Судья Карагодина Т.А. дело № 33-9843/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 31 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Куденко И.Е., Бабайцевой Е.А.,
при секретаре Князевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Литвиновой Марии Федоровны к Дрянушкину Александру Ивановичу о признании договора аренды земельного участка недействительности
по апелляционным жалобам Литвиновой Марии Федоровны, Пиуновой Раисы Ивановны, Полтавской Любови Николаевны, Мукосеевой Федоры Ивановны
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 15 мая 2019 года, которым в иске отказано,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е.,
установила:
Литвинова М.Ф. обратилась в суд с иском к Дрянушкину А.И. о признании договора аренды земельного участка недействительности. В обоснование заявленных требований указано, что она является участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № <...>, который ранее находился в аренде у ООО «Русь». Решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от 25 сентября 2018 года было постановлено не продлевать договор аренды с ООО «Русь», а также уполномочить Мерш И.А. действовать от имени участников долевой собственности без доверенности. В настоящее время ей стало известно, что в отношении Земельного участка в ЕГРН зарегистрирован договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 29.10.2018 г., заключенный со стороны участников долевой собственности - Мерш И.А., с арендатором - Дрянушкиным А.И., сроком на 49 лет. При этом согласно п. 3.1. Арендная плата выплачивается Арендатором ежегодно не позднее 31 декабря путем предоставления натуральной платы на следующих условиях: за одну земельную долю, равную <.......>. в случае получения урожайности зерновых культур свыше 20 центнеров с одного га. - 50 килограммов зерна; в случае получения урожайности до 20 центнеров с одного га. - 30 килограммов зерна, любого (рожь, пшеница, зернофураж). По мнению истца, Мерш И.А. в отношении земельного участка был заключен кабальный договор, не соответствующий интересам истца. Более того, учитывая, что Дрянушкин А.И. является отцом Мерш И.А. очевидно, что при заключении указанного договора аренды Мерш И.А. действовал не в интересах участников долевой собственности, а в интересах своей семьи, а возможно и в своих личных интересах. В нарушении требований закона об обороте земель в оспариваемом договоре аренды земельного участка размер арендной платы определен Мерш И.А. не в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности, а по своему усмотрению.
Просила суд признать договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 29 октября 2018 года, заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>, недействительным и применить последствия его недействительности.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец Литвинова М.Ф., третьи лица Пиунова Р.И., Полтавская Л.Н., Муковеева Ф.И. обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав представителя истца Литвиной М.Ф. – Савенкова А.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя отвечтика Дрянушкина А.И. – Мерша И.А., выразившего согласие с решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (статья 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение требованиям закона не соответствует.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что Мерш И.А. был утвержден протоколом общего собрания участников долевой собственности, как лицо, уполномоченное от имени участников долевой собственности действовать без доверенности, а также уполномочен заключить договор аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, протокол общего собрания истцом в установленном законом порядке оспорен не был.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (не потребляемые вещи).
На основании пункта 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Общее правило статьи 246 ГК РФ заключается в том, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Изъятие из этого правила предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), статьи 12 которого установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила ГК РФ. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения в частности о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать, в том числе при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, а также заключать договоры аренды данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; об условиях договора аренды земельного участка находящегося в долевой собственности (пункт 3 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Пункт 7 части 3 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает, что участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть подписан лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договоров и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из приведенных выше норм права, защита права общей долевой собственности также осуществляется участниками общей собственности по взаимному согласию, которое применительно к общему имуществу собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения, и может быть достигнуто общим собранием собственников земельных долей.
Принимая во внимание, что любое нарушение права собственности, в том числе, не связанное с лишением владения, затрагивает интересы одновременно всех участников общей долевой собственности. Право на защиту своего нарушенного права, включая право на обращение в суд, принадлежит каждому из них.
Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий ничтожной сделки может быть заявлено также заинтересованными лицами.
Согласно пункту 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В силу пункта 1 статьи 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (пункт 2 статьи 183 ГК РФ).
Таким образом, гражданское законодательство для лиц, интересы которых по доверенности или без таковой представляли при совершении сделок иные лица, предусматривает возможность последующего одобрения всех совершенных в их интересах без надлежащих полномочий сделок (статьи 183, 982 ГК РФ).
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из материалов дела следует, что Литвиновой М.Ф., Попелкову В.А., Титовой Л.Н., Кудрявцевой Г.Н., Мульгановой Н.Н., Ждановой А.А., Полтавской Л.Н., Мельниковой Е.М., Сухининой Н.И., Шивчук Л.А., Овчаровой Т.П., Волколуповой Н.Ф., Полтавскому Д.В., Тихоновой Т.П., Попукаловой П.М., Пиуновой Р.И., Антохиной Т.В., Щербинину П.Н., Ексиной А.И., Мукосеевой Ф.И. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, кадастровый номер № <...>, площадью <.......>
25 сентября 2018 года собственниками указанного земельного участка проведено общее собрание участников долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <.......>, по итогам проведения которого составлен и подписан соответствующий протокол.
По итогам проведения общего собрания был избран Мерш И.А., как лицо, уполномоченное от имени участников долевой собственности действовать без доверенности, с наделением его полномочий действовать без доверенности от имени собственников по заключению и расторжению договоров аренды на исходный земельный участок с кадастровым номером <.......>, так и на участки, образуемые из него.
Вопрос об условиях договора аренды земельного участка на голосование не ставился и решение по нему не принималось.
29 октября 2018 года между Мершем И.А. и Дрянушкиным А.И. (арендатор) заключен договор аренды указанного земельного участка, сроком на 49 лет.
При этом согласно пункту 3.1 договора арендная плата выплачивается арендатором ежегодно не позднее 31 декабря путем предоставления натуральной платы на следующих условиях: за одну земельную долю, равную <.......> в случае получения урожайности зерновых культур свыше 20 центнеров с одного га. - 50 килограммов зерна; в случае получения урожайности до 20 центнеров с одного гектара - 30 килограммов зерна.
Договор аренды от 29 октября 2018 года в установленном законом порядке зарегистрирован, о чем в ЕГРН имеется запись
№ <...> от 21 ноября 2018 года о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Литвинова М.Ф. обратилась в суд с настоящим иском указав, что было нарушено ее право на распоряжение своим земельным участком (земельная доля земельного участка с кадастровым номером № <...>), так как Мерш И.А. после утверждения протоколом общего собрания участников долевой собственности, как лица, уполномоченное от имени участников долевой собственности действовать без доверенности заключил договор аренды со своим отцом, не уведомив об этом ее как собственника.
Полагала, что условия договора противоречат интересам арендодателей.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия, исходит из положений пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которого четко о предусмотрено, что договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть подписан лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договоров и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
Между тем, из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что на повестку обсуждения общим собранием собственников земельного участка с кадастровым номером № <...> вопрос об условиях заключения договора аренды не выносился, не рассматривался и не утверждался.
В связи с чем, судебная коллегия, приходит к выводу, что действия ответчика по заключению договора аренды не соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
Доказательств согласования таких условий с каждым собственником у суда также не имеется, что является нарушением положений пункта 4 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которого уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.
В связи с чем, судебная коллегия, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца о признании недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым № <...>, из категории земель сельскохозяйственного назначения от 29 октября 2018 года, заключенный между Мершем И.А. и Дрянушкиным А.И.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для отказа в иске Литвиновой М.Ф.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным, отменить решение суда и постановить новое решение об удовлетворении иска Литвиновой М.Ф. к Дрянушкину А.И. о признании договора аренды недействительным, применив последствия недействительности сделки путем погашения записей об аренде в ЕГРН в отношении указанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 15 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Литвиновой Марии Федоровны к Дрянушкину Александру Ивановичу о признании договора аренды земельного участка недействительности удовлетворить.
Признать недействительными договор аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, из категории земель сельскохозяйственного назначения от 29 октября 2018 года, заключенный между Мершем Иваном Александровичем и Дрянушкиным Александром Ивановичем.
Применить последствия недействительности сделок в виде внесения записи в Едином государственном реестре недвижимости о прекращении регистрации договора аренды от 29 октября 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>.
Председательствующий:
Судьи: