Номер дела в суде первой инстанции № 2-50/2023
Номер дела в суде апелляционной инстанции 33-4077/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2023 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Минтемировой З.А., Пономаренко О.В.,
при секретаре судебного заседания Гусейновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, КудбудиноваАбубакара ФИО25, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, НурмагомедоваЗайнулабида ФИО25, ФИО16, ФИО17, ФИО3, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 об установлении факта участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны в «Кадарской зоне» ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с августа по <адрес> года, с возложением обязанности на компетентные органы выдать вышеперечисленным лицам удостоверение соответствующего образца – «Ветеран боевых действий», по апелляционной жалобе представителя заявителей ФИО45на решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО36, судебная коллегия
установила:
ФИО22 Т.А., ФИО6, ФИО7, ФИО22 З.К., ФИО34 М.М., ФИО9, ФИО10, ФИО23 П.М., ФИО11 И.Х., ФИО12, ФИО22 Ш.С., ФИО22 Г.К., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО34 Х.М., ФИО22 Г.А., ФИО22 А.А., ФИО22 М.М., ФИО22 Г.С. обратились в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны в «Кадарской зоне» ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с августа по <адрес> года, с возложением обязанности на компетентные органы выдать вышеперечисленным лицам удостоверение соответствующего образца – «Ветеран боевых действий».
В обоснование своих требований указывают, что в начале <дата> года на территорию «Кадарской зоны» ФИО4 <адрес> Республики Дагестан вторглись незаконные вооруженные бандформирования (далее - НВФ), возглавляемые полевыми командирами <адрес> и <адрес>, которым удалось захватить населенные пункты <адрес>, где ими были установлены свои якобы шариатские законы.
Руководство республики, учитывая серьезность сложившейся ситуации и опасность суверенитету региона, приняло предусмотренные законом меры для создания отрядов самообороны для противодействия террористам, а именно вынесло: Постановление Госсовета РД «О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан» от <дата> № (в соответствии с п.4 данного Постановления главам местных администраций вменялось в обязанность возглавить отряды самообороны); Постановление Госсовета РД «Об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации» от <дата> № (в соответствии с пунктом 5 данного Постановления главам местной администрации вменялось в обязанность совместно с военными комиссариатами районов продолжить формирование отрядов самообороны, их вооружение, подготовку к борьбе с бандформированиями); Указ Госсовета РД «Об утверждении Положения об отрядах самообороны Республики Дагестан» от <дата> № (в соответствии с пунктом 1 данного Указа предусматривалось создание органами местного самоуправления отрядов самообороны для оказания содействия подразделениям Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, органов внутренних дел, других правоохранительных органов).
Заявители обращались в Республиканскую комиссию по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД в период с августа по <дата> года в ходе контртеррористических операций на территории РД, направившую данное обращение в Министерство труда и социального развития РД, они получили рекомендацию обратиться в суд для установления юридического факта.
Населенный пункт МО «<адрес>» во время боевых действий оказался в прифронтовой зоне. В период с августа по <дата> года для скорейшей стабилизации обстановки в ФИО4 <адрес> и в республике в целом, руководство оперативного штаба, командование объединенных группировок федеральных сил объявило районом боевых действий следующие села: <адрес>. Во время боевых действий главе администрации МО «<адрес>» <адрес> совместно с районным отделом внутренних дел и главой <адрес> ФИО39 было поручено создать на территории села отряды самообороны из числа добровольцев, для защиты целостности территории и для обеспечения охраны на территории муниципальных образований.
В <дата> году отряды самообороны из числа добровольцев были созданы по указанию главы МР «<адрес>» ФИО39 и главы МО «<адрес>» <адрес> ФИО42, ныне признанного участником боевых действий. Во время вторжения НВФ на территорию Кадарской зоны населенные пункты <адрес> были полностью захвачены боевиками. В <дата> года сотрудники правоохранительных органов и солдаты вооруженных сил РФ начали освобождать Кадарскую зону от боевиков. Заявители, как добровольцы из числа отрядов самообороны, днем иночью ходили на дежурства охранять южную приграничную прифронтовую территорию Кадарской зоны и <адрес>, сел. <адрес>, а также стратегически важных объектов (больницы, школы, линии электропередач и связи, водохранилища, мосты и прочие объекты), находящиеся на территории <адрес>, от внезапного вторжения в их сторону боевиков, и от диверсий и терактов, так как существовала реальная угроза для жителей населенных пунктов, по периметру сел и на территории «Волчьих ворот» ими были установлены блокпосты вместе с милиционерами.
В участковой больнице муниципального образования <адрес> размещался штаб ополчения и полевая кухня, где днем и ночью ежедневно обеспечивали трехразовым питанием солдат Вооруженных сил Российской Федерации, беженцев из Кадарской зоны, сотрудников МВД по РД и ОМОН, обеспечивали всем необходимым, медикаментами, теплой одеждой. Также начальником ОМВД по <адрес> ФИО40 их отряду было выделено оружие: АК-47 – 8 единиц, карабины СКС. В настоящее время сохранилось только три разрешения на ношение огнестрельного оружия в период с августа по сентябрь 1999 года. Также жителями села было выделено 5 голов крупного рогатого скота для солдат и сотрудников МВД, чтобы обеспечить их едой. ФИО22 З.К. и ФИО7 ежедневно на автомашине УАЗ 3303 под госномером № ДАБ доставляли питание для бойцов в зону боевых действий. <дата> ополченцы села Кулецма принимали участие при зачистке села Карамахи. В этот день погибла внутри БТР медицинская сестра сержант ФИО56, первая женщина, удостоенная звания Героя России посмертно.
Факт участия заявителей в отрядах самообороны подтверждается документами из администрации села Кулецма, списками, составленными бывшим главой <адрес> ФИО42 в <дата> году, об участии жителей села в отрядах самообороны, выписками из республиканских газет, а также фактами о принятии участия в отрядах самообороны, объяснительными начальника Военного комиссариата по <адрес>, экс заместителя начальника ГИБДД МВД по <адрес>, что заявители с августа по сентябрь <дата> года принимали участие в боевых действиях на территории Кадарской зоны.
Также на территорию, где располагался штаб ополчения и полевая кухня, приезжало ТВ из Махачкалы, в книге ФИО41 «Ислам и власть в Дагестане» указано, что жители <адрес> оказали большую помощь и поддержку Вооруженным силам Российской Федерации и МВД Дагестана. За смелые и решительные действия жители <адрес> из числа ополченцев были награждены государственными наградами.
Решением Левашинского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановленo:
«Заявление ФИО49 ТагираАбубакаровича, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО3, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 об установлении факта участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны в ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с августа по сентябрь <дата> года, с возложением обязанности на компетентные органы выдать вышеперечисленным лицам удостоверение соответствующего образца – «Ветеран боевых действий» - удовлетворить частично.
Установить факт участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны в ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с августа по сентябрь <дата> года – ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО19.
Отказать в удовлетворении заявления в части требований ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО19 о возложении обязанности на компетентные органы выдать вышеперечисленным лицам удостоверение соответствующего образца – «Ветеран боевых действий».
Отказать в удовлетворении заявления в части требований ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО13, ФИО17, ФИО3, ФИО20, ФИО21, ФИО18 об установлении факта их участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны в ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с августа по сентябрь <дата> года и возложении обязанности на компетентные органы выдать вышеперечисленным лицам удостоверение соответствующего образца – «Ветеран боевых действий».
В апелляционной жалобе представитель заявителей ФИО45 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителей, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заявителями был представлен суду весь необходимый перечень документов, подтверждающих их участие в боевых действиях, среди которых документы, выданные из архива Администрации <адрес>: списки ополченцев; графики дежурств; схематическая карта расположения блокпостов; а также публикации в СМИ (газеты «Истина», «Новое дело»), выданные Центральным государственным архивом Республики Дагестан, распоряжения района о создание отрядов ополчения на территории <адрес>, полученные в установленном законом порядке и заверенные нотариально. Эти доказательства судом первой инстанции не приняты во внимание и признаны недопустимыми доказательствами, несмотря на тот факт, что они имеют прямое отношение к предмету доказывания.
Доводы заявителей об их участии в боевых действиях в вышеназванных августовских событиях по <дата> года в Кадарской зоне ФИО4 <адрес> в составе отряда самообороны, выразившееся в дежурства на блокпостах приграничной территории с зоной боевых действий согласно утвержденному графику, доставление продуктов питания, медикаментов, одежды и пр. военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, сопряженное с риском для жизни, судом не приняты к сведению за их недостаточностью.
Обращает внимание на то обстоятельство, что вся территория МО «<адрес>» была объявлена прифронтовой зоной боевых действий, пути подхода и отхода от села бандформированиями была объявлена «Шариатской территорией», где действовали их законы, начиная с границы села Кулецма и заканчивая до территории с. ФИО4 <адрес> РД.
Кроме того, допрошенные в судебном заседании свидетели, среди которых были бывшие руководители ГАИ по <адрес>, уголовного розыска РОВД <адрес>, начальник РОВД по <адрес>, заместитель Военного комиссариата по Левашинскому и <адрес>м ФИО27 А.К., участники боевых действий <дата> года, подтвердили, что заявители принимали участие на территории боевых действий, тем более, что некоторые блокпосты находились на территории границы с зоной боевых действий на местности «Волчьи ворота», где вместе с сотрудниками МВД РД именно эти заявители-ополченцы установили блокпост на трассе № <адрес>, который обеспечивал безопасность ряда муниципальных образований. Глава МО «<адрес>» ФИО57 совместно с начальником милиции ФИО40 издали распоряжение №, чтобы добровольческие формирования из числа ополчения обеспечивали также безопасность и охрану стратегически важных объектов, расположенных на территории <адрес>. Обстоятельства участия ополчения подтверждается графиками дежурств и журналом о выдаче и сдачи оружия.
Представители Правительства РД, Министерства труда и социального развития РД, Военного комиссариата РД, администрации МР «<адрес>» и администрации МО «<адрес>», в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайство об отложении не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя истца ФИО43 и представителя ответчика ФИО44, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 названного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону; изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от <дата> № 158-ФЗ Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен периодом выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий отнесены также лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <дата> № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшем до <дата>, под «контртеррористической операцией» понимаются специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Аналогичное понятие контртеррористической операции, как комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта установлено в статье 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> № «О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан» (действовавшим на момент рассматриваемых событий и утратившим силу в связи с изданием Указа Президента Республики Дагестан № от <дата>), дагестанский народ призван мобилизовать весь потенциал своих морально-нравственных и духовных сил для решительной борьбы с попытками вооруженного захвата территории республики и изменения её конституционного строя (пункт 1).
Министерству внутренних дел Республики Дагестан предписано совместно с администрациями районов и городов развернуть активную работу по формированию в каждом населенном пункте отрядов самообороны под непосредственным руководством глав администраций, с мобилизацией в их состав добровольцев, разрешив при этом регистрацию и закрепление за гражданами имеющегося у них огнестрельного оружия.
Указом Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> № (действовавшим на момент рассматриваемых событий и утратившим силу в связи с изданием Указа Президента Республики Дагестан от <дата> №) утверждено Положение об отрядах самообороны Республики Дагестан, в соответствии с которым отряды самообороны Республики Дагестан представляют собой добровольные формирования граждан, создаваемые органами местного самоуправления для оказания содействия подразделениям Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск Российской Федерации, органов внутренних дел, других правоохранительных органов в защите конституционного строя, территориальной целостности и безопасности Республики Дагестан, обеспечении правопорядка на ее территории (пункт 1).
Согласно пункту 4 Положения, отряды самообороны формировались по месту жительства граждан при администрациях муниципальных образований Республики Дагестан и действуют в соответствии с настоящим Положением
Пунктом 5 Указа Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> № «Об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации» главам администраций городов и районов предписано совместно с военными комиссариатами, органами внутренних дел продолжить работу по формированию рот охраны и отрядов самообороны, их вооружению, экипировке и подготовке к выполнению задач по борьбе с бандформированиями, охране населенных пунктов и стратегически важных объектов.
<дата> Распоряжением №а главы администрации <адрес> Республики Дагестан принято решение о создании отрядов самообороны в населенных пунктах района.
Кроме того, главой администрации <адрес> Республики Дагестан издано Распоряжение № от <дата>, об организации в каждой сельской администрации штаба под руководством главы администрации села с круглосуточным дежурством у телефона и с регулярной передачей информации в районный штаб, для обеспечения безопасности населенных пунктов района, руководства отрядами самообороны и координации действий всех сёл.
