Гр.дело № 2-1973/2022
Ап.дело № 33-2844/2022
Судья Шабловская Е.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е14 февраля 2023 года г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.
судей коллегии Нех Т.М., Долматова М.В.
при секретаре Ишметовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков ООО Строительная компания «Севердорстрой» и муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2022 года, в редакции определения Ноябрьского городского суда от 15 декабря 2022 года об исправлении описки, которым постановлено:
исковое заявление прокурора города Ноябрьска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанности на муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа» в срок до 1 октября 2022 года обеспечить выполнение подрядчиком ООО СК «Севердорстрой» работ по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на ул. Советская в г. Ноябрьске к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на ул. Советская, 18 в г. Ноябрьске.
Возложить обязанности на Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Севердорстрой» в срок до 01 октября 2022 года выполнить работы по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на ул. Советская, в г. Ноябрьске к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на ул. Советская, 178 в г. Ноябрьске.
Взыскать с Муниципального учреждения «Дирекции муниципального заказа» в бюджет муниципального образования города Ноябрьска государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Севердорстрой» бюджет муниципального образования города Ноябрьска государственную пошлину в размере 150 рублей.
Заслушав доклад судьи Нех Т.М., пояснения прокурора Давыдовой Л.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Ноябрьска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному учреждению «Дирекция муниципального заказа», обществу с ограниченной ответственностью «СК «Севердострой» о возложении обязанности восстановить нарушенное благоустройство для возможности передвижения маломобильных групп населения.
В обоснование требований иска указал, что прокуратурой города Ноябрьска в ходе рассмотрения заявления ООО «Меридиан» со стороны МУ «Дирекция муниципального заказа» и ООО «СК «Севердорстрой» выявлено нарушение требований закона в части не восстановления благоустройства территории после выполнения работ по реконструкции дорожного полотна и пешеходной зоны на ул. Советская в г. Ноябрьске. Установлено, что на территории города Ноябрьска адресу: г. Ноябрьск, ул. Советская, дом 18, располагается бизнес центр «Деловой». Объект располагается на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2 880 кв.м. В соответствии с данными сайта https://2gis.ru/noyabrsk, в указанном деловом центре располагается 14 организаций, в том числе АО «ЕРИЦ ЯНАО», две управляющие компании, адвокатский кабинет. Территория, прилегающая к зданию с фасадной стороны, в том числе на участке, выходящем за пределы земельного участка с кадастровым номером №, благоустроена, имеет плиточное покрытие, оборудована малыми архитектурными формами, в том числе лавочками. До выполнения работ по реконструкции дороги по ул. Советская в г. Ноябрьске через благоустроенный участок имелся подъездной путь для возможности беспрепятственного въезда в здание бизнес-центра «Деловой» лиц с ограниченными возможностями передвижения, маломобильных групп населения. 28 декабря 2020 года между МУ «Дирекция муниципального заказа» (заказчик) и ООО «СК «Севердорстрой» (подрядчик) по итогам электронного аукциона № 791-20- ЭА от 17 декабря 2020 года, заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Реконструкция ул. Советская (от ул. Энтузиастов до ул. Цоя) в г. Ноябрьске, в том числе проектно - изыскательские работы» 2-й этап строительства» (далее - работы), согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по указанному объекту в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Соглашением от 24 декабря 2022 года о расторжении муниципального контракта № 0190300003720000915 от 28 декабря 2020 года договор расторгнут с частичным исполнением. В рамках реализации указанного муниципального контракта в 2021 году при выполнении работ в районе дома № 18 по ул. Советская в г. Ноябрьске бизнес-центра «Деловой» работниками ООО СК «Севердорстрой» нарушена часть благоустроенной территории, прилегающей к указанному административному зданию, а именно разрушена часть существовавшего до проведения работ по реконструкции благоустройства - плиточного покрытия в районе примыкания к реконструированной пешеходной зоне, и пути для проезда к зданию бизнес-центра «Деловой» маломобильных групп населения. Место расположения нарушенного благоустройства прилегающей территории относится к землям общего пользования. После выполнения ООО СК «Севердорстрой» реконструкции пешеходной зоны на ул. Советская в г. Ноябрьске образовался перепад высоты между ранее