РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Бахтиной Д.П.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Иркутского районного прокурора С.Е.Н., действующей на основании прав по должности, представителя ОГБУЗ «Иркутская районная больница» С.М.А., действующей на основании доверенности от **/**/****, действительной один год,
в отсутствии представителя Министерства здравоохранения Иркутской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2002/2017 по иску прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская районная больница», Министерству здравоохранения по Иркутской области об обязании организовать оказание медицинской помощи фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в ходе которой, установлено следующее. В соответствии с приложениями № к лицензии на осуществление медицинской деятельности № № от **/**/****, выданной Министерством здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Иркутская районная больница» осуществляет первичную доврачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе по адресу: ..... На данном объекте ОГБУЗ «Иркутская районная больница» в соответствии с лицензией на осуществление фармацевтической деятельности от **/**/**** № № должно осуществлять также по данному адресу деятельность по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно информации ОГБУЗ «Иркутская районная больница» от **/**/**** функционирование фельдшерско-акушерского пункта расположенного по адресу: Иркутский .... не осуществляется по причине отсутствия медицинского работника. Таким образом, отсутствие в д. .... медицинских работников в фельдшерско-акушерском пункте ОГБУЗ «Иркутская районная больница», обладающих правом на осуществление медицинской деятельности и получивших дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, свидетельствует как об отсутствии первичной медико-санитарной помощи в д. ...., что в свою очередь не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и о не достижении ОГБУЗ «Иркутская районная больница» целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации принципов охраны здоровья предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц проживающих в перечисленных населенных пунктах на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов. Кроме того, удаленность населенного пункта .... от населенных пунктов в которых оказывается медицинская помощь, не позволяет в отсутствие функционирующего фельдшерско-акушерского пункта имеющегося на указанной территории, своевременно обеспечить оказание медицинской помощи, как первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, так и скорой и неотложной медицинской помощи. Просит обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутская районная больница» организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и розничную торговлю лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ...., путем трудоустройства лиц, обладающих правом на осуществление медицинской деятельности и получивших дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами.
В судебном заседании представитель истца С.Е.Н. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Иркутская районная больница» С.М.А. просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения по Иркутской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Доказательств уважительности причин неявки суду не представил. В связи с чем, суд с согласия лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно положениям ст. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет в т.ч.: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1 ст. 4 вышеназванного Закона).
В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 19 названного Закона, пациент имеет право на: выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, и др.
Согласно положениям ст. 10 ФЗ № 323 - ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ, право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 № 174-ПП, Министерство здравоохранения Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также управлению в области охраны здоровья граждан на территории Иркутской области (п. 1). Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами, а также настоящим Положением (п. 2). Задачами министерства являются, в том числе: 1) создание на территории Иркутской области условий, обеспечивающих реализацию права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 6).
В соответствии с п. 1.6. Устава ОГБУЗ «Иркутская районная больница» функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет министерство здравоохранения Иркутской области.
Из п.п. 2.1, 2.2 Устава ОГБУЗ «Иркутская районная больница» следует, что учреждение создано в целях оказания первичной медико-санитарной помощи населению, предметом основной деятельности учреждения является осуществление в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, в условиях дневного стационара первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказание скорой и неотложной медицинской помощи в соответствии с лицензией, осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с лицензией.
В соответствии с приложениями № к лицензии на осуществление медицинской деятельности № № от **/**/****, выданной Министерством здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Иркутская районная больница» осуществляет первичную доврачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе по адресу: .....
Согласно приложению № к лицензии № № от **/**/****, ОГБУЗ «Иркутская районная больница» от **/**/**** № имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе на хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения; отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения; отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: .....
Согласно информации ОГБУЗ «Иркутская районная больница» от **/**/**** №, ФАП д. .... входит в структурное подразделение Оекской участковой больницы. Имеется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности № № от **/**/**** бессрочно. ФАП не функционирует по причине отсутствия медицинского работника.
Оценивая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие организованной первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и розничной торговли лекарственными препаратами влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории населенного пункта, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и о не достижении ОГБУЗ «Иркутская районная больница» целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации принципов охраны здоровья предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц в населенном пункте на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что населенный пункт д. .... расположена в сельской местности, где отсутствует надлежащее медицинское обслуживание и оказание помощи возможно в фельдшерско-акушерском пункте, который не функционирует, суд считает для защиты интересов и здоровья граждан, проживающих в указанном населенном пункте необходима организация непрерывного обслуживания граждан в ФАП. В связи с чем иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░