Судья Ветрова С.В. Дело №33а-1950/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«30» августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Колесниковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2020-004705-27, №2а-228/2021) по апелляционной жалобе врио начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Назаровой Ю.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 июня 2021 года, которым административное исковое заявление Гарнова Юрия Олеговича к инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании незаконным предписания от 05 июня 2020 года №РК-19-20 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику объекта культурного наследия, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Звоновой А.А., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гарнов Ю.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее также – Инспекция) о признании незаконным предписания от 05 июня 2020 года №РК-19-20 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику объекта культурного наследия.
Требования мотивировал тем, что он является собственником квартиры № в многоквартирном доме <адрес>, который построен и введен в эксплуатацию постановлением главы Администрации города Костромы от 14 августа 2002 года №3159. Весной 2019 года в принадлежащем ему жилом помещении произведены работы по устройству газового котла для индивидуального газового отопления. В связи с формальным отнесением многоквартирного дома к объектам культурного наследия Инспекцией по адресу: <адрес>, проведены мероприятия по контролю за состоянием утраченного объекта культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., по результатам которых ему со ссылкой на подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» внесено предписание, согласно которому он в срок до 01 февраля 2021 года должен организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., по адресу: <адрес>, в части приспособления квартиры № для современного использования (организация автономного газового отопления квартиры) в установленном законом порядке; в срок до 15 ноября 2021 года организовать работы по приспособлению квартиры № для современного использования (в части организации автономного газового отопления квартиры) в объекте культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., по адресу: <адрес>, на основании согласованной с госорганом по охране объектов культурного наследия проектной документации; в срок до 04 февраля 2021 года представить в Инспекцию отчет об исполнении пункта 1 предписания, в срок до 17 ноября 2021 года – отчет об исполнении пункта 2 предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением копий подтверждающих документов. Полагал указанное предписание незаконным и нарушающим его права, как собственника объекта недвижимости, поскольку по данным обследования, проведенного 17 сентября 1993 года, двухэтажный бревенчатый жилой дом лит. А, 1888 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, как объект культурного наследия (дом, в котором проживали Кедров М.С. и Подвойский Н.И. – «Дом Н.К. Кравченко») снесен полностью по ветхости, инвентарное дело № на домовладение по вышеуказанному адресу погашено 17 сентября 1993 года, о чем в книге учета погашенных дел на строения № имеется запись за номером №, что подтверждается справкой от 14 июля 2020 года №1481, выданной ему ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ». Он является собственником квартиры № в каменном многоквартирном доме <адрес> 2002 года постройки, и работы по устройству автономного газового отопления выполнены в квартире, расположенной в многоквартирном доме, который не является объектом культурного наследия.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе врио начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Назарова Ю.Н., полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает, что в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 01 июля 1997 года №455 «Об уточнении состава объектов историко-культурного наследия федерального и местного значения» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения – «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., который согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №134795-р зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером №. На основании поступившего в адрес Инспекции обращения гражданина, а также задания начальника Инспекции от 24 марта 2020 года №РК-19-20 Инспекцией проведены мероприятия по контролю за состоянием спорного объекта, по результатам которых изложенные в обращении доводы о незаконной установке собственником квартиры <адрес> Гарновым Ю.О. газового котла для индивидуального газового отопления нашли свое подтверждение, в связи с чем 05 июня 2020 года ему внесено предписание об устранении выявленных нарушений. Также Инспекцией установлено, что 16 августа 2017 года Гарнову Ю.О. на основании его заявления выдано задание №100-17 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (проектные работы). В 2018 году ОГБУ «Наследие» на основании договора возмездного оказания услуг разработана рабочая документация «Система газоснабжения. Газоснабжение (внутренние устройства)» №07.2018/61-ГВС. По запросу Инспекции АО «Газпром газораспределение Кострома» представлена информация, согласно которой строительно-монтажные и пусконаладочные работы произведены ООО «Экспресс-Мастер», однако проектная документация «Система газоснабжения. Газоснабжение (внутренние устройства)» №07.2018/61-ГВС Инспекцией не согласовывалась, разрешительная документация на проведение работ на спорном объекте не выдавалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало, заключение о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, являющемся памятником архитектуры, истории и культуры, Инспекцией не выдавалось. Разрешительная документация на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения по адресу: <адрес>, в комитете по строительству, транспорту и дорожной деятельности Управления строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы также отсутствует. При вынесении решения судом первой инстанции не учтено, что работы, обязанность по проведению которых возложена на Гарнова Ю.О. решением Свердловского районного суда г. Костромы от 29 апреля 2021 года, вынесенным по гражданскому делу № и не вступившим в законную силу, могут быть выполнены только в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно на основании задания на проведение работ по приспособлению объекта для современного использования в соответствии с разработанной проектной документацией. Таким образом, оспариваемое предписание не противоречит нормам действующего законодательства, и Инспекция действовала в соответствии с требованиями постановления губернатора Костромской области от 16 ноября 2015 года №206 в рамках предоставленных ей полномочий.