существовавшим благоустроенным участком территории, прилегающей к административному зданию бизнес-центра «Деловой» (ул. Советская, 18 в г. Ноябрьске) и реконструированной пешеходной зоной вдоль автодороги ул. Советская (от ул. Энтузиастов до ул. Цоя) в г. Ноябрьске, что делает невозможным свободный проезд к входу в здание бизнес-центра «Деловой» со стороны пешеходной зоны улицы Советская в г. Ноябрьске для лиц с ограниченными возможностями передвижения и затрудняет проход к входной группе бизнес-центра. ООО СК «Севердорстрой» после завершения работ по реконструкции пешеходной зоны на ул. Советская в г. Ноябрьске, работы по восстановлению ранее нарушенного благоустройства в районе бизнес-центра «Деловой» (г. Ноябрьск, ул. Советская, 18) в г. Ноябрьске не выполнило, МУ «Дирекция муниципального заказа» при приемке работ контроль за исполнением подрядчиком работ по восстановлению благоустройства не осуществило. Ранее внесенными мерами прокурорского реагирования нарушенное благоустройство ответчиками восстановлено не было. В связи с тем, что до настоящего времени благоустройство земельного участка перед бизнес-центром «Деловой» на ул. Советская, д. 18 в г. Ноябрьске не восстановлено, нарушаются права неопределённого круга лиц на благоустроенную общественную территорию, права лиц с ограниченными возможностями передвижения на беспрепятственный доступ к зданию бизнес-центра «Деловой», что является недопустимым. С учетом изложенного, просил обязать муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа» в срок до 01 августа 2022 года обеспечить выполнение подрядчиком ООО СК «Севердорстрой» работ по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на ул. Советская, в г. Ноябрьске к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на ул. Советская, дом 18 в г. Ноябрьске, а также обязать ООО «СК «Севердорстрой» в срок до 01 августа 2022 года выполнить работы по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на ул. Советская, в г. Ноябрьске к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на ул. Советская, дом 18 в г. Ноябрьске.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора города Ноябрьск Никулина О.В. исковые требования уточнила в части сроков устранения нарушений до 1 октября 2022 года, в остальной части исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика МУ «ДМЗ», действующий на основании доверенности, Свалухин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители ответчика ООО «СК «Севердорстрой», действующие на основании доверенности, Кочергина Л.Е., Верия А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований иска.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц ООО «Меридиан», Управления жилищно-коммунального хозяйства транспорта, энергетики и связи Администрации гор. Ноябрьск, извещенных надлежащим образом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласны ответчики.
В апелляционной жалобе представитель ООО Строительная компания «Севердорстрой» Верия А.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении иска. Оспаривая постановленные судом выводы, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В апелляционной жалобе представитель муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» Свалухин А.А., действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права, и несоответствии выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела, приводит доводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков ООО Строительная компания «Севердорстрой» и муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2022 года снято с апелляционного рассмотрения и направлено в Ноябрьский городской суд для исправления описок допущенных в решении Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2022 года.
Определением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2023 года исправлены описки, допущенные в решении Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2022 года и постановлено: считать, что в мотивировочной и резолютивной частях решения суда адрес нахождения бизнес-центра «Деловой» указан как: город Ноябрьск, ул. Советская, 18, а также в описательной и мотивировочной частях решения дата соглашения о расторжении муниципального контракта № 0190300003720000915 от 28 декабря 2020 года указана как 24 декабря 2021 года.
В суд апелляционной инстанции старший помощник прокурора г. Ноябрьска Никулина О.В. представила возражения на апелляционные жалобы ответчиков ООО Строительная компания «Севердорстрой» и муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа», в которых просит решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Давыдова Л.А. полагала об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Иные участвующие по делу лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав пояснения прокурора Давыдовой Л.А. проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующему.
В части 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) среди прочего условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно пункта 2.12 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр при реализации проектов благоустройства территорий муниципальных образований рекомендуется обеспечивать:
а) функциональное разнообразие благоустраиваемой территории - насыщенность территории разнообразными социальными и коммерческими сервисами;
б) взаимосвязь пространств муниципального образования, доступность объектов инфраструктуры для детей и маломобильных групп населения (далее МГН), в том числе за счет ликвидации необоснованных барьеров и препятствий;
в) создание комфортных пешеходных и велосипедных коммуникаций среды, в том числе путем создания в муниципальном образовании условий для безопасных и удобных пешеходных и велосипедных прогулок. Рекомендуется обеспечить доступность пешеходных прогулок для различных категорий граждан, в том числе для МГН, при различных погодных условиях, обеспечив при этом транзитную, коммуникационную, рекреационную и потребительскую функции территории на протяжении пешеходного маршрута;
г) возможность доступа к основным значимым объектам на территории муниципального образования и за его пределами, где находятся наиболее востребованные для жителей муниципального образования и туристов объекты и сервисы (далее - центры притяжения), при помощи сопоставимых по скорости и уровню комфорта различных видов транспорта (различные виды общественного транспорта, личный автотранспорт, велосипед и другие);
д) организацию комфортной среды для общения жителей, в том числе путем благоустройства как крупных, часто посещаемых общественных территорий, так и территорий, доступ на которые ограничен, предназначенных для уединенного общения и проведения времени, создание природных и природно-антропогенных объектов в зависимости от функционального назначения части территории;
е) шаговую доступность к объектам детской игровой и спортивной инфраструктуры для детей и подростков, в том числе относящихся к МГН;
ж) защиту окружающей среды, общественных и дворовых территорий, пешеходных и велосипедных маршрутов населенного пункта, в том числе с помощью озеленения и использования эффективных архитектурно-планировочных приемов.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Городской Думы МО город Ноябрьск от 19 октября 2017 года № 448-Д (ред. от 21.10.2021) «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск» утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила по благоустройству, и распространяются на граждан и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих, в частности, проведение земляных работ.
Согласно ст. 3 Правил обеспечение качества городской среды при реализации проектов благоустройства территории достигается путем реализации следующих принципа функционального разнообразия - насыщенность территории микрорайона (квартала, жилого комплекса) муниципального образования разнообразными социальными и коммерческими сервисами и принципа комфортной организации пешеходной среды - создание в муниципальном образовании условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах. Пешеходные прогулки должны быть доступны для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп населения при различных погодных условиях.
Из ч. 1 ст. 7 Правил следует, что объектами благоустройства на территории общественного назначения являются: общественные пространства муниципального образования, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий муниципального образования: центры общегородского и локального значения, многофункциональные, специализированные общественные зоны муниципального образования.
Частью 2 ст. 7 Правил предусмотрено, что на территории общественного назначения при разработке проектных мероприятий по благоустройству необходимо обеспечивать: открытость и проницаемость территорий для визуального восприятия (отсутствие глухих оград), условия беспрепятственного передвижения населения (включая маломобильные группы населения), масштаба застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей средой муниципального образования.
В силу ст. 31 Правил предусмотрено, что при создании и благоустройстве покрытий поверхностей учитывается принцип организации комфортной пешеходной среды в части поддержания и развития удобных и безопасных пешеходных коммуникаций.
К элементам сопряжения поверхностей относятся различные виды бортовых камней, пандусы, ступени, лестницы (ч.9 ст. 31 Правил).
В силу ч. 1 ст. 28 Правил проектные решения по обеспечению доступности для маломобильных групп населения городской среды, реконструкции сложившейся застройки должны учитывать физические возможности всех категорий маломобильных групп населения и быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности.
Основными принципами формирования среды жизнедеятельности при реконструкции городской застройки являются создание условий для обеспечения физической, пространственной и информационной доступности объектов и комплексов различного назначения (жилых, социальных, производственных, рекреационных, транспортно-коммуникационных и других), а также обеспечение безопасности и комфортности городской среды.
Статьей 28 Правил предусмотрено, что при создании доступной для маломобильных групп населения среды жизнедеятельности на территории муниципального образования необходимо обеспечивать возможность беспрепятственного передвижения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения, передвигающихся с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также с использованием транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных). Основу доступной для маломобильных групп населения среды жизнедеятельности составляет безбарьерный каркас территории реконструируемой застройки, обеспечивающий создание маломобильным группам населения условий для самостоятельного осуществления основных жизненных процессов: культурно-бытовых потребностей и отдыха, занятия спортом и так далее. Принцип формирования безбарьерного каркаса территории муниципального образования должны основываться на принципах универсального дизайна и обеспечивать равенство в использовании городской среды всеми категориями населения. При проектировании объектов благоустройства жилой среды, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания обеспечивается доступность среды населенных пунктов для маломобильных групп населения, в том числе посредством оснащения этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению маломобильных групп населения.
При планировочной организации пешеходных тротуаров предусматривается беспрепятственный доступ к зданиям и сооружениям маломобильных групп населения (инвалидов и других маломобильных групп населения и их сопровождающих), а также специально оборудованные места для маломобильных групп населения в соответствии со СНиП 35-01-2001 (п.13 ст.28 Правил).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Правил пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории муниципального образования. К пешеходным коммуникациям относят: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.
При проектировании пешеходных коммуникаций на территории муниципального образования необходимо обеспечивать: высокий уровень благоустройства и озеленения, минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями и массовыми пешеходными потоками, непрерывность связей пешеходных и транспортных путей, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая маломобильные группы населения, а также свободный доступ к объектам массового притяжения, в том числе объектам транспортной инфраструктуры (ч. 2 ст. 49 Правил).
Правилами предусмотрено, что после окончания работ по реконструкции и ремонту инженерных коммуникаций или работ, связанных со вскрытием грунтов и твердых покрытий, а также аварийных работ, все элементы благоустройства, нарушенные при их проведении, подлежат обязательному восстановлению производителем работ (ч. 1 ст. 71 Правил).
Производитель работ обязан обеспечить полную сохранность бордюрного и булыжного камня, тротуарной плитки, дорожных ограждений, технических средств организации дорожного движения, элементов обустройства автомобильных дорог и по окончании работ восстановить их исходное состояние (ч. 11 ст. 71 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории города Ноябрьска по адресу: г. Ноябрьск, ул. Советская, 18, располагается бизнес-центр «Деловой». Объект располагается на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2 880 кв.м.
В соответствии с данными сайта https://2gis.ru/novabrsk., в указанном деловом центре располагается 14 организаций, в том числе АО «ЕРИЦ ЯНАО» (Единый расчетный информационный центр ЯНАО), две управляющие компании, адвокатский кабинет. Территория, прилегающая к зданию с фасадной стороны, в том числе на участке, выходящая за пределы земельного участка с кадастровым номером №, благоустроена, имеет плиточное покрытие, оборудована малыми архитектурными формами, в том числе лавочками.
До выполнения работ по реконструкции дороги по ул. Советская в г. Ноябрьске через благоустроенный участок имелся подъездной путь для возможности беспрепятственного въезда, подхода в здание бизнес-центра «Деловой» лиц с ограниченными возможностями передвижения, маломобильных групп населения, как с центрального входа, так с левой и правой стороны здания, в том числе тротуарные дорожки, выложенные из плитки, что следует из представленных фотографий.
28 декабря 2020 года между МУ «Дирекция муниципального заказа» (заказчик) и ООО СК «Севердорстрой» (подрядчик) по итогам электронного аукциона № 791-20-ЭА от 17 декабря 2020 года (номер извещения 0190300003720000915), заключен муниципальный контракт (далее - Контракт, муниципальный контракт) на выполнение работ по объекту «Реконструкция ул. Советская (от ул. Энтузиастов до ул. Цоя) в г. Ноябрьске, в том числе проектно-изыскательские работы» 2-й этап строительства» (далее - работы) (ИКЗ: 203890502753289050100102310014211414), согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по указанному объекту в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту).
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией (приложение № 1 к контракту) и сметной документацией (приложение № 5 к контракту) собственными силами и средствами, с применением своих инструментов, конструкций, с использованием своего оборудования, из своих материалов, в соответствии с условиями настоящего контракта. Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их выполнение в соответствии с условиями контракта.
Из пункта 1.4 заключенного контракта следует, что заказчик в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года № 570 устанавливает следующие возможные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в том числе, благоустройство.
Из пункта 1.5 контракта следует, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных в пункте 1.4 контракта, определенные по предложению Подрядчика, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной рабочей (приложение № 1 к контракту) и сметной документации (приложение № 5 к контракту), в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.11 муниципального контракта подрядчик обязуется в счет цены контракта и в определенный контрактом срок восстановить собственными силами нарушенное при производстве работ благоустройство территории.
Пунктом 3.3.2 муниципального контракта предусмотрено, что заказчик, обнаружив при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, должен немедленно заявить об этом Подрядчику в письменном виде.
В соответствии с пунктом 3.3.3 контракта, заказчик обязан принять выполненные работы (результат работ) и проверить их качество в соответствии с условиями настоящего контракта. Контролировать качество работ, а также осуществлять проверку соответствия используемых материалов и оборудования проектной документации (приложение № 1 к контракту) и сметной документации (приложение № 5 к контракту).
Соглашением от 24 декабря 2022 года о расторжении муниципального контракта № 0190300003720000915 от 28 декабря 2020 года договор расторгнут с частичным исполнением.
В рамках реализации указанного муниципального контракта в 2021 году при выполнении работ в районе дома № 18 по ул. Советская в г. Ноябрьске бизнес-центра «Деловой» работниками ООО СК «Севердорстрой» нарушена часть благоустроенной территории, прилегающей к указанному административному зданию. Разрушена часть существовавшего до проведения работ по реконструкции благоустройства - плиточного покрытия в районе примыкания к реконструированной пешеходной зоне, и пути для проезда к зданию бизнес-центра «Деловой» маломобильных групп населения.
Место расположения нарушенного благоустройства прилегающей территории относится к землям общего пользования, что следует из кадастровой карты, на которой отражена красная линия, по которой можно определить границу земельных участков, находящихся в аренде Сусликовой И.Н. - ООО «Меридиан» и земель общего пользования.
После выполнения ООО СК «Севердорстрой» реконструкции пешеходной зоны на ул. Советская в г. Ноябрьске образовался перепад высоты между ранее существовавшим благоустроенным участком территории, прилегающей к административному зданию бизнес-центра «Деловой» (ул. Советская, 18 в г. Ноябрьске) и реконструированной пешеходной зоной вдоль автодороги ул. Советская (от ул. Энтузиастов до ул. Цоя) в г. Ноябрьске, что делает не возможным свободный проезд к входу в здание бизнес-центра «Деловой» со стороны пешеходной зоны улицы Советская в г. Ноябрьске для лиц с ограниченными возможностями передвижения и затрудняет проход к входной группе бизнес-центра.
При определении объемов проектных работ ООО «Время Ч» установлено, что все выявленные при натурном обследовании дефекты благоустройства находятся на землях общего пользования. К появлению данных дефектов привело недобросовестное выполнение работ по реконструкции ул. Советская. Согласно рассмотренным документам в проект реконструкции включена вся площадь земель общего пользования до границ земельного участка, занимаемого Бизнес-центр «Деловой», но по факту часть работ осталась не выполненной, либо были допущены отступления от проекта. Поскольку нет очевидной необходимости в разработке нового проекта благоустройства для устранения обсуждаемых дефектов достаточно завершить работы, предусмотренные проектом благоустройства ул. Советская.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные прокуратурой г. Ноябрьска требования в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пришел к выводу, что на муниципальное учреждение «Дирекция муниципального заказа» как заказчика необходимо возложить обязанность обеспечить выполнение подрядчиком ООО СК «Севердорстрой» работ по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на ул. Советская в г. Ноябрьске к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на ул. Советская, 18 в г. Ноябрьске, с возложением обязанности на Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Севердорстрой», как подрядчика в срок до 01 октября 2022 года выполнить работы по восстановлению благоустройства в районе примыкания реконструированной пешеходной зоны на ул. Советская, в г. Ноябрьске к территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером №, на котором расположен бизнес-центр «Деловой» на ул. Советская, 178 в г. Ноябрьске.
Судебная коллегия полагает такие выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и не противоречащими положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, фактические обстоятельства и правовое обоснование подробно приведены в оспариваемом судебном акте, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований не опровергает правильность выводов суда первой инстанции и не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного постановления.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2022 года, в редакции определения Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: