Решение по делу № 2-2106/2014 ~ М-2007/2014 от 23.09.2014

Дело №2-2106/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Шаркан УР 12 ноября 2014 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Концевой Н.А.,

при секретаре Перевозчиковой И.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Шарканского района УР Широбокова А.С.,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Порозовское» - Чузова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Порозовское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шарканского района Удмуртской Республики обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Порозовское» (далее – Администрация МО «Порозовское», ответчик) (с учетом частичного отказа от иска) о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, указав в обоснование следующее.

На территории муниципального образования «Порозовское» имеются следующие линии электропередач: <***> от <***> протяженностью <***> км, расположенная в <*****>; <***> от <***>, протяженностью <***> км, расположенная в <*****>. Данные объекты электросетевого хозяйства не имеют собственника, т.е. фактически являются бесхозяйными, в результате чего их ремонтом и обслуживанием никто не занимается.

Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией <***> от <дата> №***, информацией администрации <***> от <дата> №***, информацией <***> от <дата>, информацией <***> от <дата> №***.

В соответствии с ч.5 ст.4 Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 года №91-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Наличие на территории муниципального образования бесхозяйных коммунальных сетей и непостановка их на баланс препятствует обеспечению их безопасной эксплуатации, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание этих сетей, потери энергоресурсов в них.

Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и обеспечения их жизненных потребностей. Отсутствие должного контроля за состоянием и эксплуатацией указанных объектов не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, перебоев в поставке энергоресурсов.

В соответствии с п.7 ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, то есть защита гражданских прав выразится в обязании Администрации МО «Порозовское» к обращению в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет указанных бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ссылаясь на изложенное, ст.ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, прокурор просил обязать Администрацию МО «Порозовское» обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства - <***> от <***>, протяженностью <***> км., расположенной в <*****>; <***> от <***>, протяженностью <***> км., расположенной в <*****>, в течение <***> с момента вступления в законную силу решения суда (с учетом уточнения предмета иска).

В судебном заседании старший помощник прокурора Шарканского района УР Широбоков А.С. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика – Администрации МО «Порозовское» Чузов А.Р. иск не признал, ссылаясь на то, что по смыслу ст.225 ГПК РФ орган местного самоуправления вправе, но не обязан обращаться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Судом установлено, что на территории МО «Порозовское» расположены указанные в иске объекты электросетевого хозяйства – линия электропередач <***> от <***>, протяженностью <***> км, в <*****>, и линия электропередач <***> от <***>, протяженностью <***> км, в <*****> (далее – спорные объекты).

В силу ст.130, 133.1 ГК РФ линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как следует из материалов дела, право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано.

Данные обстоятельства не оспаривались в суде представителем ответчика, подтверждены материалами дела, в частности: уведомлениями №*** и №*** от <дата> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений – сведений о зарегистрированных правах на спорные объекты; информацией <***> от <дата> №*** по бесхозяйным электрическим сетям, в числе которых значатся спорные объекты; информацией <***> от <дата> №*** об отсутствии сведений о принадлежности данных объектов; сообщением <***> от <дата> №***, из которого следует, что спорные объекты данному юридическому лицу не принадлежат, имеют признаки бесхозяйных.

Доказательств того, что спорные объекты числятся на чьем-либо балансе, за кем-либо закреплены, ответчиком суду не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что спорные объекты собственника не имеют.

Учитывая, что спорные объекты не имеют собственника, суд приходит к выводу, что указанные в иске линии электропередач являются бесхозяйными.

Отсутствие собственника препятствует обеспечению безопасной эксплуатации спорных объектов, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание сетей, потери энергоресурсов в них, не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, порождает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и обеспечения их жизненных потребностей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с пунктом 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580, принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

Пункт 5 названного Положения предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от 06 октября 2013 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п.4 (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года №91-ФЗ), п.8 ч.1 ст. 14 которого, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.

Согласно п.4, п.8 ст.7 Устава МО «Порозовское», организация в границах указанного муниципального образования электроснабжения, а так же участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, относится к вопросам местного значения МО «Порозовское».

Администрация МО «Порозовское» - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обладающий полномочиями юридического лица.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, именно на ответчике лежит обязанность по постановке спорных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации.

Учитывая, что Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд в целях обеспечения интересов граждан находит целесообразным установить срок исполнения – не позднее <***> со дня вступления решения суда в законную силу, что отвечает принципу разумности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ <***> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: <***> ░░ <***>, ░░░░░░░░░░░░░░ <***> ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <*****>; <***> ░░ <***>, ░░░░░░░░░░░░░░ <***><*****>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░

2-2106/2014 ~ М-2007/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шарканского района
Ответчики
Администрация МО "Порозовское"
Суд
Воткинский районный суд
Судья
Концевая Нина Александровна
23.09.2014[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2014[И] Передача материалов судье
23.09.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2014[И] Подготовка дела (собеседование)
08.10.2014[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2014[И] Судебное заседание
06.11.2014[И] Судебное заседание
12.11.2014[И] Судебное заседание
12.11.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2014[И] Дело оформлено
19.03.2015[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее