дело № 2-740/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 24 сентября 2018 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре судебного заседания Черноусовой О.А.
с участием представителя истца – помощника Енисейского межрайонного прокурора Калугиной В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к
ИП Дзукаеву ФИО12 о возложении обязанности произвести очистку земельного участка, оборудовать площадку временного складирования отходов лесопиления на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Дзукаеву В.Ч. о возложении обязанности произвести очистку земельного участка, оборудовать площадку временного складирования отходов лесопиления на земельном участке.
Требования мотивированы тем, что Енисейской межрайонной прокуратурой в апреле 2018 г. проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ИП Дзукаевым В.Ч., в ходе которой установлено следующее. ИП Дзукаев В.Ч. осуществляет деятельность в сфере лесозаготовок. Согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Дзукаев В.Ч. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 5997 кв.м. из категории «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности. На арендуемом земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу ИП Дзукаев В.Ч. производит складирование отходов лесопиления собственного производства (пиломатериала), отходы лесопиления (щепа, опилки) складируются непосредственно на земельный участок, поверхность хранящегося отработанного пиломатериала (в том числе опилки) не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Конституции РФ, прокурор просил обязать
ИП Дзукаева В.Ч. в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести очистку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № от отходов лесопиления, обязать
ИП Дзукаева В.Ч. в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать площадку временного складирования отходов лесопиления на указанном земельном участке.
В судебном заседании представитель истца – помощник Енисейского межрайонного прокурора – Калугина В.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать ответчика произвести очистку земельного участка и оборудовать площадку временного складирования отходов лесопиления не земельном участке, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик ИП Дзукаев В.Ч., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, возражений относительно заявленных требований не представил.
Учитывая, что ответчик ИП Дзукаев В.Ч. о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – Тимофеева К.В. представила отзыв на исковое заявление, в котором полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо администрация Енисейского района Красноярского края о времени и месте слушания дела уведомлено своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представитель Чапига Е.И. просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо ОНД и ПР по г. Енисейску, Енисейскому и Северо-Енисейскому районам, надлежащим образом уведомленное о времени и месте слушания дела, в суд своего представителя не направило, сведений о причине неявки не сообщило, ходатайств об отложении не заявляло.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав помощника Енисейского межрайонного прокурора Калугину В.Р., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, Дзукаев ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРИП. Согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности
ИП Дзукаева В.Ч. является разведение домашних животных, дополнительным видом деятельности, в том числе – лесозаготовки.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием Енисейский район в лице администрации Енисейского района, а именно главы администрации Енисейского района Михайлова И.А. (арендодатель) и Дзукаевым В.Ч. (арендатор) заключен договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка, общей площадью 5997 кв. м из категории «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, для размещения ленточной пилорамы и складирования круглого леса в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Подпунктом 4.4.3 договора аренды предусмотрена обязанность ИП Дзукаева В.Ч. регулярно производить уборку участка и прилегающей территории, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в установленном порядке, подпунктом 4.4.13 предусмотрена обязанность арендатора соблюдать при использовании участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Обращаясь в суд с настоящим иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц, истец указывает на то, что на арендуемом земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу ИП Дзукаев В.Ч. производит складирование отходов лесопиления собственного производства (пиломатериала), при этом поверхность хранящегося отработанного пиломатериала (в том числе опилки) не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Тем самым ИП Дзукаев В.Ч. нарушает требования
ст. 51 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды», СанПин 2.1.7.1322-03.
В силу ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу требований ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено следующее понятие: обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", определяющей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Судом установлено, что 12 апреля 2018 г. муниципальным инспектором отдела муниципального контроля администрации Енисейского района ФИО7 проведен осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5997 кв.м., предоставленного ИП Дзукаеву В.Ч. по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием – для размещения ленточной пилорамы и складирования круглого леса. В ходе осмотра установлено, что на данном земельном участке расположено нежилое здание, в котором осуществляется производственная деятельность по переработке древесины, на территории земельного участка складируются круглый лес, отходы от деревообработки (опилки, щепки, горбыль, кора), из-за чего образовалось большое количество отходов (захламление земельного участка). Земельный участок не огорожен. По результатам осмотра составлен акт, к которому приложены схематический чертеж земельного участка и фотоснимки.
17 апреля 2018 г. главой Енисейского района ФИО8 Енисейскому межрайонному прокурору ФИО9 направлено информационное письмо, в котором указал, что администрацией Енисейского района при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, предоставленного на основании договора аренды Дзукаеву В.Ч. выявлены следующие нарушения и несоответствия. На территории земельного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для размещения ленточной пилорамы и складирования круглого леса, расположено нежилое строение, в котором осуществляется производственная деятельность по переработке древесины. Ведется распиловка и складирование леса, пиломатериала, складируются отходы деревообработки и лесопиления. Земельный участок расположен вблизи других нежилых объектов и ничем не огорожен. В результате производственной деятельности, связанной с лесопереработкой, образовалось большое количество отходов, зафиксированы очаги возгорания.
25 апреля 2018 г. старшим помощником Енисейского межрайонного прокурора Калугиной В.Р. осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу:
<адрес>, в результате которого установлено, что непосредственно на земельном участке (без бетонного покрытия) складируются отходы лесопиления (горбыль), приблизительный объект отходов лесопиления – 50 куб.м. Также на участке имеются опилки, которые не укрыты от распространения в атмосферный воздух. По результатам осмотра составлен акт, с которым ИП Дзукаев В.Ч. ознакомлен лично.
Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ ОНД по г. Енисейску, Енисейскому и Северо-Енисейскому району действия
ИП Дзукаева В.Ч. признаны, как административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. ИП Дзукаеву В.Ч. назначено административное наказание в виде предупреждения. Из постановления следует, что протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в ходе внеплановой выездной проверки 16 апреля 2018 г. и 14 мая 2018 г. территории и зданий, расположенных по адресу: <адрес> А установлено, что ИП Дзукаев В.Ч. допустил нарушение правил противопожарного режима в РФ (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. 3 390); Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
СП 114.13330.2016 склады лесных материалов. Противопожарные нормы:
СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»»; приказ от 02 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «обучение мерам пожарной безопасности работников организации» по адресу: <адрес> а именно, в том числе:
1) нарушение п. 360 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов и не покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров (№ 34/1/9)
2) нарушение 4.11 СП 114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы» - Территория склада лесоматериалов не имеет сплошного ограждения высотой не менее 2 м.
3) в нарушение п. 72, 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 территория предприятия завалена отходами лесопиления (щепа, опилки, ветки и т.д.).
Разрешая требования истца в части возложения на ИП Дзукаева В.Ч. обязанности произвести отчистку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
<адрес>, с кадастровым номером 24:12:0370106:75 от отходов лесопиления и возложении на ответчика обязанности оборудовать площадки временного складирования отходов лесопиления на данном земельном участке, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения дела нашли свое достоверное подтверждение доводы истца о нарушении ответчиком положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", норм и правил противопожарной безопасности, в части обращения ответчика с отходами производства.
В силу положений раздела III, в частности его пункта 3.7 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия, в том числе: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Таким образом, со стороны ответчика имеет место нарушение ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и п. 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, так как на земельных участках отсутствуют специально оборудованные площадки для временного хранения отходов, в связи с чем, территория захламлена отходами производства по переработке древесины (опилки, щепа, горбыль), что является основанием для возложения на ответчика по очистке территорий и оборудованию специальных площадок.
Поскольку исполнение решения суда в части возложения на ответчика обязанности произвести очистку земельного участка от отходов лесопиления и оборудование на земельном участке временных площадок для складирования отходов лесопиления требует определенных временных затрат, суд считаем разумным установить срок исполнения решения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет
600 руб. (2 нематериальных требования).
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░15 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>,
<░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░17 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 (░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░