Дело №2а-1013/2020
УИД: 21RS0016-01-2020-001141-23
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июня 2020 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Елёхина С.В.
при секретаре судебного заседания Беловой М.В.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
административного ответчика – Леонтьева Р.Р., участвовавшего посредством видеоконференц-связи. рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии к Леонтьеву Радиславу Рафаиловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об установлении административного надзора,
установил:
Федеральное казённое учреждение исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Леонтьева Р.Р. В обоснование заявления указано, что Леонтьев Р.Р. отбывает наказание по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года по ч.1 ст. 314.1 УК РФ в виде лишения свободы сроком 8 (восемь) месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 28 января 2020 года, конец срока – 27 сентября 2020 года.
В связи с тем, что Леонтьев Р.Р. освобождаемый из мест лишения свободы в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить за административным ответчиком административный надзор на срок 3 (три) года, возложив на него административные ограничения в виде: обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы места жительства или пребывания без разрешения отдела внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть административное исковое заявление без их участия, о чем представила письменное заявление.
Административный ответчик Леонтьев Р.Р. возражал установлению в отношении него административного надзора.
В соответствии со ст.150, 272 КАС РФ суд признает явку в суд представителя административного истца необязательной и считает возможным рассмотреть в его отсутствие.
Изучив представленные материалы административного искового заявления, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 3 указанного закона (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 №102-ФЗ), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Леонтьев Р.Р. является как раз таким лицом.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 1.2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как видно из материалов дела, Леонтьев Р.Р. ранее был осужден:
- приговором Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 06 апреля 2005 года по ч.1 ст.1051 УК РФ к лишению свободы на срок 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; освобожден условно-досрочно 15 июля 2017 года на оставшийся срок, составляющий 6 месяцев 8 дней;
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 24 июля 2017 года в отношении Леонтьева Р.Р. установлен административный надзор на срок 1 (один) год и административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 12 апреля 2018 года Леонтьеву Р.Р. срок административный надзор продлен на 6 месяцев и установлены дополнительные административные ограничения в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22 часов до 06 часов следующего утра.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 09 января 2019 года Леонтьеву Р.Р. срок административного надзор продлен на 6 месяцев и установлены дополнительные административные ограничения в виде обязательной явки 3 (три) раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в заведениях, осуществляющих продажу спиртных напитков в розлив.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 07 марта 2019 года Леонтьеву Р.Р. срок административного надзора продлен на 3 месяца и установлены дополнительные административные ограничения в виде обязательной явки 4 (четыре) раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Данный административный надзор в отношении Леонтьева Р.Р. прекращен в связи с осуждением по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года по ч.1 ст.314.1 УК РФ и направлением его для отбывания наказания в места лишения свободы.
Таким образом, на момент обращения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Леонтьева Р.Р. после его освобождения из мест лишения свободы административного надзора, он имеет неснятую и непогашенную судимость за преступление небольшой тяжести по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года, совершенное в период нахождения его под административным надзором, за которое он осужден к лишению свобод и направлен к месту отбывания наказания, что влечет безусловное установление в отношении него административного надзора в силу вышеуказанных норм закона.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст. 15 УК РФ, преступления, предусмотренное ч.1 ст.314.1 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В силу п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 г. № 218 ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, судимость погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания. Тогда судимость по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года погашается 27 сентября 2023 года.
Исходя из установленного и на основании п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Леонтьева Р.Р. освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение преступлений небольшой тяжести.
Административный надзор в отношении Леонтьева Р.Р. подлежит установлению на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, что предусмотрено п. 1 ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Виды таких ограничений предусмотрены ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно положениям, которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться такие ограничения как: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из характеристики осужденного Леонтьева Р.Р. усматривается, что осужденный характеризуется отрицательно, взысканий и поощрений не имеет.
Каких-либо оснований ставить под сомнение достоверность представленных сведений о поведении осужденного в местах лишения свободы не имеется.
На основании изложенного, и принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Леонтьевым Р.Р. преступления, его поведение в период отбытия наказания, суд в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможности совершения им противоправных деяний, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, считает необходимым установить ему административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации, т.к. ранее нарушал данные ограничения.
Достаточных оснований для установления административного ограничения в виде запрета выезда за пределы места жительства или пребывания без разрешения отдела внутренних дел по месту жительства или пребывания, не имеется, поскольку установление данного ограничения является обязательным в отношении лиц, которые не имеют постоянного места жительства или пребывания.
Как видно из представленных материалов, Леонтьев Р.Р. имеет постоянное место жительства по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, где он намерен проживать после освобождения, о чем он подтвердил в судебном заседании. То обстоятельство, что ранее он покинул место жительства без уведомления надзирающих органов, не является достаточным для установления данного ограничения.
Указанные административные ограничения согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которого оно вводится.
Суд также отмечает, что в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В соответствии с ч. 2 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии об установлении административного надзора в отношении Леонтьева Радислава Рафаиловича удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Леонтьева Радислава Рафаиловича на срок 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить в отношении Леонтьева Радислава Рафаиловича следующие административные ограничения в виде:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации;
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике –Чувашии в части установления в отношении Леонтьева Радислава Рафаиловича административного ограничения в виде запрета выезда за пределы места жительства или пребывания без разрешения отдела внутренних дел по месту жительства или пребывания, отказать..
Разъяснить осужденному, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст.19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст.314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 29 июня 2020 года.
Судья: Елёхин С.В.