ИМЕНЕМ Р. Ф.
Р Е Ш Е Н И Е 2а-602\2019
25 июля 2019 года <адрес>
Зерноградский районный суд <адрес> в составе :
Председательствующего судьи Дворниковой Т.Б.
С участием помощника прокурора <адрес> Рябченко Л.С.
При секретаре Цой В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело по административному иску прокурора <адрес> к Администрации Зерноградского городского поселения, заинтересованным лицам Министерству строительства архитектуры и территориального развития <адрес>, Бескишевой (Котолуп) Н. Л., Кауновой Л. Н., Юрченко О. В., Рыбальченко Е. В., Петрикиной С. В., Юрченко С. С.чу, Пустоветову А. Г., Пустоветову А. А.овичу, Пустоветовой И. С., Пустоветову А. А., Веденеевой Л. А., Чинновой Л. А., Чиннову В. Г., Гулиеву Т. Р., Гуленкову В. Н., Пшеничной Л. К., Кунаковой Н. В., Кунакову Р. Е., Кунакову Е. Е.чу, Пасека А. А., Ствилия Е. С., Рудченко О. Г., Рудченко А. С., Рудченко Д. В., Рудченко С. В., Рыжовой З. А., Рыжкову А. П., Григорьевой Л. А., Икомасову А. В., Даниловой К. Т., Боженкову В. Н., Кутовому А. Д., Назаренко А. В., Семизоровой Г. А., Семизоровой Е. В., Семизоровой М. В., Тимоник В. С., Петренко И. В., Глен Л. Г., Пругло В. В.чу, Сагуновой В. А., Гуленкова Л. Д. о признании бездействия Администрации городского поселения <адрес> по непринятию мер по изъятию земельного участка с кадастровым номером № площадью 4 000 кв.м, на котором расположен жилой <адрес> в <адрес>, признанный аварийным, понуждении администрации муниципального образования «Зерноградское городское поселение» принять меры по изъятию земельного участка и жилых помещений в указанном доме путем их выкупа либо предоставления собственникам по соглашению с ними взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемы жилые помещения
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском, измененным в ходе разбирательства дела, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Зерноградского городского поселения требований жилищного законодательства, в ходе которого выявлен факт неисполнения органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей. По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирный дом по адресу <адрес> межведомственной комиссией признан аварийным, подлежащий сносу, непригодным для проживания, поскольку имеющиеся повреждения и деформации угрожают обрушением здания. Постановлением администрации Зерноградского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № этот многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу. Администрацией Зерноградского городского поселения собственникам помещений в аварийном доме направлены требования о самостоятельном сносе жилого дома не позднее 10 месяцев. В указанный срок, истекший ДД.ММ.ГГГГ, требования о самостоятельном сносе доме собственниками жилых помещений не исполнены. Полагает органом местного самоуправления Зерноградского городского поселения надлежащие меры по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, проживающих в аварийном доме в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ не приняты. Аварийное состояние жилого дома создает опасность его самопроизвольного разрушения и реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут временно находится в жилом доме или непосредственной близости. В адрес Главы городского поселения внесено ДД.ММ.ГГГГ представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое с учетом истечения установленного собственниками жилых помещений срока для самостоятельного сноса дома не удовлетворено. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Зерноградского городского поседения направлена информация с предложением предусмотреть в решении о бюджете Зерноградского городского поселения на 2019 г выделение соответствующих средств, рассмотреть вопрос о предоставлении собственникам жилых помещений аварийного дома жилых помещений маневренного фонда. Многоквартирный аварийный дом, не подлежит включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Истец полагает, что у собственника, проживающего в аварийном доме, подлежащего сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с ними может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственнику жилого помещения требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и по последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о сносе или реконструкции. <адрес> просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Зерноградское городское поселение« выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка с кадастровым номером № площадью 4000 кв.м, на котором расположен жилой <адрес> по ул Ленина в <адрес>, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащий сносу и изъятию жилых помещений в указанном доме путем их выкупа либо предоставления собственникам по соглашению с ними взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемы жилые помещения в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного Кодекса РФ. Обязать администрацию муниципального образования «Зерноградское городское поселение» в течение 1 (одного )месяца со дня вступления решения в законную силу принять меры по изъятию земельного участка с кадастровым № площадью 4000 кв. м, на котором расположен жилой <адрес> в <адрес> и изъятию жилых помещений в указанном доме путем их выкупа либо предоставления собственникам по соглашению с ними взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемые жилые помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Рябченко Л.С. измененные исковые требования и доводы, изложенные в иске поддержал.
Представители ответчика - и.о.главы Администрации Зерноградского городского поселения Пипка Д.А. и Водолажский Е.А. возражали против заявленного административного иска. Считают, что бездействия не имеется. Ссылались на то, что финансовой поддержки в рамках реализации областной программы по переселению граждан из аварийного дома нет. Изыскиваются денежные средства для разрешения вопроса о выкупе квартир у собственников жилых помещений, назначены мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ для заключения с собственниками жилых помещений соглашений по выкупу. Так же не согласились с заявленным прокурором месячным сроком для решения вопросов по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, с учетом значительного объема выполнения необходимых работ.
Заинтересованные лица Гуленков В.Н. Рудченко О.Г., Рудченко С.В., Рыжкова З.А., Кутовой А.Д., Тимоник В.С.,Петренко И.В.,Пругло В.В., Сагунова В.А., и представитель заинтересованных лиц Петренко И.В., Мардаревой Н.В.Рогачевой Е.Н, Пасека А.А., Сагуновой В.А., Котолуп Н.Л., Назаренко А.В. - Деменко О.Д. не возражали об удовлетворении административного иска.
Другие заинтересованные лица просили суд рассмотреть дело без их участия, адресовали заявления.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Зерноградского городского поселения требований жилищного законодательства.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирный дом по адресу <адрес> межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Зерноградского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным подлежащий сносу, непригодным для проживания, поскольку имеющиеся повреждения и деформации угрожают обрушением здания. Нахождение в здании несет опасность для жизни и здоровья граждан. Согласно выводу заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ реконструкция жилого дома и инженерных систем технически и экономически нецелесообразен. Для предотвращения опасной ситуации вызванной аварийным состоянием конструкций необходимо выполнить временные страховочные мероприятия по усилению аварийных конструкций, перечисленные в проектной документации.(л.д.9-14)
Постановлением администрации Зерноградского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № этот многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу. Установлено произвести снос многоквартирного <адрес> в разумный срок в течении 10 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Из ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осуществляется сбор документов от собственников для включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Администрация Зерноградского городского поселения подготовила проекто-сметную документацию по временному страховочному усилению аварийных конструкций здания многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил муниципальный контракт по временному усилению аварийных конструкций дома.
ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений препятствовали в выполнении работ по страховочному усилению аварийных конструкций здания многоквартирного дома в виде закрытия своих квартир, что не отрицалось присутствующими в судебном заседании заинтересованными лицами.
Земельный участок, расположенный под многоквартирным домом с кадастровым номером № площадью 4000 кв.м с разрешенным использованием под жилую многоэтажную застройку находится на кадастровом учете правообладателем земельного участка значится Администрация Зерноградского городского поселения (л.д.82-103)
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 235 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно ч. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса Р. Федерации в случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость лих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 1, ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Как установлено судом в указанном доме имеются 2 квартиры (№ и 23 ) предоставленные гражданам по договору социального найма. Платонова С.И из <адрес> переселена из аварийного дома в другое жилое помещение, а Костюченко И.Н. не заключил договор о переселении.
Финансовой поддержки в рамках реализации областной программы »Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, в 2017 -2025 г « утвержденной постановлением <адрес> от 12.08. 2016 г № не имеется.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На момент разрешения административного иска квартиры в аварийном доме не освобождены. Проект соглашения об изъятии жилых помещений у собственников не направлен. Вопрос о заключении такого соглашения запланирован органом местного самоуправления на ДД.ММ.ГГГГ, о чем извещены собственника помещений аварийного дома
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного Кодекса.
Согласно части 1 ст.34 и части 1 ст.37 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно, которым местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Методы, способы решения вопроса местного значения определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
Целью судебной защиты является соразмерное восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо предоставлении другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, в связи с чем требования административного истца являются преждевременными.
Понуждение органа местного самоуправления в месячный срок к изъятию земельного участка под аварийным домом, не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение этого срока.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, изъятие земельного участка под аварийным домом, является компетенцией органа местного самоуправления и суд не вправе выйти за пределы своих полномочий, что означало бы подмену судом своими действиями деятельности муниципального органа, что противоречит принципу разделения власти и самостоятельности ветвей власти (ст. 10 Конституции РФ).
Доказательств, что административный ответчик уклоняется от решения вопроса об изъятии земельного участка под аварийным домом и сносе аварийного дома не имеется.
Истец из существа административного иска, особенностей статуса ответчика, как субъекта административно-правовых и гражданско-правовых отношений, порядка разрешения вопросов, установленных специальным отраслевым законодательством (порядок и нормативы софинансирования мероприятий из различных источников), при сложившихся обстоятельствах не доказал необходимости применения принудительных судебных мер к ответчику по возникшему вопросу.
При установленных фактических обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В административном иске прокурора <адрес> к Администрации Зерноградского городского поселения, заинтересованным лицам Министерству строительства архитектуры и территориального развития <адрес>, Бескишевой (Котолуп) Н. Л., Кауновой Л. Н., Юрченко О. В., Рыбальченко Е. В., Петрикиной С. В., Юрченко С. С.чу, Пустоветову А. Г., Пустоветову А. А.овичу, Пустоветовой И. С., Пустоветову А. А., Веденеевой Л. А., Чинновой Л. А., Чиннову В. Г., Гулиеву Т. Р., Гуленкову В. Н., Пшеничной Л. К., Кунаковой Н. В., Кунакову Р. Е., Кунакову Е. Е.чу, Пасека А. А., Ствилия Е. С., Рудченко О. Г., Рудченко А. С., Рудченко Д. В., Рудченко С. В., Рыжовой З. А., Рыжкову А. П., Григорьевой Л. А., Икомасову А. В., Даниловой К. Т., Боженкову В. Н., Кутовому А. Д., Назаренко А. В., Семизоровой Г. А., Семизоровой Е. В., Семизоровой М. В., Тимоник В. С., Петренко И. В., Глен Л. Г., Пругло В. В.чу, Сагуновой В. А., Гуленкова Л. Д. о признании бездействия Администрации городского поселения <адрес> по непринятию мер по изъятию земельного участка с кадастровым номером № площадью 4 000 кв.м, на котором расположен жилой <адрес> по у. Ленина в <адрес>, признанный аварийным, понуждении администрации муниципального образования « Зерноградское городское поселение» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по изъятию земельного участка и жилых помещений в указанном доме путем их выкупа либо предоставления собственникам по соглашению с ними взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемы жилые помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Текст мотивированного решения изготовлен 30 июля 2019 года.
Судья Дворникова Т.Б