Судья Барышева В.В. Дело № 33-3902/2024
УИД 76RS0014-01-2023-004269-88
Изготовлено 5 июня 2024 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б,
судей Бачинской Н.Ю., Черной Л.В.
при секретаре Кочетковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
30 мая 2024 г.
гражданское дело по апелляционной жалобе Васильевой Светланы Вячеславовны на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 18 декабря 2023 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Васильевой Светланы Вячеславовны (паспорт <данные изъяты>) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) о признании решения незаконным, понуждении к назначению страховой пенсии по старости досрочно отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Бачинской Н.Ю., судебная коллегия
установила:
Васильева С.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Решением № 158181/23 от 31.08.2023 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001 года.
Васильева С.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области в котором просит признать незаконным решение № 158181/23 от 31.08.2023 г., назначить страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением - 28.08.2023 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области по доверенности Копейкин В.В. по доводам жалобы возражал.
Васильева С.В. извещенная надлежаще в суд апелляционной инстанции не явилась, причин не явки не представила.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерация судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав представителя пенсионного органа, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Разрешая спор, о включении в педагогический стаж периода работы истца в должности педагога дополнительного образования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом исходил из того, что действующим законодательством возможность включения периода работы в должности педагога дополнительного образования предусмотрена при наличии совокупности двух условий, а именно наличие у истца на 1.01.2001 г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в период с 1.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, вместе с тем данное требование закона не соблюдается.
С выводом суда об отказе в иске суде судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
Доводы жалобы, выражающие несогласие с постановленным решением по мотиву наличия педагогического стажа более 28 лет, судебная коллегия отклоняет, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (пункт 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (пункт 4 статьи 30).
Согласно подпункта "м" пункта 1 и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется с учетом характера спорных правоотношений:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Должность педагога дополнительного образования была включена в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
В ранее действовавших Списках, как утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, так и утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, такая должность отсутствовала.
Согласно же пункту 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 в соответствии с утвержденным им Списком подлежат зачету в специальный стаж лишь периоды работы после 1 ноября 1999 года.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Как следует из дела и установлено судом 28.08.2023 г. Васильева С.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области от 31.08.2023 № 158181/23 в назначении пенсии Васильевой С.В. было в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа 16 лет 8 месяцев на 1.01.2001 г.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 18.04.1994 года по 15.09.2012 года Васильева С.В. работала педагогом дополнительного образования МОУ ДО детско-юношеский центр «ЛАД», с 17.02.2012 года по 29.03.2013 года в должности методиста МОУ ДО «Детский морской центр имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», с 06.12.2013 года по 28.08.2023 года в должности педагога дополнительного образования МОУ ДО «Ярославский городской центр внешкольной работы».
В период работы истца с 18.04.1994 года по 31.10.1999 года действовал Список №463 от 6.09.1991 г., который должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей не предусматривал.
Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Список утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими списками предусмотрена не была.
Действующий на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Список № 781 от 29.10.2022 г. с учетом п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает возможность включения периода работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, начиная с 1 января 2001 г. при наличии одновременно следующих условий: наличие на 1.01.2001 г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы (независимо от ее продолжительности), а также факта работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Из трудовой книжки истца следует, что педагогическая деятельность Васильевой С.В. началась 29.09.1994 г., когда она была принята на работу педагогом дополнительного образования в Культурно-образовательный центр «ЛАД». По состоянию на 1. 01.20021 г. педагогический стаж истца составил 6 лет 08 месяцев 13 дней, что менее требуемого 16 лет 08 месяцев.
Поскольку совокупность условий для включения периодов работы в должности педагога дополнительного образования после 1.01.2001 г. не соблюдается, вывод суда об отказе в иске о признании незаконным решения пенсионного органа о назначении пенсии судебная коллегия находит верным.
Вопреки доводам жалобы осуществление истцом педагогической деятельности само по себе не является достаточным основанием назначения досрочной пенсии, поскольку право на такую пенсию возникает только при выполнении установленных законом условий - то есть при осуществлении деятельности в должностях и в учреждениях, предусмотренных утвержденным Правительством Российской Федерации Списком и в соответствии с условиями и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целом, приведенные истцом в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норма материального права, а потому основанием к отмене постановленного решения являться не могут.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу Васильевой С.В. без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 18 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой Светланы Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи