№ 2а-2119 (2021)
УИД № 24RS0002-01-2021-003209-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2021 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,
с участием представителя административного истца Картышовой Е.А.,
при секретаре Гордеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, владельцу интернет-сайта <данные изъяты>, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администратору сайта <данные изъяты>, и Енисейскому управлению Федеральной службы, по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации о продаже дипломов учебных заведений, о продаже дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения, информация об условиях приобретения указанных дипломов и оплаты их стоимости, размещенную на <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой в ходе мониторинга сети интернет выявлены факты размещения пользователями информации, запрещенной к распространению на территории РФ. На сайте <данные изъяты>, под названием «Купить диплом в Ачинске с доставкой без предоплаты» размещена информация о продаже дипломов любого учебного заведения, о продаже дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения, информация об условиях приобретения указанных дипломов и оплаты их стоимости. Вход на сайт <данные изъяты> свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Просит признать информацию о продаже дипломов учебных заведений, о продаже дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения, информация об условиях приобретения указанных дипломов и оплаты их стоимости, размещенную на <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено( л.д. 3-5).
Представитель административного истца помощник Ачинского городского прокурора Карташова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что по состоянию на момент рассмотрения дела запрещенная информация является по-прежнему открытой и доступной.
Представители административных ответчиков Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций и администратор сайта <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом путем направления судебного извещения и путем размещения информации на официальном сайте Ачинского городского суда (л.д. 20, 21). Представитель Енисейского управления Роскомнадзора просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.24-25). В представленных письменных пояснениях относительно заявленных исковых требований указал, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 11.06.2021 года страница сайта в сети Интернет по адресу <данные изъяты> указанному в исковом заявлении прокурора, доступна и содержит информацию в соответствии с ее описанием в исковом заявлении. Данные, позволяющие идентифицировать указанный Интернет-ресурс в сети Интернет, отсутствуют в Едином реестре, в связи с чем полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории России. Однако, в соответствии с п.1 ч.2 ст.265.2 КАС РФ, в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика должно быть указано лицо, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, при этом Енисейское управление Роскомнадзора не относится к таким лицам, в связи, с чем Енисейское управление Роскомнадзора является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу (л.д. 24-25).
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 29 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий, обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ).
На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Как установлено по делу, Ачинской городской прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлен Интернет-сайт по адресу <данные изъяты>, на котором размещена информация о продаже дипломов любого учебного заведения, о продаже дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения, информация об условиях приобретения указанных дипломов и оплаты их стоимости (л.д. 8-11).
На момент рассмотрения дела страница сайта <данные изъяты>не заблокирована, к ней имеется неограниченный доступ, данный адрес не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На указанной странице сайта содержатся разделы со сведениями по изготовлению и продаже таких документов, как дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК. Разделы Интернет-сайта представляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов, на статьи о стоимости изготовления документов, доставке, отзывах. На странице сайта, указанной в административном иске, имеются контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты, время работы), а также существует возможность заказать звонок и оформить заявку онлайн круглосуточно.
При этом содержащаяся на сайте информация не позволяется сделать вывод об оказании владельцем сайта посреднических услуг при оформлении перечисленных документов в уполномоченных органах государственной власти.
Положениями ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлен порядок выдачи и получения документов государственного образца об образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации, предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании.
Частью 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и о квалификации.
В соответствии с ч. 7 ст. 60 указанного закона документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Таким образом, государственная итоговая аттестация по итогам прохождения обучения является обязательным условием выдачи документов об образовании и о квалификации.
В п. 16 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определено, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержден приказом Минобрнауки от 13.02.2014 № 112.
В соответствии с п. 2 Порядка, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования лицам, освоившим образовательные программы высшего образования.
Пункт 27 раздела V Порядка «Выдача дипломов и дубликатов» содержит положение о том, что диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешному прошедшему государственную итоговую аттестацию.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрен порядок выдачи и получения документов государственного образца об образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации, и предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании.
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документов, подтверждающих наличие у лица права, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.
Незаконное приобретение официального документа об образовании, предоставляющего права, и использование указанного заведомо подложного документа образует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В нарушение указанных норм, неограниченному числу пользователей предоставляется свободный доступ к вышеуказанной странице в сети интернет, который предоставляет возможность пользователям сети Интернет ознакомиться в том числе, с информацией о возможности приобретения дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения.
Сведения, размещенные на указанном сайте вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения за плату и использования дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения, в нарушение установленного законом порядка, побуждают неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений и преступлений и способствуют их совершению.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» предложений о получении за денежные средства дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, защиту порядка управления, законных экономически интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Предложения, размещенные по сетевому адресу: <данные изъяты>, являются фактором, способствующим совершению уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений.
При таком положении имеются законные основания для удовлетворения требования административного истца.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ решение суда является основанием для включения указанного интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет на сайте с доменным именем: <данные изъяты> о продаже дипломов учебных заведений, о продаже дипломов ВУЗа, техникума, аттестатов на бланке ГОЗНАК без прохождения обучения, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.Ю. Корявина
Мотивированное решение составлено 28 июня 2021 года