Гарнов Ю.О. и его представитель Волков С.Ф. в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением председателя исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 10 сентября 1981 года №404-р утвержден дополнительный список памятников историко-революционного значения, взятых под местную охрану, в который включен дом по адресу: <адрес>, где в 1906-1907 годах жил видный деятель Коммунистической партии Кедров М.С., у которого останавливался Подвойский Н.И. (л.д. 58).
Согласно паспорту и учетной карточке на памятник истории и культуры «Дом, в котором жили М.С. Кедров и Н.И. Подвойский», расположенный по адресу: <адрес> (датировка памятника 1905-1906 годы, карточка составлена 17 ноября 1977 года), дом деревянный, двухэтажный, в плане напоминает неправильный многоугольник. Фундамент кирпичный, на крыше несколько конусообразных и прямоугольных башенок со шпилями. Фасад здания, обшитого вертикально и горизонтально тесом, богато, даже чрезмерно декорирован, наличники резные с треугольными завершениями, карниз резной. Одноэтажная пристройка в форме избушки. Дом обветшал, вместо первоначального резного балкона с балясинами сделан простой тесовый, над входами сделаны примитивные навесы или пристроены тамбуры. Во дворе сохранились остатки служб и беседок. По типологической принадлежности здание является памятником истории, представляет собой оригинальный памятник деревянной архитектуры Костромы, имеющий историко-мемориальное значение; здание сильно обветшало, реставрационные работы не велись, современное использование – жилой дом. В учетной карточке имеется фотография дома, категория охраны не определена (л.д. 71-73).
Решением председателя исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 04 апреля 1990 года №195 дом <адрес> продан областному управлению культуры для восстановления и проживания в нем работников управления (л.д. 74).
Согласно акту технического состояния памятников истории и культуры, утвержденному в июне 1991 года начальником управления культуры исполкома Костромского областного Совета народных депутатов, износ здания по адресу: <адрес>, на 29 декабря 1971 года по данным БТИ составил 71%, несущие и ограждающие конструкции имеют большой физический износ и не пригодны для дальнейшего применения в реставрации и восстановления. Комиссией по проверке технического состояния зданий и определения на предмет целесообразности использования конструктивных элементов в процессе восстановления памятников истории и культуры постановлено применить для воссоздания памятника истории и культуры <адрес>, новые строительные конструкции из несгораемых материалов, проектному отделу поручено выполнить проекты воссоздания памятника (л.д. 75-76).
Ремонтно-реставрационные работы по городской усадьбе, расположенной по адресу: <адрес>, и переоборудование ее в современное жилье осуществлялись индивидуальным частным предприятием «Престиж» на основании договора подряда от 17 февраля 1995 года №5 (л.д. 83-85).
В дальнейшем незавершенные ремонтно-реставрационные работы по воссозданию памятника архитектуры <адрес> принял НПЦ.
Приказом управления архитектуры и градостроительства Костромского горисполкома от 24 апреля 1995 года №21 представленный НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры на согласование технический (техно-рабочий) проект реконструкции 2-этажного 7-квартирного жилого дома № (по ГП) (дом Кравченко) <адрес> согласован и рекомендован к утверждению (л.д. 81).
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года №176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который включен Дом Кравченко, 1888 г., арх. ФИО19, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 59).
Приказом председателя комитета по делам культуры и искусства администрации Костромской области от 25 апреля 1995 года №40 научно-производственному центру по охране памятников поручено воссоздать памятник архитектуры по <адрес>, и переоборудовать его в современное жилье в соответствии с требованиями управления архитектуры и градостроительства (л.д. 77).
01 июля 1996 года инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов проектной организации ТОО «Костромареставрация» выдано разрешение №12-ж/95 на воссоздание 2-этажного кирпичного 7-квартирного жилого дома по <адрес> (л.д. 78).
На основании постановления главы администрации Костромской области от 01 июля 1997 года №455 «Список памятников истории и культуры, исключенных из Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения и отнесенных к категории памятников истории и культуры местного значения» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального значения» от 05.05.1997 г. №452) жилой дом по адресу: <адрес>, отнесен к категории памятников истории и культуры местного значения, наименование памятника – «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г. (л.д. 13).
18 июля 1997 года на выездном заседании Совета Союза реставраторов «Золотое кольцо» г. Иваново, А.О. «Ивановореставрация», рассмотрен проект реставрации, выполненный Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской по воссозданию памятников архитектуры XIX в., объекта «Дом жилой Кравченко» по <адрес>, по итогам рассмотрения которого Советом Союза реставраторов «Золотое кольцо», учитывая сложившуюся градостроительную ситуацию и тяжелое физическое состояние основных конструкций, принято решение по замене изношенных деревянных конструкций с полным воссозданием внешнего облика памятника для достижения основной цели реставрации данного объекта – сохранение исторической градоформирующей среды города (л.д. 79-80).
15 мая 1998 года за номером 347 государственным учреждением Научно-производственным центром по сохранению, использованию и реставрации историко-культурного наследия Комитета по делам культуры и искусства администрации Костромской области согласован проект благоустройства и ограждения жилого дома по <адрес> (главный фасад), выполненный архитектором ФИО12 (л.д. 82).
Постановлением Администрации города Костромы от 20 января 1999 года №203 земельный участок площадью 1 359,5 кв.м по <адрес>, изъят из пользования Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры при Комитете по делам культуры и искусства администрации Костромской области и предоставлен, в том числе Гарнову Ю.О., в аренду на срок 3 года для завершения работ по воссозданию памятника архитектуры XIX века (жилого дома Кравченко) и размещению в нем благоустроенных крупногабаритных квартир (л.д. 89).
Постановлением Администрации города Костромы от 14 августа 2002 года №3159 утвержден акт приемки от 13 июня 2002 года №31 государственной комиссией индивидуального четырехквартирного двухэтажного кирпичного жилого дома, возведенного ФИО13, ФИО14, ФИО15, Гарновым Ю.О. на земельном участке по <адрес>. Домовладению присвоен адрес: <адрес> (л.д. 12).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 декабря 2011 года, а также соответствующей выписке из Единого государственного реестра недвижимости Гарнову Ю.О. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 187 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 16, 56-57).
16 августа 2017 года Гарнову Ю.О., как собственнику квартиры <адрес>, на основании его заявления от 31 июля 2017 года (виды и наименование работ по сохранению объекта культурного наследия, предполагаемые к проведению: установка газового котла, бойлера для квартиры №; ремонт ввода воды; покраска деревянной обшивки дома; замена кровли над квартирой №) выдано задание №100-17, утвержденное начальником инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 97-99).
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №134795-р объект культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и ему присвоен регистрационный номер № (л.д. 65).
Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 10 сентября 2020 года №147 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г. (<адрес>), фактический адрес: <адрес>, требования к сохранению которого предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона №73-ФЗ (л.д. 63-70).
24 марта 2020 года начальником инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в связи с поступившим обращением гражданина ФИО16 выдано задание №РК-19-20 на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., взятого под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 01 июля 1997 года №455 «Список памятников истории и культуры, исключенных из Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения и отнесенных к категории памятников истории и культуры местного значения» и расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе анализа документации, имеющейся в распоряжении Инспекции, установлено, что собственником квартиры № объекта в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26 марта 2020 года является Гарнов Ю.О.
В целях проведения осмотра указанной квартиры в адрес Гарнова Ю.О. было направлено уведомление от 12 мая 2020 года №01-23/1647 о посещении и обследовании жилого помещения, обследование было назначено на 10 час. 00 мин. 21 мая 2020 года, однако 20 мая 2020 года в 15 час. 50 мин. от представителя Гарнова Ю.О. – Волкова С.Ф. поступил звонок, где он сообщил об отказе в доступе и осмотре квартиры № специалистами Инспекции. В ходе визуального внешнего осмотра объекта, проведенного 21 мая 2020 года, факты, изложенные в обращении, подтвердились. Со стороны дворового (южного) фасада наблюдается устройство автономного газового отопления квартиры №, под окном квартиры в существующую газовую трубу произведена врезка счетчика газа в защищенном металлическом ящике, из стены выполнен дымоход из ПВХ трубы по фасаду с выходом до конька объекта. Гарновым Ю.О. получено задание от 16 августа 2017 года №100-17 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (проектные работы). ОГБУ «Наследие» в 2018 году на основании договора возмездного оказания услуг разработан проект газификации квартиры № (заказчик Гарнов Ю.О.). Заключения о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, являющемся памятником архитектуры, истории и культуры, Инспекцией не выдавалось. Проектная документация Инспекцией не согласовывалась, разрешительная документация на проведение работ на объекте не выдавалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало (л.д. 107-108).
05 июня 2020 года инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области на основании вышеуказанного акта Гарнову Ю.О. вынесено предписание №РК-19-20, которым в целях устранения выявленных при проверке нарушений ему предписано выполнить следующие мероприятия: в срок до 01 февраля 2021 года организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., по адресу: <адрес>, в части приспособления квартиры № для современного использования (организация автономного газового отопления квартиры) в установленном законом порядке; в срок до 15 ноября 2021 года организовать работы по приспособлению квартиры № для современного использования (в части организации автономного газового отопления квартиры) в объекте культурного наследия регионального значения «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., по адресу: <адрес>, на основании согласованной с госорганом по охране объектов культурного наследия проектной документации, сдать работы по акту приемки выполненных работ; в срок до 04 февраля 2021 года представить отчет об исполнении пункта 1 предписания, в срок до 17 ноября 2021 года – отчет об исполнении пункта 2 предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением копий подтверждающих документов, в Охранкультуры Костромской области (л.д. 110-111).
Не согласившись с предписанием инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 05 июня 2020 года №РК-19-20, Гарнов Ю.О. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходил из того, что требования, выраженные в предписании о приспособлении квартиры № для современного использования в части организации автономного отопления, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в данном случае Инспекция вышла за пределы своих полномочий, фактически разрешив сохранение перепланировки после получения согласований в области охраны объектов культурного наследия.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований к удовлетворению заявленного административного иска Гарнова Ю.О., так как они не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №73-ФЗ).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона №73-ФЗ государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в области охраны объектов культурного наследия) осуществляется посредством регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого региональными органами охраны объектов культурного наследия, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи предусмотрено, что предметом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона) установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия; требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель; требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия; требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению; требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные настоящим Федеральным законом; требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона №73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Как указывалось выше, приказом заместителя Министра культуры Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №134795-р объект культурного наследия «Дом Н.К. Кравченко», 1888 г., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия регионального значения.
При таких обстоятельствах доводы Гарнова Ю.О. о том, что работы по устройству автономного газового отопления выполнены им в квартире, расположенной в многоквартирном доме, который не является объектом культурного наследия, не могут быть признаны состоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из материалов дела усматривается, что задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия от 16.08.2017 г. №100-17, выданное Инспекцией по заявлению Гарнова Ю.О. с целью установки газового котла и бойлера для квартиры, принадлежащей ему на праве собственности и расположенной по адресу: <адрес>, последним не выполнено, при этом им осуществлены работы по установлению автономного газового отопления в квартире в отсутствие разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Вопреки выводам суда первой инстанции выполнение мероприятий, изложенных в предписании, не приведет к нарушению требований жилищного законодательства.
Так, в соответствии с частями 1, 2, 2.1, 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет с заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ряд документов, в том числе заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (пункт 6 части 2 названной статьи).
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
В силу статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Как следует из материалов дела, административным истцом не принимались меры к получению согласования на переустройство жилого помещения, в том числе не принимались меры к получению заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства получение Гарновым Ю.О. необходимой разрешительной документации в органе по охране памятников архитектуры, истории и культуры (при исполнении оспариваемого предписания) не исключает необходимость согласования переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме с органом местного самоуправления.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области в пределах предоставленных полномочий, при наличии законных оснований - при установлении в ходе мероприятий по государственному надзору факта допущенных Гарновым Ю.О. нарушений требований действующего законодательства, при этом нарушения прав и законных интересов административного истца не допущено.
При таких обстоятельствах в силу положений статьи 227 КАС РФ оснований для удовлетворения административного иска Гарнова Ю.О. у суда первой инстанции не имелось.
На основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Гарнова Ю.О. о признании незаконным предписания инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 05 июня 2020 года №РК-19-20.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 июня 2021 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Гарнова Юрия Олеговича о признании незаконным предписания инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 05 июня 2020 года №РК-19-20 отказать.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: