Решение по делу № 33-4678/2013 от 18.02.2013

Судья: Гулина Е.М. Дело № 33-4678/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Ризиной А.Н.,

судей Забелиной Ю.А., Хугаева А.Г.,

при секретаре Соломатине А.П.,

рассмотрев в судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ на решение Люберецкого городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ о признании права на заключение договора социального найма жилого помещения, об обязании заключить договор социального найма,

заслушав доклад судьи Ризиной А.Н.

объяснения ФИО1, представителей истца – ФИО9, ФИО10,

УСТАНОВИЛА:

Истцы ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО3 предъявили иск к ответчику ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в котором просили:

о признании права истцов на заключение договора социального найма на жилое помещение с компенсацией затрат федерального бюджета в размере 572000 руб.;

об обязании ответчика заключить договор социального найма на жилое помещение.

В обоснование заявленного иска указали, что истец ФИО1 проходил военную службу по контракту. Приказом командующего РВСН от <данные изъяты> был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно -штатными мероприятиями. Согласно извещению №85718 от <данные изъяты>, подписанного ВрИД директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, на ФИО1 и членов его семьи распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: <данные изъяты>, д. 1, кв. 448 в дополнение к занимаемой жилой площади по адресу: <данные изъяты> д. 44, кв. 74 с компенсацией за превышение общей площади жилого помещения. Однако, за подписью начальника первого отдела Западного регионального управления жилищного обеспечения истцы получили письмо об отказе в заключении договора социального найма на предоставленное жилое помещение в связи с чем, истцы обращаются в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

В судебном заседании истец ФИО1 и его уполномоченный представитель исковые требования поддержали.

Истцы ФИО2, ФИО3 и ФИО3 в судебное заседание не явились.

Ответчик, третьи лица Департамент Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ в судебное заседание также не явились.

Решением Люберецкого городского суда от <данные изъяты> иск удовлетворен.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ответчик ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Апелляционная жалоба вместе с материалами гражданского дела поступила на рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебное заседание, назначенное слушанием в суде второй инстанции, явились истек ФИО1 и представители истцов, которые просили решение суда оставить без изменения.

Соистцы ФИО2, ФИО13. А.С., ФИО3, ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие данных лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив обжалуемое решение на законность и обоснованность в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах апелляционных довод, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу по контракту. Приказом командующего РВСН № 0158 от 08.10.2009 г. он был уволен с военной службы с зачислением в запас по п.п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности о военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В период прохождения военной службы ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с <данные изъяты>

Совместным решением командования и жилищной комиссии войсковой части 77017 от 2002 г. ФИО1 и членам его семьи (жена, сын 1986 г.р., дочь 1993 г.р.) была предоставлена квартира по адресу: <данные изъяты>, д. 44, кв. 74. При предоставлении данной квартиры ФИО1 был оставлен на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях, как необеспеченный жилой площадью по установленным нормам.

Постановлением Главы Одинцовского района МО от 12.08.2002 г. за № 1811 вышеуказанное совместное решение командования и жилищной комиссии войсковой части 77013 было утверждено. Постановлено выдать ордер ФИО11 с семьей 4 человека (он, жена, дочь, сын), на 2-х комнатную квартиру № 74, жилой площадью 30,6 кв.м., общей площадью 44, 7 кв.м., в доме №44 по ул. Северная в г. Одинцово Московской области.

Подтверждается, что в указанной квартире семья истцов проживает в настоящее время, иного жилого помещения не имеет.

Согласно извещению №85718 от 02 апреля 2012 г., подписанного ВрИД директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, на ФИО1 и членов его семьи распределено спорное жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: <данные изъяты>, д.1, кв. 448 в дополнение к занимаемой в г. Одинцово с возмещением средств за превышение общей площади жилых помещений на 14,6 кв.м.

Одновременно Департаментом жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ заявителю было разъяснено, что в случае его и членов его семьи согласия (или отказа) с распределенным жилым помещением, он в пятидневный срок должен заполнить и направить в уполномоченный орган копию извещения и корешок (N 1 или 2) настоящего извещения.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 получил вышеуказанное извещение <данные изъяты> и направил в уполномоченный орган корешок N 1 к извещению о распределении спорного жилого помещения о своем согласии с предоставлением распределенного жилого помещения.

<данные изъяты> ФИО1 получено письмо Начальника первого отдела Западного регионального управления жилищного обеспечения, согласно которого ему и членам его семьи было отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, д.1, кв. 448.

Основанием к отказу было указано на то, что ФИО1 и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма выше учетной нормы, действующей по муниципальному образованию городское поселение Одинцово. Со ссылкой на положения ст. 51 ЖК РФ в письме было указано, что ФИО1 не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик незаконно уклоняется от заключения договора социального найма спорного жилого помещения, предоставленного ФИО1 и членам его семьи в установленном законом порядке в дополнение к ранее предоставленному жилому помещению.

Суд исходил из того, что истец продолжает состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемое его семьей жилое помещение в г. Одинцово предоставлялось семье ФИО11 без учета нормы предоставления.

С выводами суда, положенными в основу обжалуемого решения, судебная коллегия соглашается, так как они не противоречат требованиям закона, регулирующие спорные правоотношения, а также установленным по делу обстоятельствам.

Так, с учетом новых доказательств, которые были представлены суду апелляционной инстанции и не исследованные при разрешении спора судом первой инстанции в нарушение ч. 2 ст. 56 ГПК РФ до вынесения обжалуемого решения, установлено, что жилой фонд (дом №44 в г. Одинцово, в котором расположена занимаемая истцами квартира) находился в федеральной собственности в составе объектов социально-культурного и коммунального –бытового назначения войсковой части 93793 ВС РФ.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 10.08.1998 № 1111-р был утвержден перечень передаваемых в муниципальную собственность Одинцовского района Московской области объектов Министерства обороны России. В число передаваемых объектов вошел дом №44 по <данные изъяты> в г. Одинцово. Передача данного имущества была оформлена соответствующим актом № 244 от 15.10.98 г.

Как было установлено судом первой инстанции, семье ФИО1 квартира в г. Одинцово была предоставлена без снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях, то есть в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РСФСР ( поскольку не была соблюдена норма обеспечения жилой площадью - 12 кв.м. жилой площади на одного члена семьи).

Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 1 ст. 15.1 указанного ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим ФЗ в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

29.12.2004 г. ФЗ N 189 введен в действие Жилищный Кодекс РФ. В силу п. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилого помещения.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, положения ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года. Следовательно, в силу вышеприведенных требований закона, при снятии с учета принимается во внимание не учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истцы являются обеспеченными жилым помещением по договору социального найма свыше учетной нормы общей площади жилого помещения, а потому в силу требований ст. 56 ЖК РФ подлежали снятию с учета, судебная коллегия отклоняет.

В силу специального закона истцам должно быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления 18 кв. м общей жилой площади на одного человека. В данном случае, истец занимает жилое помещение меньшей площадью.

В соответствии с п. 3 ст. 15.1 Федерального закона №76-ФЗ с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи, и предусмотренного п. 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения.

Пунктом 16 ст. 15 названного Федерального закона закреплено, что военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.

Согласно п. 4 приказа Министра обороны РФ от 22.08.2011 г. № 1450 ДСП «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения» военнослужащему может быть предоставлено жилое помещение сверх нормы, установленной ст. 15.1 ФЗ № 76-ФЗ при условии подачи в любое время заявления в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны, специализированный организации Министерства обороны РФ.

Материалами дела подтверждается, что семья ФИО1 дала свое согласие на возмещение указанных средств федерального бюджета и подали соответствующее заявление.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о праве истцов на заключение договора социального найма на спорное помещение с возмещением компенсации затрат федерального бюджета за превышение общей площади в размере 14,3 кв.м.

Доводы апеллянта о том, что в отношении ФИО1 в настоящее время принято решение о снятии с очереди, не может повлечь отмену обжалуемого решения, так как доказательств принятия такого решения до разрешения дела судом первой инстанции стороной ответчика в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Кроме того, в соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Материалами дела подтверждается, что при досрочном увольнении с военной службы в запас по организационно – штатным мероприятиям (16 октября 2009 г.), ФИО1 имел выслугу 27 лет 2 месяца в календарном исчислении.

Следовательно, в силу вышеприведенных требований закона, вышеуказанные доводы апеллянта не правильность постановленного судебного решения не влияют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия также отклоняет.

Судом апелляционной инстанции установлено, что правообладателем спорного жилого помещения является ФГУ «Люберецкая КЭЧ района» Министерства обороны РФ (л.д.171).

Как следует же из Приказа Министерства обороны РФ от 18.11.2010 года N 1550, распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилых помещением военнослужащих и граждан РФ, возлагается на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (п. 2.1 Приказа).

В силу пунктов 1, 2 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1455 от 03.11.2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения. Согласно п. 3 Приказа Министра обороны РФ N 1455 от 03.11.2010 года специализированные организации Министерства обороны РФ принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному ими постоянному месту жительства.

Указанным федеральным государственным учреждениям приведенными выше нормативными актами представлены полномочия, в том числе и по заключению договоров социального найма на жилые помещения.

Согласно Приложению №1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27.08.2010 г. N 1135 "Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" на территории Московской области такие функции осуществляет ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.

Таким образом, ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ является надлежащим ответчиком по делу.

Иные доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличия правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, а потому апелляционная жалоба ответчика удовлетворена быть не может.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Люберецкого городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4678/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
Кремлякова С.С. и др
Кремляков Алексей Сергеевич
Кремлякова Людмила Юрьевна
Кремляков Сергей Станиславович
Кремлякова Анна Сергеевна
Ответчики
ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения"
ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
28.02.2013Судебное заседание
26.03.2013Судебное заседание
13.05.2013Судебное заседание
31.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2013Передано в экспедицию
13.05.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее