Решение по делу № 2-3707/2024 от 06.02.2024

Дело № 2-3707/2024

45RS0026-01-2024-002098-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2024 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аброськина С.П.,

при секретаре Лейченок Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоренко Надежды Николаевны к МУП «Прометей» о возложении обязанностей, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Федоренко Н.Н. обратилась в суд с иском к МУП «Прометей» о возложении обязанностей, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет МУП «Прометей» на основании постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, которым установлен Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений жилого дома. Решением Курганского городского суда Курганской области в Перечень включен пункт 3.6 о возложении на управляющую компанию обязанности по оказанию услуг по вывозу ЖБО из септика, однако, приличии заключенного в ноябре 2023 года договора на вывоз ЖБО, указанные работы ответчиком не выполняются. Полагает, что МУП «Прометей» также обязана рассматривать предложения, заявления, жалобы собственников жилых помещений и принимать соответствующие меры, проводить расчет стоимости работ для каждого собственника, однако оплата по вывозу ЖБО в установленный Администрацией города размер платы за содержание жилого помещения в расчете за 1 кв.м. занимаемой площади жилого помещения не входит. Собственники жилых помещений неоднократно обращались в управляющую компанию с жалобами и заявлениями по телефону, лично и письменно, однако, мер ответчик не принимает, длительное время не исполняет обязанности по вывозу ЖБО, чем нарушает условия заключенного договора и наносит вред здоровью собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме. Считает, что бездействиями ответчика ей причинен моральный вред, размер компенсации которого оценивает в 7000 руб., из расчета по 1 000 руб. за каждый месяц не выполнения работ (август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2023 года и за январь и февраль 2024 года). Также с МУП «Прометей» по причине не выполнения в добровольном порядке законного требования потребителя подлежит взысканию штраф в размере 3 500 руб., что составляет 50 % от 7000 руб. Просит суд возложить на МУП «Прометей» обязанность организовать вывоз жидких бытовых отходов из септика многоквартирного дома по адресу: <адрес>; взыскать с МУП «Прометей» в ее пользу штраф в размере 3500 руб., компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб.

В судебное заседание истец Федоренко Н.Н. не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что поддерживает исковое заявление в полном объеме, и обеспечила явку своего представителя.

Представитель истца Федоренко Н.Н. - Камшилов И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что истцом представлены документы, обосновывающие исковые требования, а также имеется перечень работ, которые обязана выполнять управляющая компания, временной управляющей компанией назначен МУП «Прометей». Управляющая компания жидкие бытовые отходы не вывозит. Истец испытывает неприятные ощущения из-за запаха, летающих насекомых. Отметил, что в настоящее время полностью затоплен подвал.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Прометей» - Таскаев Р.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, пояснив, что управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, осуществляет МУП «Прометей». Размер платы за вывоз жидких бытовых отходов установлен договором, который с МУП «Прометей» договор не заключатся, несмотря на устное предложение собственникам о проведении общего собрания. Перечень работ устанавливает Администрация г. Кургана. МУП «Прометей» не производит вывоз жидких бытовых отходов. Пункт об этом включен в перечень предоставляемых услуг, но по мере необходимости. Договора с организацией, которая будет осуществлять вывоз ЖБО отсутствует. Вывоз жидких бытовых отходов включен в содержание жилого помещения.

Представитель третьего лица Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки в суд не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Суд, с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства и другие письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

Установлено, что истец Федоренко Надежда Николаевна является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 46,8 кв.м., жилой площадью 29,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 апреля 2001 года.

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет МУП «Прометей» на основании постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726 «Об определении управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», что подтверждается приказом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 20 июля 2023 года № 1091-л, ответом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 21 февраля 2024 года на запрос суда, распечаткой карточки дома с сайта ГИС ЖКХ от 19 февраля 2024 года.

Пунктом 2 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726 «Об определении управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» установлен перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 настоящего постановления, в период управления многоквартирными домами управляющей организацией МУП «Прометей» (ИНН 4501002912, ОГРН 1024500510220, лицензия от 08 июня 2023 года № 045000151), согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

В соответствии с п. 3 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, установлен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

Согласно п. 4 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в период управления многоквартирными домами управляющей организацией МУП «Прометей» (ИНН 4501002912, ОГРН 1024500510220, лицензия от 08 июня 2023 года № 045000151) осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В силу п. 5 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, настоящее постановление действует до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по, результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не более одного года.

В Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах входят работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (п. 3 Перечня).

Как указано в примечании к Перечню, размер платы за содержание жилого помещения указан без включения в него платы за вывоз жидких бытовых отходов (п. 1). Размер платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов определяется договором (соглашением) между абонентом и организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов (для многоквартирных домов, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения) (п. 2).

Многоквартирный жилой дом оборудован внутридомовыми инженерными сетями водоотведения, при этом отсутствует их подключение к централизованной системе водоотведения; слив жидких бытовых отходов производится в канализационный выгреб (септик), находящийся рядом с территорией земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать потребителю услугу, качество которого должно соответствовать договору. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.

Согласно п. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3) настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1).

В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных (п. 18).

Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п. 23).

Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п. 24).

Как указано в письме депутата Камшилова И.А., адресованном прокурору г. Кургана, от 23 августа 2023 года к нему на личный прием по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома по <адрес>, 10 августа 2023 года обратилась Федоренко Н.Н. (<адрес>) по проблеме затопления подвала многоквартирного дома. Управляющая компания МУП «Прометей» не исполняет обязанности по содержанию и обслуживанию общего имущества дома, не осушает подвал. Не производит откачку ЖБО. хотя это вид работ включен в Перечень выполняемых работ. Не выполняется аварийно-диспетчерское обслуживание (АДО), по заявкам сотрудники «Прометея» не выезжают. На телефонные звонки не отвечают. Не производится подготовка дома к отопительному сезону. Плановый капитальный ремонт коммуникаций в подвале дома подрядчиком не начинается в связи с затоплением подвала. Износ труб отопления составляет практически 100%.Если не будет произведена замена труб отопления, то дом не будет подготовлен к отопительному сезону. Дом не подготовлен к подключению к централизованной канализации. Централизованная канализация, принятая в 2020 году, до настоящего времени не работает. На жалобы Администрация города и Департамент ЖКХ не реагирует, дает ответы о том, что идет устранение неполадок. Просит принять меры прокурорского реагирования в связи с бездействием управляющей организации, а также направить в адрес городской Думы и представителя собственников Федоренко Н.Н., <адрес>, информацию о принятых мерах.

На обращение Бердниковой Н.В. прокуратурой г. Кургана дан ответ о том, что по вступлению решения Курганского городского суда Курганской области от 12 октября 2022 года в законную силу, органом местного самоуправления в постановление Администрации г. Кургана от 15 ноября 2019 года № 7678 будут внесены соответствующие изменения, в том числе по откачке и выводу жидких бытовых отходов.

Депутат Камшилов И.А. вновь обратился 05 мая 2023 года к прокурору г. Кургана с просьбой принять меры прокурорского реагирования, необходимые по исполнению решения Курганского городского суда Курганской области; 06.сентября 2023 года – в МУП «Прометей».

07 сентября 2023 года Федоренко Н.Н. обратилась в МУП «Прометей» с заявлением, в котором просила принять срочные меры по осушению подвала и проведению санитарной обработки, поскольку МУП «Прометей» в соответствии с постановлением Администрации г. Кургана приняло на обслуживание многоквартирный дом по <адрес>, с августа 2023 года. Однако положенные работы по текущему ремонту и содержанию дома не исполняются. В настоящее время в доме проводится капитальный ремонт коммуникаций, однако подвал подтоплен, осушение подвала не проводится, что затрудняет проведение капитального ремонта коммуникаций. Подготовка дома к отопительному сезону не проводится, многочисленные обращения и жалобы остаются без ответа, заявки не принимаются, на проблемы с электроснабжением внимания не обращается.

01 ноября 2023 года индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) Бессоновым Владимиром Петровичем и Ивановой Татьяной Павловной заключен договор № 24 на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, по условиям которого предметом настоящего договора является оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов «исполнителем» и оплата оказанных услуг «потребителем» на условиях определенных настоящим договором (п. 1).

В соответствии с п. 2.1. Договора, исполнитель обязан: по заявке «потребителя» своим транспортом и рабочей силой производит вывоз жидких бытовых отходов по адресу: <адрес> (п. 2.1.1.). В случае несвоевременной оплаты за оказанные услуги до 15-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, несвоевременного возврата акта выполненных работ «исполнитель» имеет право приостановить услугу до полного погашения долга и получения подписанных актов выполненных работ (п. 2.1.2). «Исполнитель» не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение «потребителем» экологических и санитарно-технических норм и правил (п. 2.1.3).

В силу п. 2.2. Договора, «потребитель» обязан: обеспечить «исполнителю» свободный доступ к месту проведения работ (п. 2.2.1), содержать подъездные пути, септики, выгребные ямы в надлежащем санитарно-техническом состоянии (п. 2.2.2)., освещать площадки, септики в темное время суток (п. 2.2.3), возвращать «потребителю» подписанные акты выполненных работ в течение 10 дней с момента получения (п. 2.2.4), «исполнитель» и «потребитель» обязуется руководствоваться настоящим договором, действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.2.5).

Поскольку от МУП «Прометей» ответа не последовало, требования, указанные в обращении истца не были исполнены, Федоренко Н.Н. 10 ноября 2023 года обратилась к прокурору г. Кургана с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования.

В ответ на обращение прокуратурой г. Кургана в письме от 15 декабря 2023 года указано, что на основании вступившего в законную силу судебного акта УФССП России по Курганской области 23 марта 2023 года возбуждено исполнительное производство. В рамках мер принудительного исполнения руководителю МПУ «Прометей» неоднократно вручались предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Главе города Кургана 26 апреля 2023 года, 25 июля 2023 года вручены предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ. Администрация г. Кургана 06 июля 2023 года привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. Также 25 сентября 2023 года и 04 декабря 2023 года должник привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафов в размере 50000 руб. В настоящее время установлен новый срок исполнения решения суда – 06 февраля 2024 года. Прокуратурой г. Кургана с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Курганской области 05 декабря 2023 года проведен осмотр придомовой территории, подъездов и подвальных помет домов. Выявлены нарушения при содержании общедомового имущества, в связи с чем надзирающим прокурором руководителю МУП «Прометей» внесено представление. Кроме того на рассмотрении в Курганском городском суде находится иск прокурора города Кургана в интересах неограниченного круга лиц о возложении на МУП «Прометей» обязанности произвести осушение подвального помещения в многоквартирном доме по <адрес>, судебное заседание назначено на 09 января 2024 года. Подтопления подвальных помещений домов не установлено, состояние подъездов удовлетворительное. Управляющей организацией 21 ноября 2023 года заключен договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов. В ходе проведенного 12 декабря 2023 года оперативного совещания по данному обращению Департаменту строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области поручено рассмотреть вопрос подключения указанных в обращении домов к системе централизованного водоотведения в 2024 году. Оснований для принятия дополнительных мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.

13 января 2024. 01.жители многоквартирного дома по адресу: <адрес>, обратились к директору МПУ «Прометей» с письмом, в котором, в том числе просили дать им письменный ответ о причинах невыполнения обязанности по вывозу ЖБО (в октябре, ноябре, декабре 2023 года), будет ли управляющая компания производить вывоз жидких бытовых отходов и по какому тарифу.

Ответа на обращение не последовало.

Между тем, в настоящее время в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не организовано обезвреживание жидких бытовых отходов в соответствии с установленными требованиями, вывоз жидких бытовых отходов не осуществляется, либо осуществляется индивидуальными предпринимателями лишь по обращениям жильцов, оплачиваемых их услуги.