<дата> глава администрации <адрес> ФИО27 А. вынес Распоряжения № и № о создании отряда самообороны из добровольцев села и установив посты по периметру села <адрес>, а также о введении особого контроля за жизненно важными объектами <адрес>: школой, детсадом, больницей, водонакопительным резервуаром и мостом.
Распоряжением главы администрации МР «<адрес>» от <дата> № создана специальная комиссия по формированию списков лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.
<дата> Постановлением администрации МО «<адрес>» <адрес> №, утвержден список жителей <адрес>, принимавших участие в боевых действиях в <дата> году, который в последующем был доработан.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями ФИО61 ФИО6, ФИО7, ФИО60., ФИО34 М.М., ФИО9, ФИО10, ФИО59., ФИО11 И.Х., ФИО12, ФИО22 Ш.С., ФИО22 Г.К., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО62, ФИО63., ФИО64 ФИО65, ФИО22 Г.С. утверждали, что они принимали участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны в «Кадарской зоне» ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с августа по <дата> года, и что они были включены в список ополченцев, состоящий из 81 человек, однако, в признании их участниками боевых действий в указанный период отказано.
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства (статья 67 ГПК РФ), приходит к выводу об отсутствии доказательств, объективно подтверждающих непосредственное участие заявителей в контртеррористической операции в период с <дата> года. При этом, представленные в материалы дела в качестве доказательств списки ополченцев, утвержденные главой администрации, публикация в республиканской газете фотографий заявителей с огнестрельным оружием в руках в присутствии работников милиции, справки сельской администрации о подтверждении факта участия заявителей в контртеррористической операции, а также показания свидетелей, не являются достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем непосредственное участие в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Кроме того, ФИО22 Т.А., ФИО6, ФИО7, ФИО22 З.К., ФИО34 М.М., ФИО9, ФИО10, ФИО23 П.М., ФИО11 И.Х., ФИО12, ФИО22 Ш.С., ФИО22 Г.К., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО34 Х.М., ФИО22 Г.А., ФИО22 А.А., ФИО22 М.М., ФИО22 Г.С., ссылаясь на ответ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на их обращение от <дата> за №, указали, что соответствующим государственным органом в принятии решения о признании их участниками боевых действий отказано.
Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> № (в ред. <дата> №) образована республиканская комиссия по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по <дата> года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан. Данная комиссия образуется в целях подготовки документов, необходимых для принятия Правительством Республики Дагестан решений о выдаче указанным лицам удостоверений ветеранов боевых действий единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Этим же постановлением утверждено Положение о Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по <дата> года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.
Согласно пункту 2 Положения комиссия рассматривает обращения (документы) органов государственной власти Республики Дагестан и Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, общественных организаций и граждан о включении в Перечень.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения в перечень включаются принятые по решению глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, согласованному с органами правопорядка района, города Республики Дагестан: лица, получившие за участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по <дата> года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан государственные награды Российской Федерации и Республики Дагестан; лица, получившие в ходе боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по <дата> в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан ранения и/или увечья; иные лица, участие которых в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по <дата> года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан подтверждается Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан.
Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами Комиссии с правом решающего голоса (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 8 Положения, протоколы Комиссии в течение трех рабочих дней направляются в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан для подготовки проекта решения Правительства Республики Дагестан о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Вопреки приведенному выше Положению, доказательств обращения с заявлением в компетентный орган - республиканскую комиссию по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с <дата> года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, и заключения об отказе в выдаче заявителям удостоверения ветерана боевых действий, вынесенное уполномоченным на то органом, не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО5, ФИО6, Абакаровым И.М., ФИО8, ФИО1, ФИО9, Патаховым М.К., ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО3, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 также не был соблюден порядок обращения с заявлением о признании их ветеранами боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения, доказательств обратного истцом, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, как суду первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции, не представлено.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.
По делу вынести новое решение.
В удовлетворении требований ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО3, ФИО18, ФИО66, ФИО20, ФИО21 об установлении факта участия в боевых действиях в составе отрядов самообороны в «Кадарской зоне» ФИО4 <адрес> Республики Дагестан в период с <дата> года, с возложением обязанности на компетентные органы выдать вышеперечисленным лицам удостоверение соответствующего образца – «Ветеран боевых действий», - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.