Дело № 2а-95/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 сентября 2019 г. с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Малышевой А.С., с участием помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Потапова Александра Михайловича, в отсутствие административного ответчика Чугунова Николая Вадимовича, представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница», рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Чугунову Николаю Вадимовичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Тегульдетский районный суд Томской области с административным иском к Чугунову Николаю Вадимовичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр.
В обоснование заявленных требований прокурор Тегульдетского района Томской области ссылается на правовые нормы статьи 41 Конституции Российской Федерации, статей 7, 9, 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», статей 20, 27, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 г. № 124-н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», пункта 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60, раздела 3 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2017 г. № 1492, пункта 10 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. № 1011н «Об утверждении порядка профилактического медицинского осмотра». Как следует из административного искового заявления, административный ответчик отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении в период /...../., вопреки вышеуказанным нормам закона с момента освобождения из мест лишения свободы профилактический медицинский осмотр в целях выявления /...../ не проходил, непрохождение административным ответчиком медицинского обследования создает угрозу жизни и здоровью других граждан.
Прокурор Тегульдетского района Томской области просил:
Обязать Чугунова Николая Вадимовича, /...../, пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления /...../ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии исполняющим обязанности прокурора Тегульдетского района Томской области представлено заявление об отказе от административного иска, содержащее просьбу о прекращении производства по делу ввиду добровольного удовлетворения заявленных исковых требований административным ответчиком.
В судебном заседании помощник прокурора Тегульдетского района Томской области Потапов А.М. поддержал данное заявление.
Административный ответчик Чугунов Н.В. представил суду заявление о признании административного иска.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Чугунова Н.В., представителя заинтересованного лица Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница».
Изучив доказательства, исследовав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного Федерального закона и другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Как следует из части 1 статьи 27 указанного Федерального закона, граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
В соответствии с частью 2 статьи 27 указанного Федерального закона граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно части 1 статьи 46 указанного Федерального закона медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 46 указанного Федерального закона, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов, является одним из видов медицинских осмотров.
В силу части 6 статьи 46 указанного Федерального закона в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с частью 7 статьи 46 указанного Федерального закона порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 г. № 124-н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.В соответствии с пунктом 9 указанного документа сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к указанному порядку и срокам.
В силу названного приложения лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет после освобождения подлежат профилактическому осмотру 2 раза в год.
В соответствии с пунктом 4.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60 по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, в течение первых 2 лет после освобождения.
Как установлено судом, Чугунов Н.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении в период /...../
Указанное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается копией справки /...../
Таким образом, административный ответчик подлежал профилактическому медицинскому осмотру в период времени /...../
Данная обязанность не была им своевременно исполнена.
В то же время в настоящее время основания для возложения обязанности пройти профилактический медицинский осмотр отпали.
Так, как следует из письма Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тегульдетская районная больница», Чугунов Н.В. на момент рассмотрения настоящего административного дела уже прошел /...../.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Как следует из части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Учитывая, что все необходимые действия, направленные на устранение угрозы жизни и здоровью других граждан административным ответчиком уже произведены, прохождение административным ответчиком медицинского осмотра перестало затрагивать права и законные интересы неопределенного круга лиц, что свидетельствует о прекращении спора и невозможности дальнейшего рассмотрения административного дела по существу, невозможности принятия судом решения в порядке статьи 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с положениями правовых норм части 6 статьи 15, части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу подлежит прекращению.
С учетом изложенного суд не принимает признание административным ответчиком административного иска.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно части 4 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Как следует из части 5 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
В силу части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Указанные правовые нормы, с учетом положений части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также свидетельствуют о возможности прекращения производства по административному делу.
Согласно части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 15, частью 2 статьи 194, частью 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по административному делу по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Чугунову Николаю Вадимовичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр.
Определение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области.
Председательствующий подпись А.А. Родиков