Дело № 2-360/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области
в составе: председательствующего судьи Фитиной О.А.,
при секретаре Загвоздиной Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области «20» декабря 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Огневой Натальи Геннадьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области о назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Огнева Н.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-ОПФР по Курганской области о назначении досрочной страховой пенсии (л.д.4-6).
В обоснование заявленных требований указала, что 03.02.2020 она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Ей была назначена пенсия, выплата которой осуществлялась по 30.09.2021.
Решением ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) № 31797/20 от 21.09.2021 выплата пенсии ей прекращена на основании того, что не имеется необходимого специального стажа работы, исключены периоды работы: с 26.12.1994 по 31.10.1999 - заведующая Терсюкским ФАП Шатровской ЦРБ, который подлежит льготному исчислению 1 год работы за 1 год 3 месяца; с 01.11.1999 по 05.04.2000 - заведующая Терсюкским ФАП - фельдшер Шатровской ЦРБ; с 06.04.2000 по 27.08.2000 - отпуск по беременности и родам, заведующая Терсюкским ФАП-фельдшер Шатровской ЦРБ; с 18.12.2001 по 14.01.2002 - очередной отпуск, заведующая фельдшер Шатровской ЦРБ.
Считает, что ее специальный медицинский стаж по состоянию на 26.07.2019 составил 25 лет, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии с 02.03.2020 (с даты подачи заявления в ПФР).
Считает отказ в назначении ей пенсии незаконным. Просит суд отменить вышеуказанные решения УПФР, признать общую продолжительность ее медицинского стажа 25 лет по состоянию на 26.07.2019, возложить на ответчика обязанность включить спорные периоды в ее специальный стаж работы, в том числе в льготном исчислении период с 26.12.1994 по 31.10.1999 - 1 год работы за 1 год 3 месяца, назначить ей пенсию с 03.02.2020, возобновить ее выплату с 01.10.2020, взыскать в ее пользу судебные расходы по оплате госпошлины.
В отзыве ответчик ГУ-ОПФР по Курганской области просит оставить исковые требования Огневой Н.Г. без удовлетворения (л.д.80-81) ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Огнева Н.Г. являлась получателем досрочной страховой пенсии в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.02.2020. Решением УПФР в <адрес> (межрайонного) от 21.09.2021 №31797/20 об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (требуется 25 лет, специальный стаж истца составляет 19 лет 07 месяцев 08 дней). Выплата пенсии прекращена с 01.10.2021.
Указанным решением было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 26.12.1994 по 11.03.2002 в должности заведующей - фельдшера Терсюкским ФАП ГБУ «Шатровская ЦРБ», в том числе: с 06.04.2000 по 27.08.2000 - отпуск по беременности и родам, с 28.08.2000 по 17.12.2001 - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с 18.12.2001 по 14.01.2002 - очередной отпуск за 1999-2000 г.г., так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, применяемым на основании Постановления Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16.07.2014 № 665.
Также же необходимо отметить, что период с 28.08.2000 по 17.12.2001 – отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, не может быть учтен в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 №5, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 №29 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В отзыве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ «Шатровская центральная районная больница», указано, что поддерживают исковые требования Огневой Н.Г. (л.д.93).
Представители: ответчика - ГУ-ОПФР по Курганской области, третьего лица МО Терсюкский сельсовет Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании Огнева Н.Г. и ее представитель Чистяков Ю.С., действующий в соответствии с ч.6 ст.53 ГПК РФ на основании письменного заявления истца в суде (л.д.120), исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель третьего лица ГБУ «Шатровская ЦРБ» Сумарокова А.В., действующая по доверенности (л.д.119), полагала исковые требования Огневой Н.Г. обоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Огневой Н.Г. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Огнева Н.Г., 02.03.1972 года рождения (паспорт л.д.45), окончила Шадринское медицинское училище с присвоением 28.02.1992 квалификации «фельдшер» (диплом л.д.40), начала трудовую деятельность с 13.03.1992, общий страховой стаж на день обращения за назначением пенсии 03.03.2020 составлял свыше 28 лет, что не оспаривалось участниками процесса.
Согласно трудовой книжке (л.д.9-10), Огнева Н.Г. с 13.03.1992 по 31.03.1992 работала в должности медицинской сестры стационара Бариновской больницы, с 01.04.1992 по 13.08.1992 - в должности медицинской сестры терапевтического отделения Шатровской ЦРБ, с 14.08.1992 по 25.12.1994 – санитаркой в Терсюкском ФАП, с 26.12.1994 принята на должность заведующей Терсюкским ФАП, с последующим указанием в трудовой книжке, что должность заведующей ФАП считать должностью заведующей ФАП-фельдшером, присвоенных квалификационных категориях и реорганизациях Шатровской ЦРБ.
В справке ГБУ «Шатровская ЦРБ» указано, что учреждение находится в сельской местности, что предоставляет право на льготное исчисление медицинского стажа (л.д.11-12).
На основании записей в трудовой книжке; представленных справке работодателя, уточняющих занятость в соответствующих должностях (л.д. 11-12, 59); личной карточки формы № Т-2 (л.д.14-15), в которой с 26.12.1994 должность Огневой Н.Г. указана как заведующая-фельдшер Терсюкского ФАП; штатного расписания, тарификационных списков медицинских работников Терсюкского ФАПа и карточек-справок по начислению заработной платы (л.д.22-25, 28-32, 33-39, 63-67), в которых в спорные периоды установлен штат Терсюкского ФАП в количестве 3 человек: заведующая, акушерка, санитарка, при этом Огнева Н.Г. учтена по 9 разряду как фельдшер, в карточках-справках должность также указана «фельдшер»; Типовых положений о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом от 27.07.1973 и от 23.09.1981 (л.д.16, 17, 70-72), на основании которых осуществлялась деятельность до разработки личных должностных инструкций (справка ГБУ «Шатровская ЦРБ» л.д.59) и должностных инструкций (л.д.18-19), согласно которым заведующий непосредственно занимается оказанием доврачебной помощи, ведет амбулаторный прием и ведет больных на дому, выполняет врачебные назначения и оказывает иную медицинскую помощь населению; приказов работодателя (л.д.20-21, 44, 83-85), больничного листа (л.д.60), судом установлено, что Огнева Н.Г. с 13.04.1992 по 31.03.1992 работала в должности медицинской сестры Бариновской больницы; с 01.04.1992 по 13.08.1992 - в должности медицинской сестры терапевтического отделения Шатровской ЦРБ, с 26.12.1994 по настоящее время работает в должности заведующей Терсюкским фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера 9 разряда ГБУ «Шатровская ЦРБ» (с учетом реорганизаций учреждения). Занимала штатную должность, работала полный рабочий день в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в сельской местности. В период трудовой деятельности находилась в отпуске без сохранения заработной платы с 02.04.2007 по 03.04.2007, с 01.02.2011 по 03.02.2011; на больничном листе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам с 07.04.2000 по 24.08.2000; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 28.08.2000 по 17.12.2001. Иных отвлечений от работы не имела. Согласно приказу работодателя от 10.12.2001 № 126-к (л.д.44), находилась в очередном отпуске за 1999-2000 г.г. в период с 18.12.2001 по 14.01.2002, после чего с 15.01.2002 приступила к работе, о чем свидетельствует подтверждение данного факта приказом № 56-к от 03.06.2002 (л.д.84-85).
Показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, согласующимися с письменными материалами дела и которым у суда нет оснований не доверять, подтверждается занятие Огневой Н.Г. в спорные периоды медицинской деятельностью, связанной с охраной здоровья населения.
В соответствии со ст. 28 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке, представляемой ими для назначения и выплаты трудовой пенсии.
03.02.2020 истец Огнева Н.Г. обратилась в ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, предоставив трудовую книжку и иные документы (выплатное дело л.д. 95-115, заявление л.д.101-103).
ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) приняло решение от 14.02.2020 № о назначении Огневой Н.Г. с 03.02.2020 досрочной страховой пенсии на основании подп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» (л.д.96).
Решением УПФР в <адрес> (межрайонного) от 21.09.2021 № (л.д.7) произведен перерасчет специального стажа Огневой Н.Г., с исключением из него спорных периодов работы. Специальный стаж Огневой Н.Г. исчислен продолжительностью 19 лет 07 месяцев 08 дней.
В связи с перерасчетом специального стажа Огневой Н.Г., указанным решением в назначении пенсии Огневой Н.Г. отказано.
Центром ПФР по выплате пенсий в Курганской области от 21.09.2021 принято решение о прекращении выплаты пенсии Огневой Н.Г. с 01.10.2021 (л.д.115).
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.05.2021 № 185п проведена реорганизация ГУ-УПФР в <адрес> (межрайонное) путем присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступившего в законную силу с 01.01.2019 (за исключением подпунктов «б» и «в» пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 01.01.2025), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктами 19-21 ст. 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), назначается в следующем порядке:
- при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 г. – не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости,
- при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 г. – не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости,
- при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 г. – не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости,
- при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2022 г. – не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости,
- при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2023 г. и последующие годы – не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
На основании ч.3 ст. 11 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Также подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций», с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Вышеуказанными списками до 01.01.1992 было установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в должности фельдшера, медицинской сестры независимо от их наименования в больничных учреждениях всех типов и наименований, в детских садах, а также в детских учреждениях и учебных заведениях, перечисленных в разделе I настоящего Перечня (Перечень от 17.12.1959 № 1397); с 01.01.1992 по 31.10.1999 – работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности (Список от 06.09.1991 № 464); с 01.11.1999 по 31.12.2001 – работа заведующим фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшером в районных больницах (Список от 22.09.1999 № 1066), в последующие периоды применяется Список от 29.10.2002 № 781, в котором содержится наименование учреждения: «больницы всех наименований», наименование должности: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер».
В соответствии с п.2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и три месяца.
Начиная с 01.11.1999, в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном исчислении, при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу п.5 действующих в настоящее время Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списках, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
На основании вышеизложенного, с учетом разъяснений, содержащихся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», до 01.11.1999 один год работы по охране здоровья граждан в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) может быть исчислен в льготном порядке за 1 год и 3 месяца независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. После 01.11.1999 если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то не имеется оснований для льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Также с 01.11.1999 в медицинский стаж засчитываются только периоды работы, если эта работа протекала в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, в объеме полной ставки. До 01.11.1999 действующее законодательство такого условия не содержало (за исключением главных медсестер, для которых требовалось выполнение работы в режиме нормальной продолжительности рабочего дня как до 01.11.1999, так и после указанной даты).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П изложена правовая позиция в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Суд считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды.
Таким образом, Огнева Н.Г. в спорные периоды занимала должности в учреждениях, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение по возрасту. Периоды работы истца до 01.11.1999 подлежат льготному исчислению 1 год работы за 1 год 3 месяца; последующие периоды подлежат исчислению в календарном порядке.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, период нахождения Огневой Н.Г. в отпуске по беременности и родам с 07.04.2000 по 24.08.2000, о чем представлен больничный лист, и период нахождения в очередном ежегодном отпуске с 18.12.2001 по 14.01.2002, о чем представлен приказ работодателя, также подлежат зачету в специальный стаж Огневой Н.Г., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Специальный стаж истца Огневой Н.Г. по состоянию на 03.02.2020 (день обращения за назначением пенсии) исчислен судом продолжительностью 25 лет 6 месяцев 17 дней:
периоды, включенные в специальный стаж истца во внесудебном порядке:
- с 13.03.1992 по 13.08.1992 – 5 месяцев 2 дня,
- с 12.03.2002 по 03.02.2020, за исключением нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 02.04.2007 по 03.04.2007, с 01.02.2011 по 03.02.2011 – 17 лет 10 месяцев 18 дней,
всего продолжительность специального стажа по периодам, включенным в специальный стаж истца ПФР во внесудебном порядке составляет 18 лет 3 месяца 20 дней;
спорные периоды, подлежащие включению в специальный стаж истца в соответствии с настоящим решением суда:
- с 26.12.1994 по 31.10.1999 – в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 3 месяца: 6 лет 0 месяцев 23 дня (в календарном исчислении период составляет 4 года 10 месяцев 6 дней),
- с 01.11.1999 по 05.04.2000 – 5 месяцев 5 дней,
- с 07.04.2000 по 24.08.2000 – 4 месяца 18 дней,
- с 18.12.2001 по 14.01.2002 – 28 дней,
- с 15.01.2002 по 11.03.2002 – 1 месяц 28 дней,
всего продолжительность специального стажа по периодам, подлежащим включению в специальный стаж истца по решению суда составляет (при включении периодов до 01.11.1999 в льготном исчислении) 7 лет 2 месяца 18 дней.
При осуществлении расчета и переводе дней в полные месяцы суд считает необходимым сумму дней делить на 21 – число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год при пятидневной рабочей неделе, с учетом следующего.
Действующим пенсионным законодательством при досрочном назначении пенсии по старости не определен порядок перевода фактически отработанного времени на соответствующих видах работ в помесячную продолжительность такой работы.
При этом ранее сложившаяся практика, согласно которой при исчислении стажа работы по фактически отработанному времени для определения количества календарных месяцев указанной работы число полных отработанных дней на соответствующих видах работ делится на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год, то есть на 25,4 – при шестидневной рабочей неделе или на 21,2 – при пятидневной рабочей неделе, соответствует фактически занятости работников и была прямо предусмотрена ранее действовавшим законодательством (ст.103 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», п.108 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590).
Таким образом, продолжительность специального стажа истца составила 25 лет по состоянию на 18.07.2019 (при льготном исчислении периодов работы в сельской местности до 01.11.1999 как один год работы за один год три месяца).
Само по себе наступление определенной продолжительности специального стажа, без обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии, не влечет назначение пенсии.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, с учетом положений ч.1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», приложения 7 к указанному Федеральному закону, а также на основании ч.3 ст. 11 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», на день обращения 03.02.2020 с заявлением о назначении пенсии у Огневой Н.Г. возникло право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с деятельностью по охране здоровья граждан, пенсия была назначена ей в соответствии с требованиями закона, с последующим необоснованным прекращением ее выплаты.
При указанных обстоятельствах решение ГУ - УПФР в <адрес> Курганской области (межрайонное) от 21.09.2021 № 31797/2020 в части отказа зачесть в стаж Огневой Н.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорные периоды работы (за исключением периодов 06.04.2000 и с 25.08.2000 по 27.08.2000), признании необоснованным назначения пенсии с 03.02.2020 и прекращении ее выплаты с 01.10.2021, нарушает право истца Огневой Н.Г. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ст. 39 Конституции РФ, и подлежит отмене.
В силу ст.12 ГК РФ защита нарушенного права может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Огневой Натальи Геннадьевны о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Отменить решение ГУ - УПФР в <адрес> (межрайонное) от 21.09.2021 № в части отказа зачесть в стаж Огневой Н.Г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 26.12.1994 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.04.2000, с 07.04.2000 по 24.08.2000, с 18.12.2001 по 14.01.2002, с 15.01.2002 по 11.03.2002 и отказа в назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии.
Обязать ГУ-ОПФР по Курганской области включить Огневой Наталье Геннадьевне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды:
- с 26.12.1994 года по 31.10.1999 – период работы в должности заведующей Терсюкским ФАП Шатровской ЦРБ, в исчислении один год работы за один год три месяца,
- с 01.11.1999 по 05.04.2000 – период работы в должности заведующей Терсюкским ФАП - фельдшера Шатровской ЦРБ,
- с 07.04.2000 по 24.08.2000 – отпуск по беременности и родам в период работы в должности заведующей Терсюкским ФАП - фельдшера Шатровской ЦРБ,
- с 18.12.2001 по 14.01.2002 – очередной отпуск в период работы в должности заведующей Терсюкским ФАП - фельдшера Шатровской ЦРБ,
- с 15.01.2002 по 11.03.2002 - период работы в должности заведующей Терсюкским ФАП - фельдшера Шатровской ЦРБ.
Признать за Огневой Натальей Геннадьевной право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения с 03.02.2020.
Обязать ГУ-ОПФР по Курганской области возобновить выплату пенсии Огневой Наталье Геннадьевне с 01.10.2021.
Отказать в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Огневой Н.Г.
Взыскать с ГУ-ОПФР по Курганской области в пользу Огневой Натальи Геннадьевны 300 рублей 00 копеек в счет возмещения расходов истца по уплате государственной пошлины.
С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться «23» декабря 2021 года в «16» час. «30» мин.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья О.А. Фитина