По оказанию услуг по вывозу жидких бытовых отходов истцом в материалы дела представлены: акт № 79 от 09 сентября 2023. 01.об оплате услуг по вывозу ИП Лукиных А.М. жидких бытовых отходов в размере 3220 руб., акт № 80 от 09 сентября 2023 года по вывозу ИП Лукиных А.М. жидких бытовых отходов в размере 9660 руб.

Акт оказания услуг на сумму 42000 руб., из которых 24000 руб. за очистку колодцев, стаканов, трубы между колодцами, выпуска; 54000 руб. за откачку помпой, 3600 руб. – за обслуживание полигона, 3000 руб. – ГСМ, 6000 руб. – за аренду и ремонт помпы. Также в акте содержится указание на то, что за указанные работы 08 сентября 2023 года 39000 руб. получил Демушкин А.А.

В соответствии с расходами кассовыми ордерами Рыбников С.А. получил 5400 руб. 17 августа 2023 года и 1800 руб. 18 августа 2023 года за осушение подвала мотопомпой.

В соответствии с ответом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 22 апреля 2024 года на запрос суда, МУП «Прометей» заключен договор с подрядной организацией на вывоз жидких бытовых отходов по адресам: <адрес> Вывоз осуществляется в соответствии с условиями договора.

Таким образом, по сведениям Государственной жилищной инспекции Курганской области выполнение услуги по вывозу жидких бытовых отходов (откачку септика) физическим лицам, проживающим в доме по адресу: <адрес>, осуществляет ответчик.

При этом представителем ответчика МУП «Прометей» в судебном заседании оспаривался факт оказания жителям многоквартирного дома по вышеуказанному адресу данной жилищной услуги и взимания за нее платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из приведенных норм материального права следует, что на ответчике лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие отсутствие вины в причинении ущерба.

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о том, что в данном случае именно на ответчике лежит обязанность по представлению доказательств, а подтверждающих отсутствие его вины и безусловных доказательств МУП «Прометей» не представил, исковые требования Федоренко Н.Н. подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на МУП «Прометей» обязанности по своевременной откачке из септика канализационных стоков, недопущению переполнения выгреба жидкими бытовыми отходами, септика многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На спорные правоотношения распространяется Закон «О защите прав потребителей», по смыслу ст. 15 которого право лица на компенсацию морального вреда в случае нарушения его прав как потребителя презюмируется и не подлежит доказыванию.

Таким образом, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком прав истца как потребителя, в связи с чем, с МУП «Прометей» в пользу Федоренко Н.Н. подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд учитывает обстоятельства причинения вреда, индивидуальные особенности истца, то обстоятельство, нравственные страдания, связанные с нарушениями ответчиком прав потребителя, при этом суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Из разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).

Ходатайства о применении положений ст. 333 ГК РФ ответчиком не заявлялось.

При таких обстоятельствах, оснований для снижения размере штрафа, подлежащего взысканию у суда не имеется.

С учетом размера взысканных денежных средств с МУП «Прометей» в пользу Федоренко Н.Н. подлежит взысканию штраф в размере 2 500 руб., из расчета 5000 руб. х 50 %. При этом оснований для уменьшения суммы штрафа в отсутствие соответствующего заявления ответчика суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федоренко Надежды Николаевны к МУП «Прометей» о возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа - удовлетворить.

Возложить обязанность на МУП «Прометей» (ИНН: 4501002912, ОГРН: 1024500510220) организовать вывод жидких бытовых отходов из септика многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с МУП «Прометей» (ИНН: 4501002912, ОГРН: 1024500510220) в пользу Федоренко Надежды Николаевны (паспорт: серия ) в счет компенсации морального вреда 5 000 руб., штраф 2500 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья С.П. Аброськин

Решение суда в окончательной форме составлено 23 мая 2024 года.

Дело № 2-3707/2024

45RS0026-01-2024-002098-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2024 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аброськина С.П.,

при секретаре Лейченок Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоренко Надежды Николаевны к МУП «Прометей» о возложении обязанностей, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Федоренко Н.Н. обратилась в суд с иском к МУП «Прометей» о возложении обязанностей, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет МУП «Прометей» на основании постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, которым установлен Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений жилого дома. Решением Курганского городского суда Курганской области в Перечень включен пункт 3.6 о возложении на управляющую компанию обязанности по оказанию услуг по вывозу ЖБО из септика, однако, приличии заключенного в ноябре 2023 года договора на вывоз ЖБО, указанные работы ответчиком не выполняются. Полагает, что МУП «Прометей» также обязана рассматривать предложения, заявления, жалобы собственников жилых помещений и принимать соответствующие меры, проводить расчет стоимости работ для каждого собственника, однако оплата по вывозу ЖБО в установленный Администрацией города размер платы за содержание жилого помещения в расчете за 1 кв.м. занимаемой площади жилого помещения не входит. Собственники жилых помещений неоднократно обращались в управляющую компанию с жалобами и заявлениями по телефону, лично и письменно, однако, мер ответчик не принимает, длительное время не исполняет обязанности по вывозу ЖБО, чем нарушает условия заключенного договора и наносит вред здоровью собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме. Считает, что бездействиями ответчика ей причинен моральный вред, размер компенсации которого оценивает в 7000 руб., из расчета по 1 000 руб. за каждый месяц не выполнения работ (август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2023 года и за январь и февраль 2024 года). Также с МУП «Прометей» по причине не выполнения в добровольном порядке законного требования потребителя подлежит взысканию штраф в размере 3 500 руб., что составляет 50 % от 7000 руб. Просит суд возложить на МУП «Прометей» обязанность организовать вывоз жидких бытовых отходов из септика многоквартирного дома по адресу: <адрес>; взыскать с МУП «Прометей» в ее пользу штраф в размере 3500 руб., компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб.

В судебное заседание истец Федоренко Н.Н. не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что поддерживает исковое заявление в полном объеме, и обеспечила явку своего представителя.

Представитель истца Федоренко Н.Н. - Камшилов И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что истцом представлены документы, обосновывающие исковые требования, а также имеется перечень работ, которые обязана выполнять управляющая компания, временной управляющей компанией назначен МУП «Прометей». Управляющая компания жидкие бытовые отходы не вывозит. Истец испытывает неприятные ощущения из-за запаха, летающих насекомых. Отметил, что в настоящее время полностью затоплен подвал.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Прометей» - Таскаев Р.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, пояснив, что управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, осуществляет МУП «Прометей». Размер платы за вывоз жидких бытовых отходов установлен договором, который с МУП «Прометей» договор не заключатся, несмотря на устное предложение собственникам о проведении общего собрания. Перечень работ устанавливает Администрация г. Кургана. МУП «Прометей» не производит вывоз жидких бытовых отходов. Пункт об этом включен в перечень предоставляемых услуг, но по мере необходимости. Договора с организацией, которая будет осуществлять вывоз ЖБО отсутствует. Вывоз жидких бытовых отходов включен в содержание жилого помещения.

Представитель третьего лица Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки в суд не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Суд, с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства и другие письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

Установлено, что истец Федоренко Надежда Николаевна является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 46,8 кв.м., жилой площадью 29,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 апреля 2001 года.

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет МУП «Прометей» на основании постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726 «Об определении управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», что подтверждается приказом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 20 июля 2023 года № 1091-л, ответом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 21 февраля 2024 года на запрос суда, распечаткой карточки дома с сайта ГИС ЖКХ от 19 февраля 2024 года.

Пунктом 2 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726 «Об определении управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» установлен перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 настоящего постановления, в период управления многоквартирными домами управляющей организацией МУП «Прометей» (ИНН 4501002912, ОГРН 1024500510220, лицензия от 08 июня 2023 года № 045000151), согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

В соответствии с п. 3 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, установлен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

Согласно п. 4 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в период управления многоквартирными домами управляющей организацией МУП «Прометей» (ИНН 4501002912, ОГРН 1024500510220, лицензия от 08 июня 2023 года № 045000151) осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В силу п. 5 постановления Администрации г. Кургана от 13 июля 2023 года № 5726, настоящее постановление действует до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по, результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не более одного года.

В Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах входят работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (п. 3 Перечня).

Как указано в примечании к Перечню, размер платы за содержание жилого помещения указан без включения в него платы за вывоз жидких бытовых отходов (п. 1). Размер платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов определяется договором (соглашением) между абонентом и организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов (для многоквартирных домов, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения) (п. 2).

Многоквартирный жилой дом оборудован внутридомовыми инженерными сетями водоотведения, при этом отсутствует их подключение к централизованной системе водоотведения; слив жидких бытовых отходов производится в канализационный выгреб (септик), находящийся рядом с территорией земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать потребителю услугу, качество которого должно соответствовать договору. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.

Согласно п. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3) настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1).

В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных (п. 18).

Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п. 23).

Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п. 24).

Как указано в письме депутата Камшилова И.А., адресованном прокурору г. Кургана, от 23 августа 2023 года к нему на личный прием по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома по <адрес>, 10 августа 2023 года обратилась Федоренко Н.Н. (<адрес>) по проблеме затопления подвала многоквартирного дома. Управляющая компания МУП «Прометей» не исполняет обязанности по содержанию и обслуживанию общего имущества дома, не осушает подвал. Не производит откачку ЖБО. хотя это вид работ включен в Перечень выполняемых работ. Не выполняется аварийно-диспетчерское обслуживание (АДО), по заявкам сотрудники «Прометея» не выезжают. На телефонные звонки не отвечают. Не производится подготовка дома к отопительному сезону. Плановый капитальный ремонт коммуникаций в подвале дома подрядчиком не начинается в связи с затоплением подвала. Износ труб отопления составляет практически 100%.Если не будет произведена замена труб отопления, то дом не будет подготовлен к отопительному сезону. Дом не подготовлен к подключению к централизованной канализации. Централизованная канализация, принятая в 2020 году, до настоящего времени не работает. На жалобы Администрация города и Департамент ЖКХ не реагирует, дает ответы о том, что идет устранение неполадок. Просит принять меры прокурорского реагирования в связи с бездействием управляющей организации, а также направить в адрес городской Думы и представителя собственников Федоренко Н.Н., <адрес>, информацию о принятых мерах.

На обращение Бердниковой Н.В. прокуратурой г. Кургана дан ответ о том, что по вступлению решения Курганского городского суда Курганской области от 12 октября 2022 года в законную силу, органом местного самоуправления в постановление Администрации г. Кургана от 15 ноября 2019 года № 7678 будут внесены соответствующие изменения, в том числе по откачке и выводу жидких бытовых отходов.

Депутат Камшилов И.А. вновь обратился 05 мая 2023 года к прокурору г. Кургана с просьбой принять меры прокурорского реагирования, необходимые по исполнению решения Курганского городского суда Курганской области; 06.сентября 2023 года – в МУП «Прометей».

07 сентября 2023 года Федоренко Н.Н. обратилась в МУП «Прометей» с заявлением, в котором просила принять срочные меры по осушению подвала и проведению санитарной обработки, поскольку МУП «Прометей» в соответствии с постановлением Администрации г. Кургана приняло на обслуживание многоквартирный дом по <адрес>, с августа 2023 года. Однако положенные работы по текущему ремонту и содержанию дома не исполняются. В настоящее время в доме проводится капитальный ремонт коммуникаций, однако подвал подтоплен, осушение подвала не проводится, что затрудняет проведение капитального ремонта коммуникаций. Подготовка дома к отопительному сезону не проводится, многочисленные обращения и жалобы остаются без ответа, заявки не принимаются, на проблемы с электроснабжением внимания не обращается.

