Судья Выборнов Д.А. Дело № 33-9605/2021 (2-1447/2021)
УИД 52RS0016-01-2021-001120-06
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 17 августа 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.И.,
судей Косолапова К.К., Нижегородцевой И.Л.,
при секретаре Казаковой Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2021 г.
по иску Л.А. к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Косолапова К.К.,
установила:
Л.А. обратилась с иском к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о предоставлении жилого помещения, указав, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы Кстовского муниципального района Нижегородской области №1188-р от 12 мая 2009 г. принято решение о предоставлении Л.А. , [дата] рождения, жилой площади вне очереди по достижению совершеннолетия в порядке, установленном жилищным законодательством. В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Кстовского района Нижегородской области, по состоянию на [дата] Л.А. находилась под номером 119. [дата] Л.А. направлено заявление о предоставлении жилого помещения в связи с достижением ею совершеннолетнего возраста. Ответ на заявление не получен. До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения истцу не предоставлено.
Л.А. просила суд обязать ответчика предоставить ей специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Определением суда от [дата] министерство социальной политики Нижегородской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2021 г. иск удовлетворен частично. Постановлено обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области предоставить Л.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области.
В апелляционной жалобе администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права по мотиву проживания истца в другом населенном пункте.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заочным решением Кстовского городского суда Нижегородской области от [дата] Е.В. лишена родительских прав в отношении дочери Л.А. , на содержание которой взысканы алименты в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с [дата] до совершеннолетия дочери.
Отец истца – А.С. , умер [дата]
Таким образом, Л.А. , [дата] рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с распоряжением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 12 мая 2009 г. № 1188-р Л.А. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди по достижении совершеннолетия в порядке, установленном жилищным законодательством.
В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Кстовского района Нижегородской области, по состоянию на 15 января 2017 г. Л.А. находилась под номером 119.
Совершеннолетие Л.А. наступило [дата]
[дата] истец направила в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области заявление о предоставлении ей жилого помещения в связи с достижением ею 18-летнего возраста.
Заявление получено ответчиком 16 ноября 2020 г., однако ответ на заявление истцу не направлен.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 30 ноября 2020 г. по иску С.А. истец Л.А. признана утратившей право пользования жилым помещением – жилым домом, расположенным по адресу: Нижегородская область, г. [адрес], принадлежащем на праве собственности дедушке истца – С.А.
В настоящее время истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Нижегородская [адрес], р.[адрес], на срок по [дата]
До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения Л.А. не предоставлено.
Разрешая спор по существу и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 7 сентября 2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315, действовавшим на момент принятия решения суда, утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области – по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению судебной коллегии, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы заявителя о том, что истец имеет регистрацию в ином районе, не обоснован, поскольку истец зарегистрирована по месту пребывания в ином районе, постоянной регистрации не имеет, что является основанием для предоставления жилого помещения по месту выявления и первичного устройства, то есть ответчиком.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ всем представленным доказательствам дана оценка.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: