерации (Бюллетень Минтруда РФ, № 1, 2003 г.).
Вместе с тем, суд полагает заслуживающими внимания доводы истца об исчислении пенсии на основании данных указанных в партийном билете Кочнова А.В. за период с октября 1982 года по сентябрь 1985 года.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 36 указанного Федерального закона с 01 января 2015 г Федеральный закон от 17 декабря 2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
На основании ч. 4 указанной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного предоставления им необходимых для такого перерасчета документов.
Согласно п. 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как следует из данных о заработной плате Кочнова А.В., указанной в партийном билете члена Коммунистической партии Советского Союза № размер его месячного заработка составлял:
за период с октября 1982 года по июнь 1983 года - <данные изъяты> рублей;
июль 1983 года - <данные изъяты> рублей;
август 1983 года <данные изъяты> рублей;
сентябрь 1983-март 1984 года - <данные изъяты> рублей;
апрель 1984 года - <данные изъяты> рубля;
май-июнь 1984 года - <данные изъяты> рублей;
июль-ноябрь 1984 года <данные изъяты> рублей
декабрь 1984 года - <данные изъяты> рублей;
январь-июнь 1985 года - <данные изъяты> рублей;
август 1985 года - <данные изъяты> рубль;
сентябрь 1985 года <данные изъяты> рублей.
Однако, в первичных документах о заработке Кочнова А.В., а именно в архивной справке № от 10 октября 2018 года, выданной ФГКУ «Центральный архив министерства обороны РФ за период прохождения военной службы Кочновым А.В. с 01 сентября 1980 года по 21 августа 1985 года в войсковой части 60791 размер его ежемесячного заработка за аналогичный период, указанный в военном билете указан в меньшем размере.
Вместе с тем, принятие сведений о заработной плате Кочнова А.В. за указанный истцом период на основании данных партийного билета не приведет к увеличению размера страховой пенсии и увеличению величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку в соответствии с п.3 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, максимальное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере не свыше 1,2.
Таким образом, перерасчет пенсии на основании данных о заработной плате указанной в партийном билете, не приведет улучшению пенсионных прав истца и увеличения размера страховой пенсии по старости.
Также судом отклоняются доводы истца о необходимости перерасчета пенсии в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 310-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», поскольку суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в результате перерасчета составит 11930 рублей 18 копеек, что на 4511 рублей 43 копейки меньше текущего размера пенсии Кочнова А.В.
Не могут быть приняты во внимание доводы истца о включении периода прохождения действительной военной службы с 01 сентября 1976 года по 14 декабря 1989 года, как действительной военной службы по призыву, поскольку, как следует из представленной Военным комиссариатом Владимирской области справке от 20 июля 2020 года №, а также личного дела офицера запаса №, Кочнов А.В. в указанный период проходил действительную военную службу в должности офицерского состава и был уволен 12 октября 1989 года в запас по служебному несоответствию (Т.2 л.д.1, 14-54).
При этом данный период обоснованно включен истцу в страховой стаж, с преобразованием приобретенных в период с 01 сентября 1976 года по 14 декабря 1989 года пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент, который на дату назначения пенсии Кочнову А.В. составил 114,606.
Руководствуясь приведенными нормами права, учитывая отсутствие оснований для удовлетворения иска, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что у ответчика не возникло обязанности по перерасчету пенсии, поскольку указанный перерасчет привел бы к ухудшению пенсионных прав истца, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Кочнову А.В., следует отказать.
Учитывая, что факты нарушения ответчиком прав истца, а также причинения Кочнову А.В. действиями ответчика физических или нравственных страданий, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда.
Кроме того, при рассмотрении данного требования истца надлежит также учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», из которых следует, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требования Кочнову А. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Юрьев - Польском районе Владимирской области о перерасчете пенсии и взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2020 года.
Судья А.А. Михеев
в