01 ноября 2023 года индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) Бессоновым Владимиром Петровичем и Ивановой Татьяной Павловной заключен договор № 24 на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, по условиям которого предметом настоящего договора является оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов «исполнителем» и оплата оказанных услуг «потребителем» на условиях определенных настоящим договором (п. 1).

В соответствии с п. 2.1. Договора, исполнитель обязан: по заявке «потребителя» своим транспортом и рабочей силой производит вывоз жидких бытовых отходов по адресу: <адрес> (п. 2.1.1.). В случае несвоевременной оплаты за оказанные услуги до 15-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, несвоевременного возврата акта выполненных работ «исполнитель» имеет право приостановить услугу до полного погашения долга и получения подписанных актов выполненных работ (п. 2.1.2). «Исполнитель» не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение «потребителем» экологических и санитарно-технических норм и правил (п. 2.1.3).

В силу п. 2.2. Договора, «потребитель» обязан: обеспечить «исполнителю» свободный доступ к месту проведения работ (п. 2.2.1), содержать подъездные пути, септики, выгребные ямы в надлежащем санитарно-техническом состоянии (п. 2.2.2)., освещать площадки, септики в темное время суток (п. 2.2.3), возвращать «потребителю» подписанные акты выполненных работ в течение 10 дней с момента получения (п. 2.2.4), «исполнитель» и «потребитель» обязуется руководствоваться настоящим договором, действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.2.5).

Поскольку от МУП «Прометей» ответа не последовало, требования, указанные в обращении истца не были исполнены, Федоренко Н.Н. 10 ноября 2023 года обратилась к прокурору г. Кургана с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования.

В ответ на обращение прокуратурой г. Кургана в письме от 15 декабря 2023 года указано, что на основании вступившего в законную силу судебного акта УФССП России по Курганской области 23 марта 2023 года возбуждено исполнительное производство. В рамках мер принудительного исполнения руководителю МПУ «Прометей» неоднократно вручались предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Главе города Кургана 26 апреля 2023 года, 25 июля 2023 года вручены предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ. Администрация г. Кургана 06 июля 2023 года привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. Также 25 сентября 2023 года и 04 декабря 2023 года должник привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафов в размере 50000 руб. В настоящее время установлен новый срок исполнения решения суда – 06 февраля 2024 года. Прокуратурой г. Кургана с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Курганской области 05 декабря 2023 года проведен осмотр придомовой территории, подъездов и подвальных помет домов. Выявлены нарушения при содержании общедомового имущества, в связи с чем надзирающим прокурором руководителю МУП «Прометей» внесено представление. Кроме того на рассмотрении в Курганском городском суде находится иск прокурора города Кургана в интересах неограниченного круга лиц о возложении на МУП «Прометей» обязанности произвести осушение подвального помещения в многоквартирном доме по <адрес>, судебное заседание назначено на 09 января 2024 года. Подтопления подвальных помещений домов не установлено, состояние подъездов удовлетворительное. Управляющей организацией 21 ноября 2023 года заключен договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов. В ходе проведенного 12 декабря 2023 года оперативного совещания по данному обращению Департаменту строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области поручено рассмотреть вопрос подключения указанных в обращении домов к системе централизованного водоотведения в 2024 году. Оснований для принятия дополнительных мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.

13 января 2024. 01.жители многоквартирного дома по адресу: <адрес>, обратились к директору МПУ «Прометей» с письмом, в котором, в том числе просили дать им письменный ответ о причинах невыполнения обязанности по вывозу ЖБО (в октябре, ноябре, декабре 2023 года), будет ли управляющая компания производить вывоз жидких бытовых отходов и по какому тарифу.

Ответа на обращение не последовало.

Между тем, в настоящее время в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не организовано обезвреживание жидких бытовых отходов в соответствии с установленными требованиями, вывоз жидких бытовых отходов не осуществляется, либо осуществляется индивидуальными предпринимателями лишь по обращениям жильцов, оплачиваемых их услуги.

По оказанию услуг по вывозу жидких бытовых отходов истцом в материалы дела представлены: акт № 79 от 09 сентября 2023. 01.об оплате услуг по вывозу ИП Лукиных А.М. жидких бытовых отходов в размере 3220 руб., акт № 80 от 09 сентября 2023 года по вывозу ИП Лукиных А.М. жидких бытовых отходов в размере 9660 руб.

Акт оказания услуг на сумму 42000 руб., из которых 24000 руб. за очистку колодцев, стаканов, трубы между колодцами, выпуска; 54000 руб. за откачку помпой, 3600 руб. – за обслуживание полигона, 3000 руб. – ГСМ, 6000 руб. – за аренду и ремонт помпы. Также в акте содержится указание на то, что за указанные работы 08 сентября 2023 года 39000 руб. получил Демушкин А.А.

В соответствии с расходами кассовыми ордерами Рыбников С.А. получил 5400 руб. 17 августа 2023 года и 1800 руб. 18 августа 2023 года за осушение подвала мотопомпой.

В соответствии с ответом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 22 апреля 2024 года на запрос суда, МУП «Прометей» заключен договор с подрядной организацией на вывоз жидких бытовых отходов по адресам: <адрес> Вывоз осуществляется в соответствии с условиями договора.

Таким образом, по сведениям Государственной жилищной инспекции Курганской области выполнение услуги по вывозу жидких бытовых отходов (откачку септика) физическим лицам, проживающим в доме по адресу: <адрес>, осуществляет ответчик.

При этом представителем ответчика МУП «Прометей» в судебном заседании оспаривался факт оказания жителям многоквартирного дома по вышеуказанному адресу данной жилищной услуги и взимания за нее платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из приведенных норм материального права следует, что на ответчике лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие отсутствие вины в причинении ущерба.

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о том, что в данном случае именно на ответчике лежит обязанность по представлению доказательств, а подтверждающих отсутствие его вины и безусловных доказательств МУП «Прометей» не представил, исковые требования Федоренко Н.Н. подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на МУП «Прометей» обязанности по своевременной откачке из септика канализационных стоков, недопущению переполнения выгреба жидкими бытовыми отходами, септика многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На спорные правоотношения распространяется Закон «О защите прав потребителей», по смыслу ст. 15 которого право лица на компенсацию морального вреда в случае нарушения его прав как потребителя презюмируется и не подлежит доказыванию.

Таким образом, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком прав истца как потребителя, в связи с чем, с МУП «Прометей» в пользу Федоренко Н.Н. подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу, суд учитывает обстоятельства причинения вреда, индивидуальные особенности истца, то обстоятельство, нравственные страдания, связанные с нарушениями ответчиком прав потребителя, при этом суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Из разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).

Ходатайства о применении положений ст. 333 ГК РФ ответчиком не заявлялось.

При таких обстоятельствах, оснований для снижения размере штрафа, подлежащего взысканию у суда не имеется.

С учетом размера взысканных денежных средств с МУП «Прометей» в пользу Федоренко Н.Н. подлежит взысканию штраф в размере 2 500 руб., из расчета 5000 руб. х 50 %. При этом оснований для уменьшения суммы штрафа в отсутствие соответствующего заявления ответчика суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федоренко Надежды Николаевны к МУП «Прометей» о возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа - удовлетворить.

Возложить обязанность на МУП «Прометей» (ИНН: 4501002912, ОГРН: 1024500510220) организовать вывод жидких бытовых отходов из септика многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с МУП «Прометей» (ИНН: 4501002912, ОГРН: 1024500510220) в пользу Федоренко Надежды Николаевны (паспорт: серия ) в счет компенсации морального вреда 5 000 руб., штраф 2500 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья С.П. Аброськин

Решение суда в окончательной форме составлено 23 мая 2024 года.

2-3707/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоренко Надежда Николаевна
Ответчики
УК МУП "Прометей"
Другие
Камшилов Иван Александрович
Администрация города Кургана
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Судья
Аброськин Степан Петрович
Дело на сайте суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Подготовка дела (собеседование)
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее