Решение по делу № 33-2112/2024 от 06.08.2024

    УИД 19RS0003-01-2024-000090-02

    Дело 33-2112/2024

    Председательствующий судья Плетнева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Балашовой Т.А., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2024 года по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Балашовой Т.А., объяснения прокурора                  Менс О.В., поддержавшей иск и полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, представителя ответчика Евстафьевой О.Г., представителя третьего лица Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости <адрес> Свиридовой Т.Г., возражавших против удовлетворения исковых требований, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования                          <адрес> об обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объект гидротехнических сооружений пруды накопители (хвостохранилище) бывшего Майнского рудника (далее также – ГТС, пруды-накопители), расположенные на территории пгт. Майна муниципального образования <адрес>, указывая, что документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанное сооружение, отсутствуют, в реестрах федерального имущества, государственного имущества, а также муниципального имущества этот объект не числится, объект накопленного вреда образовался в результате прошлой хозяйственной деятельности на Майнском руднике по добыче медной руды и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе загрязняет подземные воды и <адрес>. Енисейское управление Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ на основании комиссионного обследования признал указанный пруд гидротехническим сооружением.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости                               <адрес> (далее - ДАГН <адрес>), общество с ограниченной ответственностью ООО «ЮГТЕХНОИНЖИНИРИНГ (далее – ООО «ЮТИ»).

В суде первой инстанции старший помощник прокурора <адрес> Лучникова В.Л. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования       <адрес> Евстафьева О.Г. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представила отзыв, согласно которому выполнение мероприятий о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества входит в полномочия ДАГН <адрес>.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления Ростехнадзора, ООО «ЮТИ», ДАГН <адрес> постановил решение об удовлетворении исковых требований. Обязал Администрацию муниципального образования <адрес> в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объект гидротехнических сооружений пруды накопители (хвостохранилище) бывшего Майнского рудника, расположенный на территории пгт. Майна муниципального образования <адрес>.

С решением не согласна представитель ответчика Евстафьева О.Г. В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает на то, что судом не установлены точные данные объекта недвижимого имущества, подлежащего постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества; кроме того судом не исследовано и не установлено, является ли спорное имущество бесхозяйным, имеет ли спорный пруд гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами: рекой Енисей. Решение суда без исследования вопроса об изолированности пруда и принадлежности к федеральной собственности нарушает права муниципального образования.

В письменных возражениях относительно требований апелляционной жалобы помощник прокурора <адрес> Лучникова В.Л. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В письменных возражениях относительно требований апелляционной жалобы третье лицо ДАГН <адрес> Свиридова Т.Г. полагала решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 этого же Кодекса одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.

Как следует из материалов дела, суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из принадлежности спорного недвижимого имущества муниципальному образованию <адрес>, при этом не разрешил вопрос о привлечении к участию в деле орган, который осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> (далее - МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>).

Таким образом, дело рассмотрено без привлечения к участию в деле                    МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, вопрос о правах которого на спорное имущество разрешён обжалуемым решением.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных                           главой 39 ГПК РФ, к участию в рассмотрении настоящего гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежащим образом извещенные третьи лица Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления Ростехнадзора, ООО «ЮТИ», МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, в порядке положений                            ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Якушева М.Ю. направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила исковые требования Прокурора <адрес> удовлетворить, дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

В соответствии со ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты;                          2) подземные водные объекты (ч. 1).

К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);                  2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота (низинные, переходные, верховые);                   5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты (ч. 2).

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 8 ВК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997                   № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0086 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее –                           Порядок № П/0086).

Пунктом 3 Порядка № П/0086 установлено, что на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном пунктом 4 Порядка № П/0086.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 5 Порядка № П/0086).

На основании пунктов 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015                 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п. 6.3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015                        № 218-ФЗ государственный кадастровый учет здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, может осуществляться без подготовки технического плана на основании декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, при этом государственная регистрация перехода прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с ними допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Государственный кадастровый учет указанных в настоящей части помещения, машино-места в случае постановки их на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей допускается также осуществлять при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о здании или сооружении, в которых расположены такие помещение, машино-место.

В соответствии с. ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015                № 218-ФЗ местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Форма декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений утверждена Приказом Россреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0072 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

Согласно приложению к указанному приказу, в декларации обязательным условием к ее заполнению является указание кадастрового номера земельного участка, на котором расположен объект.

Как следует из материалов дела, согласно общедоступным сведениям ГКУ РХ «Национальный архив», Майнское медное рудоуправление образовано на юге <адрес> на основании приказа Главного управления «Енисейстрой» Министерства внутренних дел СССР                     от ДД.ММ.ГГГГ.

Детальная разведка месторождения была начата в 1946 г., в результате которой были определены и утверждены промышленные запасы и в 1950 г. начато строительство Майнского медного рудоуправления, в которое вошли рудник с подземной добычей медной руды и флотационная фабрика для получения, обогащенного медного концентрата.

Майнское медное рудоуправление с 1950 по 1953 гг. подчинялось Главному управлению «Енисейстрой» Министерства внутренних дел СССР, а с 1954 по 1963 гг. – Министерству цветной металлургии СССР.

В 1963 г. в связи с истощением запасов месторождения медного колчедана рудоуправление было ликвидировано, что следует из Предисловия к описям и 1т фонда № Р-554 «Майнское медное рудоуправление                            за 1950-1963 гг. (т.2, л.д. 29-31).

В главе У1 «Улавливание кислых вод» технико-экономической оценки Майнского месторождения, выполненного Сибцветметниипроектом в 1959 г. описан механизм использования спорного пруда-накопителя: выдача кислых вод от опытного участка производится по водоотливной канавке штольни и по фанерным трубам транспортируется в головной прудок - отстойник и на цементационную установку (т.2, л.д. 35).

Расположение пруда - отстойника относительно Майнского медного рудоуправления отражено в плане поверхности УИМ Красноярского ОНХ Сибцветметниипроекта от 1960 г. (т.2, л.д. 38-39).

Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представлен перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в составе которого 8 объектов, одним из них являются пруды–накопители рп. Майна                                   (т.1, л.д. 12-13).

Из ответа Хакасского ЦГМС - филиала ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что объект, расположенный на территории пгт. Майна МО <адрес>, является прудом-накопителем (хвостохранилище) бывшего Майнского рудника. Сопряжения с поверхностными водотоками не наблюдается (т.1, л.д. 236).

Актом комиссионного обследования гидротехнических сооружений прудов – накопителей жидких промышленных отходов в пгт. Майна Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. первого заместителя Министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Брагиной Т.В., установлено, что пруды-отстойники каскадного типа - это техногенные водоемы, образованные на территории бывшего Майнского рудника, заполнены шахтными водами и насыщенны металлами, вследствие чего имеют необычную окраску от желто-зеленого до красного-оранжевого цвета. Данные пруды образованы путем ограждения дамбами. Сооружения предназначались для приема и хранения жидких промышленных отходов               (т.1, л.д.7-11).

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 указанного федерального закона при обнаружении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, проверка такого гидротехнического сооружения осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ                          от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение капитального ремонта, консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений в 3-месячный срок организует обследование выявленного гидротехнического сооружения, разработку плана мероприятий по обеспечению безопасности такого гидротехнического сооружения, а также согласование указанного плана мероприятий с органом государственного надзора в порядке и в сроки, которые установлены им (пункт 5 указанного постановления).

Орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений (пункт 6 указанного постановления).

Отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997                      № 117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, исторические данные относительно образования спорного объекта, оценив представленные доказательства с учетом установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пруды-накопители (хвостохранилище) бывшего Майнского рудника водными объектами не являются, относятся к гидротехническим сооружениям и являются объектом недвижимого имущества, поскольку расположены на земле и прочно связаны с ней, что в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.

Актом комиссионного обследования гидротехнических сооружений прудов – накопителей жидких промышленных отходов в пгт. Майна Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что техническое состояние ГТС – ограниченно - работоспособное; уровень безопасности -неудовлетворительный; готовность к пропуску увеличенных объемов техногенных вод отсутствует (т.1, л.д. 7-11).

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ для ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде Министерством заключен с ООО «ЮТИ» государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации «Проект работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде – Пруды - накопители (хвостохранилище) бывшего Майнского рудника», государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение кадастровых работ по этому же объекту (т. 1, л.д. 199-200, т.2, л.д. 1-17).

В представленной проектной документации ООО «ЮТИ» в разделе 1.3 месторасположение пруда-накопителя (хвостохранилище) указано: <адрес>, Саяногорск городской округ, поселок городского типа Майна расположен на левом берегу реки Енисей, в горно-таежной зоне,                  в 10 км. от <адрес> и в 16 км. от поселка Черемушки (т.1, л.д. 26).

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт .156                     от ДД.ММ.ГГГГ исполнен, в результате проведенных кадастровых работ выделены земельные участки с кадастровыми номерами:

Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведения о собственнике земельных участков с кадастровыми номерами: в ЕГРН отсутствуют (т.1, л.д. 201-215).

Министерство обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о включении прудов - накопителей (хвостохранилище) бывшего Майнского рудника в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде для возможности дальнейшей работы по их включению в федеральный проект «Генеральная уборка национального проекта «Экология» и начала реализации мероприятий по ликвидации (т.2, л.д. 199-200, т.2, л.д.1-18).

Как указывалось выше, из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет возложена на муниципальное образование.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является факт того, что имущество является бесхозяйным.

При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности кого-либо на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Возражая относительно исковых требований, представитель Администрации муниципального образования <адрес>                         Евстафьева О.Г. указала на отсутствие оснований для их удовлетворения, поскольку до ликвидации Майнское медное рудоуправление находилось в собственности государства.

Судебная коллегия полагает доводы возражений представителя ответчика заслуживающими внимания ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Согласно статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003                        № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться:                               1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и                    1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Как следует из п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пп. 26 и 41 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003                            № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены в том числе осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности поселения.

В соответствии с абз. 1 ст. 236 ГК РФ публичное образование не может отказаться от права собственности.

В соответствии с положениями ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).

Из ответа МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре федерального имущества объект гидротехнических сооружений – пруды-накопители (хвостохранилище), расположенный на территории пгт. Майна <адрес>, не учитывается (т.1, л.д. 237).

Исходя из даты создания прудов – накопителей Майнского рудника, судебная коллегия учитывает, что имеются особенности государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление).

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (пункт 1 указанного Постановления).

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) (пункт 2 Постановления).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации (пункт 3 Постановления).

Согласно п. 10 Постановления органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что спорный объект недвижимости - пруды-накопители (хвостохранилище), расположенный на территории <адрес>, создан в 1950-х гг. в результате прошлой хозяйственной деятельности на Майнском руднике, судебная коллегия полагает, что спорный объект недвижимости в силу закона находится в федеральной собственности.

Сведений о передаче данного объекта в собственность субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, материалы дела не содержат.

Отсутствие в реестре федерального имущества указанного объекта гидротехнических сооружений – прудов-накопителей (хвостохранилище), расположенного на территории <адрес>, не свидетельствует об обратном, в связи с чем, утверждение прокурора о том, что спорный объект является бесхозяйным, является несостоятельным.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложения на Администрацию муниципального образования <адрес> обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного спорного недвижимого имущества.

Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия                          от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу отменить, принять новое.

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества оставить без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с момента изготовления мотивированного апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий                                          В.Н. Морозова

Судьи                                                                              Т.А. Балашова

                                         Е.В. Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

33-2112/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Саяногорска Республики Хакасия
Ответчики
Администрация МО г. Саяногорска Республики Хакасия
Другие
Енисейское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
ООО "ЮГ ТЕХНОИНЖИНИРИНГ"
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Межрегиональное Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае Республике Хакасия и Республике Тыва
ДАГН г. Саяногорска
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Балашова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
06.08.2024Передача дела судье
27.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
11.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024Передано в экспедицию
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее