Решение по делу № 2-1544/2021 от 29.04.2021

Дело № 2-1544/2021

55RS0026-01-2021-001949-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Каспер Л.А., рассмотрев в городе Омске в открытом судебном заседании 17 июня 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ОВН к администрации Омского муниципального района <адрес> об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ОВН обратился в Омский районный суд <адрес> с изначально с исковыми требованиями о признании договора купли-продажи земельного участка действительным, признании права собственности на земельный участок, указав, что в мае 2001 года истец обратился в администрацию Калининского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> для решения вопроса о предоставлении земельного участка. Сотрудник администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> указал местоположение земельного участка, вбив по его углам колышки. ДД.ММ.ГГГГ в администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> истцом была произведена оплата в счет заключения договора купли-продажи земельного участка в сумме 4 500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру , в письменной форме договор представлен не был. Главой Калининского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> выдано постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 500 кв.м. в <адрес> в границах Калининского сельского поселения. На основании указанного Постановления отдел архитектуры и капитального строительства должен был обеспечить работы по выносу границ участка в натуру и выдать план земельного участка, предоставить документы для государственной регистрации земельного участка. В целях оформления права собственности на земельный участок истец обратился в администрацию Калининского сельского поселения Омского муниципального района для оформления договора о предоставлении земельного участка в собственность, где ему было отказано, в связи с отсутствием прав по распоряжению земельным участком. Кадастровым инженером ГЮЮ подготовлен межевой план земельного участка, местоположение которого определено: РФ, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадь 1 500 кв.м м. в границах образуемого земельного участка расположен объект капитального строительства – фундамент. ДД.ММ.ГГГГ истец на свое обращение о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права на указанный земельный участок получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, так как отсутствует договор купли-продажи земельного участка. В последующем истец изменил предмет требований, где просил установить границы земельного участка, предоставленного ОВН на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ , общей площадью 1500+/- 14 кв.м., местоположение которого определено: Российская Федерация, 644519, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера ГЮЮ в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границ

Существующие координаты, м

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании истец ОВН участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель истца ГАВ, действующая на основании доверенности (л.д. 17), исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила удовлетворить, указав, что с 2002 года истец использует земельный участок, частично огорожен, завез строительные материалы, начал строительство, возвел фундамент, выращивает овощи.

В судебном заседании ответчик администрация Омского муниципального района Омской области участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области участия не принимала, извещена надлежаще, представила а в материалы дела отзыв, согласно содержанию которого, истец использует испрашиваемый земельный участок по назначению.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер (статья 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 21 Закона о государственной регистрации недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 1 статьи 43 и частью 6 статьи 61 Закона государственной регистрации недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

Судом установлено, что на основании Постановления администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес> в границах <адрес>» предоставлен ОВН в собственность за плату земельный участок площадью 1 500 кв.м., с Калинино в границах земель Калининского сельского округа для индивидуального жилищного строительства. Предписано просить отдел архитектуры и капитального строительства обеспечить работы по выносу границ участка в натуру и выдачу плана. Просить комитет по земельным ресурсам и землеустройству предоставить в установленном законом порядке документацию, необходимую для регистрации по предоставлению земельного участка в учреждении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Зарегистрировать право собственности на земельный участок в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать застройщика ОВН: строительство жилого дома осуществлять по проекту, согласованному в отделе капитального строительства и архитектуры <адрес>; до начала строительства жилого дома получить разрешение на производство работ в установленном порядке; по окончанию строительства жилого дома, дом сдать в эксплуатацию и обратиться в МУП Центр технической инвентаризации для постановки на технический учёт. Постановление администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес>» имеет приложением чертеж границ земельного участка, передаваемого в собственность ОВН <адрес> <адрес>, описание смежеств: от 1 до 2 земли администрации, от 2 до 3 земли администрации, от 3 до 4 участок ОВН, <адрес>, от 4 до 1 <адрес>. (л.д. 47, 48).

ОВН произведена плата за земельный участок согласно квитанции к приходному кассовому ордеру , где отражено: принято от ОВН, основание – плата за землю согласно распоряжения ; сумма 4 500 рублей. Дата ДД.ММ.ГГГГ год. Оригинал представлен суду на обозрение.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что плата была произведена до принятия постановления администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес> <адрес>», земельным участком пользовался после определения специалистом архитектуры администрации Калининского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> на местности.

    Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывает, что у последнего возникало право собственности на земельный участок в силу принятия постановления администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес>».

Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

В силу пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпунктам 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.

В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

    Таким образом, принятие постановления администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес>», которым предоставлен земельные участок истцу является основанием для совершения юридически значимых действий в отношении испрашиваемого земельного участка.

На основании части 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    Право распоряжения земельным участком – объектом недвижимости возникает после государственной регистрации права. Отсутствие государственной регистрации как юридического акта признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества не влечет за собой признание акта органа местного самоуправления как основания для регистрации права собственности недействительным.

Принимая постановление администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес>», администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> распорядилась земельным участком, доказательств не оплаты земельного участка администрация Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не представила.

ДД.ММ.ГГГГ по заказу представителя истца по доверенности МНН кадастровым инженером ГЮЮ подготовлен межевой план земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного в границах Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области площадью 1 500 кв.м., подготовлены координаты земельного участка,

Обозначение характерных точек границ

Существующие координаты, м

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В заключении кадастрового инженера отражено, что межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровым работ в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером . Основанием подготовки плана является Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией Калининского сельского поселения. В результате выполнения кадастровых работ площадь земельного участка составляет 1 500 кв.м. Границы земельного участка закреплены объектами искусственного происхождения – арматурой. В границах образуемого земельного участка расположен объект капитального строительства – фундамент, сведения о нем не внесены в ЕГРН.

Установлено, что истец обратился в Омский отдел Управления Росреестра по Омской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении образуемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Омским отделом Управления Росреестра по Омской области направлено истцу уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № поскольку на регистрацию не представлен договор купли-продажи - земельного участка, заключенный на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, на схеме расположения не отображены сведения о земельных участках, смежных с образуемым земельным участком (л.д. 41, 43).

Вместе с тем, исследую местоположение спорного земельного участка, с учётом отражения его на схеме расположения земельных участок, видно, что земельный участок образуемый смежных земельных участков не имеет. Справа и слева земельного участка проходит проезд, который сложился давно, спереди и сзади - земли общего пользования, которые являются землями не разграниченной государственной собственности.

В судебном заседании допрошен свидетель МТВ, которая пояснила, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок ОВН и её земельный участок разделяет проезд, смежным земельным участком не является, права её не нарушает, спора о границах быть не может. ОВН ежедневно осваивает свой земельный участок, на котором помимо выращивания овощей, возведен фундамент, находятся строительные материалы.

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).

В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей до 01.01.2017 года, необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В той же норме предусмотрено, что при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из положений статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости аннулирование (исключение) внесенных в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи и другое.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Статьей 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования, в основе которого лежит добровольное соглашение сторон.

В судебном заседании достоверно установлено, что истец пользуется земельным участком с 2002 года, спор о местоположении границ земельного участка, принадлежащего истцу, отсутствует. Собственники смежных земельных участков отсутствуют. Свидетель в судебном заседании подтвердил, что истец более 15 лет пользуется своим земельным участком в указанных границах. Администрацией Калининского сельского поселения Омского муниципального района Омской области представлены пояснения, где следует, что истец использует земельный участок по назначению.

Кроме того, данные факты подтверждаются заключением кадастрового инженера, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющиеся для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).

Учитывая, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательств является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2003 № 23).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие право на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику, а также иному законному владельцу имущества предоставлено право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.

Истцом заявлены требования об установлении местоположения земельного участка, согласно координатам, представленным в межевом плане от 04 февраля 2021 года, а именно:

Обозначение характерных точек границ

Существующие координаты, м

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

Установление границ заявленного земельного участка влечет к восстановлению нарушенных прав истца и не нарушает права ответчика и третьих лиц, так как фактически земельный участок истца более 15 лет используется в указанных координатах.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить границы земельного участка, предоставленного ОВН на основании Постановления Администрации Калининского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату ОВН земельного участка в <адрес> в границах Калининского сельского округа» общей площадью 1500+/- 14 кв.м., местоположение которого определено: Российская Федерация, 644519, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера ГЮЮ в следующих координатах:

Обозначение характерных точек границ

Существующие координаты, м

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.

2-1544/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осинцев Виктор Николаевич
Ответчики
Администрация ОМР Омской области
Другие
Глебова Алена Валерьевна
Администрация Калининского СП ОМР Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Бессчетнова Елена Леонидовна
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
29.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2021Подготовка дела (собеседование)
20.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2022Дело оформлено
03.08.2022Дело передано в архив
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее