УИД 60RS0020-01-2023-002550-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года г. Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Савкина Д.А.,
при секретаре Шиповой А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Псковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» об обязании принять меры по регистрации права муниципальной собственности и постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования.
Выслушав объяснения представителя истца - старшего помощника прокурора Псковского района Качановой В.А., суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Псковского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» об обязании принять меры по регистрации права муниципальной собственности и постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования: <адрес> <адрес>», с идентификационным номером №
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведённой Прокуратурой района проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства в сфере имущественных правоотношений было установлено, что автомобильная дорога общего пользования «<адрес> с идентификационным номером 58-249-832-ОП-МП-58 Н-021», V технической категории, которая постановлением Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» от 15.08.2011 № 4 включена в перечень автомобильных дорог муниципального значения сельского поселения «Карамышевская волость», на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, не поставлена, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано. В связи с изложенным заявлены настоящие исковые требования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Псковского района Качанова В.А. поддержала доводы и требования искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика - глава сельского поселения «Карамышевская волость» Александрова Л.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя волости, в котором не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В то же время, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Пунктом 4 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закреплен в числе прочих вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 части 2 статьи 4 Устава муниципального образования «Карамышевская волость», принятого решением Собрания депутатов сельского поселения «Карамышевская волость» от 11.12.2009 № 13, предусматривающего осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Исходя из положений статьи Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом в соответствии со статьей 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе с указанием кадастрового номера муниципального недвижимого имущества.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) закреплено, что государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по осуществлению кадастрового учета и оформлению права муниципальной собственности как на объект недвижимости в виде автомобильной дороги, представляющей собой самостоятельный объект недвижимости в виде сооружения, так и на земельный участок, в пределах которого находится объект недвижимости в виде автомобильной дороги.
Из материалов дела установлено, что согласно перечня автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах населенных пунктов и в границах сельского поселения «Карамышевская волость», утвержденного постановлением Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» от 15.08.2011 № 4 в муниципальную собственность дорог местного значения принята автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес>, с идентификационным номером № технической категории» (л.д. 17-33).
Судом установлено, что прокуратурой Псковского района в адрес Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, бюджетного законодательства и законодательства в сфере имущественных правоотношений в связи с тем, что спорная дорога на кадастровый учет не поставлена, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на нее и земельные участки, на которых располагается автомобильная дорога, не зарегистрировано, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (л.д. 11-16).
На запрос прокуратуры Псковского района глава сельского поселения «Карамышевская волость» 22.12.2023 указала, что вышеуказанная автомобильная дорога на государственный кадастровый учет не поставлена по причине отсутствия денежных средств (л.д. 35).
Отсутствие надлежаще оформленного права собственности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия к предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и, как следствие, влияет на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью и имуществу при пользовании автомобильными дорогами. При этом ненадлежащее исполнение указанной выше обязанности создает угрозу жизни и (или) здоровью человека, ставит под угрозу повреждения принадлежащего ему имущества, негативно отражается на содержании автомобильных дорог, в том числе при решении вопроса о предоставлении земельных участков гражданам и иным образом способно повлечь наступление негативных последствий для охраняемых законом интересов, что не соответствует принципам правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора Псковского района подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения судебного акта, суд соглашается с предложенным прокурором сроком - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Псковского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Карамышевская волость» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять предусмотренные законом меры по регистрации права муниципальной собственности и постановке на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, на автомобильную дорогу общего пользования <адрес> с идентификационным номером № технической категории».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья /подпись/ Д.А. Савкин
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 года
Копия верна
Судья Д.А. Савкин