Дело № 2а-954/2022
УИД 19RS0011-01-2022-001930-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 03 августа 2022 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Буцких А.О.,
с участием заместителя прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Кузнецовой О.Л.,
при секретаре Постригайло О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сиротко Лидии Сергеевны к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Сиротко Л.С. обратилась в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - избирательная комиссия) о признании незаконным и отмене решения, мотивируя требования тем, что она представила в избирательную комиссию пакет документов, необходимый для регистрации её кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1. Постановлением от *** избирательной комиссией ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1, поскольку собранные ею 14 подписей избирателей были признаны все недействительными. С указанным постановлением она не согласна, поскольку это противоречит Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ, нарушает её избирательные права, в связи с чем оно является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании Сиротко Л.С. административное исковое заявление поддержала в полном объеме, привела доводы, изложенные в административном иске. Суду пояснила, что она как лицо, собиравшее подписи избирателей, удостоверила подписной лист. Отсутствие её подписи и даты в графе «Подписной лист удостоверяю» является незначительным нарушением и не может повлечь отказ в регистрации кандидатом, поскольку данные подписи избирателей были получены ею самостоятельно и в графе «Кандидат» она поставила подпись и дату. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района – председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Матейко Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что Сиротко Л.С. не удостоверен подписной лист в установленном законе порядке, а именно в графе «Подписной лист удостоверяю» отсутствует её подпись и дата. Данное нарушение не может являться незначительным, поскольку порядок и форма заверения подписных листов установлены действующим законодательством. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Как следует из материалов дела, решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу *** Сиротко Л.С., выдвинутой в порядке самовыдвижения, принято избирательной комиссией ***. Сиротко Л.С. обратилась в суд с данным административным иском ***.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2022 № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В пункте 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, обязанного при его заверении собственноручно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также поставить свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ, постановлением территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** *** установлено, что по четырехмандатному избирательному округу *** для регистрации кандидата необходимо представить 10 подписей избирателей, при этом максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию, составляет 14 подписей, которые согласно пункту 7 названного постановления все подлежат проверке.
На основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Судом установлено, что *** Сиротко Л.С. для регистрации в качестве кандидата на выборы депутатов Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу *** представила в территориальную избирательную комиссию Усть-Абаканского района Республики Хакасия документы, в том числе подписные листы.
Согласно ведомости проверки и итоговому протоколу проверки подписных листов, недействительными признаны 14 подписей избирателей, из числа представленных 14 подписей, на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ, то есть в связи с тем, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
*** постановлением территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия *** Сиротко Л.С. было отказано в регистрации в качестве кандидата, поскольку Сиротко Л.С. не представлено достаточное количество подписей избирателей.
Оспаривая указанное постановление, Сиротко Л.С. указывала на то, что отсутствие её подписи и даты в графе «Подписной лист удостоверяю» является несущественным нарушением и не может служить основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата. В строке «Кандидат» она указала дату и поставила подпись.
Согласно приложению № 8 к Федеральному закону от 12.06.2022 № 67-ФЗ, которым утверждена форма подписного листа, он удостоверяется подписью лица, осуществляющего сбор подписей, обязанного указать все сведения о себе, перечисленные в подстрочнике, так и кандидатом в депутаты, в поддержку выдвижения которого представлены подписи избирателей.
Из подписных листов на 4 листах, представленных Сиротко Л.С. в избирательную комиссию, и исследованных в судебном заседании, следует, что Сиротко Л.С. не удостоверила своей подписью все подписные листы как лицо, осуществляющее сбор подписей, и не указала дату заверения.
Поскольку подписные листы, представленные Сиротко Л.С. в избирательную комиссию, не содержат подпись лица, осуществляющего сбор подписей, и дату её внесения, у территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия отсутствовали правовые основания для признания подписей избирателей в этих подписных листах действительными. Указанные обстоятельства в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ, влекут признание недействительными всех подписей в данных подписных листах.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, заверяя подписной лист, сборщик подписей, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения. С учетом этого предназначения этапа заверения подписных листов сборщиком подписей федеральным законодателем определен порядок такого заверения - а именно только после внесения подписей избирателей собственноручно сборщиком подписей путем указания требуемых сведений о себе, проставления своей подписи и даты заверения, что должно обеспечить возможность проверки соблюдения порядка заполнения подписных листов и исключить возможность внесения кем бы то ни было исправлений в подписные листы после их заверения уполномоченными на это лицами. Исходя из этого пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает последствия нарушения порядка заверения подписных листов: недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (подпункт «з») (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1483-О, от 25 мая 2017 года № 1010-О).
Федеральный закон от 12.06.2022 № 67-ФЗ не содержит запрета кандидату в депутаты самостоятельно осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Вместе с тем, определяя требования к такому лицу и возлагая на него ответственность за надлежащее оформление подписного листа, не делает никаких исключений, если таким лицом является кандидат в депутаты, не освобождает кандидата, осуществляющего сбор подписей, от выполнения требований пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что отсутствие её подписи и даты заверения как от лица, осуществлявшего сбор подписей, в графе «Подписной лист заверяю» является несущественным, судом отклоняется, поскольку он не соответствует вышеуказанным нормам права и установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, лицо, осуществляющее сбор подписей, и кандидат в депутаты обладают разным статусом, соответственно, сведения о них в подписных листах указываются отдельно. Закон допускает, что кандидат в депутаты может являться лицом, осуществляющим сбор подписей, однако это не освобождает его от обязанности указать сведения как в графе, фиксирующей личность кандидата, так и личность лица, удостоверяющего подписной лист.
Заверение подписного листа подписью кандидата и лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, являются самостоятельными требованиями избирательного законодательства. Поэтому отсутствие в подписном листе таких подписей или одной из них влечет недействительность всех содержащихся в этом листе подписей избирателей.
На основании изложенного, довод Сиротко Л.С. о том, что в подписных листах имеется её подпись и стоит дата в графе «Кандидат», что является достаточным для заверения подписных листов, суд находит несостоятельным.
Учитывая, что требования к оформлению подписных листов, установленные законом, Сиротко Л.С. не соблюдены, 14 подписей избирателей в подписных листах являются недействительными, то есть достоверными являются 0 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата Сиротко Л.С. и является основанием для отказа в регистрации в силу приведенных выше норм материального права.
Таким образом, решение территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** *** об отказе в регистрации Сиротко Л.С. кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1 принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства, следовательно, административный иск Сиротко Л.С. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сиротко Лидии Сергеевны к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене решения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий: А.О. Буцких
Мотивированное решение составлено 05 августа 2022 года.
Председательствующий: А.О. Буцких