(37RS0019-01-2019-001341-12)
Дело 2а-1028/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2019 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Родионовой В.В.,
при секретаре Билогривой Т.В.,
с участием административного истца Евстигнеевой Ю.В.
представителя административного истца Сокола М.С.,
представителя административного ответчика Щедриной Н.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евстигнеевой Юлии Владимировны к Администрации г.Иваново о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения преобразуемого земельного участка,
установил:
Евстигнеева Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Иваново о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, согласовании схему расположения земельного участка.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником в целом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора дарения жилого дома ДД.ММ.ГГГГ и договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома. Земельный участок состоит на кадастровом учете, имеет кадастровый №, имеет площадь 428 кв.м. Земельный участок имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Границы данного земельного участка установлены. На земельном участке расположен жилой дом по тому же адресу, который также находится в ее собственности. Смежным с принадлежащим Евстигнеевой Ю.В. земельным участком расположен земельный участок площадью ориентировочно 325 кв.м. Данный земельный участок не сформирован, является смежным по отношению к принадлежащему истцу земельному участку и располагается вдоль границы ее земельного участка по характерным точкам № 5,6 и находится в муниципальной собственности г. Иваново. Поскольку указанный земельный участок является смежным по отношению к принадлежащему истцу земельному участку, она решила обратиться к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей его путем перераспределения его с принадлежащим истцу земельным участком. Евстигнеевой Ю.В. был подготовлен проект схемы расположения земельного участка. Согласно данного проекта общая площадь перераспределенного земельного участка составляет 753 кв.м., определены характерные поворотные точки границ земельного участка после перераспределения. Евстигнеева Ю.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей смежного земельного участка путем его перераспределения, а также об утверждении схемы расположения земельного участка. Уведомлением № 03-02-3424 от 22.07.2019 года административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, что влечет отказ в предоставлении земельного участка путем перераспределения земельных участков. Административный истец просит признать незаконным отказ Администрации г. Иваново № 03-02-3424 от 22.07.2019 года в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, предусматривающей образование земельного участка ориентировочной площадью 753 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 37:24:030412:22 и смежного земельного участка и обязать Администрацию г. Иваново утвердить схему расположения преобразуемого земельного участка по адресу: <адрес>, предусматривающей образование земельного участка ориентировочной площадью 753 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 37:24:030412:22 и смежного земельного участка по характерным поворотным точкам.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, АО «Газпром Газораспределение Иваново» и АО «Ивгорэлектросеть».
В судебном заседании административный истец и ее представитель административное исковое заявление поддержали по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, представала письменные возражения. Дополнительно пояснила, что в данном случае «красные линии» в районе испрашиваемого земельного участка, отсутствуют, в связи с этим решение об отказе истцу в утверждении схемы земельного участка принималось на основании карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г.Иваново, на которой обозначена территория общего пользования.
Представители заинтересованных лиц, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного адрес: <адрес>, площадью 428 кв.м., разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРП от 05.09.2019 года.
Административный истец обратилась в администрацию г.Иванова с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, приложив схему расположения образуемого в результате перераспределения земельного участка.
Письмом № 03-02-3424 от 22.07.2019 года администрация г.Иванова сообщила Евстигнеевой Ю.В., что на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования. Кроме того, испрашиваемый земельный участок входит в охранную зону и зону эксплуатации электрических сетей, находящихся на балансе АО «Ивгорэлектросеть». В непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка находится железная дорога, указанный земельный участок входит в границу санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий. По этим основаниям в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка по адресу: <адрес> земель, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающих к нему, истцу было отказано.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Пунктом п.25 ч.2 статьи 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 г. N 613, предусмотрено, что к компетенции администрации города Иванова относится, в том числе, утверждение подготовленной на основе Генерального плана города Иванова документация по планировке территории, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах города Иванова.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с подп. 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из перечисленных в данном пункте оснований, в том числе, в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам.
В силу положений пункта 6 данной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, но не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п.12 ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч.1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.
Согласно ч.6 ст.43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п.2 ч.2 этой статьи.
Согласно п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Границы территорий общего пользования, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст.15 и п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ устанавливаются в документации по планировке территории, в частности, проектах планировки территорий и кварталов.
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Судом установлено, что 27 декабря 2006 г. Ивановской городской Думой принято решение N 323 «Об утверждении Генерального плана города Иванова на период до 2025 года».
Решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 694 утверждены Правила землепользования и застройки города Иванова, в состав которых входит карта градостроительного зонирования.
Проект красных линий на территории города Иванова утвержден постановлением Администрации города Иванова от 09.02.2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова».
Из пояснений представителя истца следует, что красные линии в районе испрашиваемого истцом земельного участка отсутствуют, не имеют геодезических координат, а утвержден лишь проект красных линий, в ЕГРН сведения о местоположении координат красных линий отсутствуют.
Представитель ответчика не оспаривал отсутствия информации о красных линиях в ЕГРН. Пояснил, что решение об отказе истцу в согласовании схемы расположения земельного участка путем перераспределения земельных участков принималось на основании карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г.Иванова, на которой обозначена территория общего пользования.
Как следует из представленного ответчиком фрагмента карты градостроительного зонирования при сопоставлении её со схемой земельного участка, на который претендует истец, образуемый земельный участок частично располагается на территории общего пользования.
Правила землепользования и застройки города Иванова, в составе которых имеется карта градостроительного зонирования, на которую ссылается ответчик, являются нормативно-правовым актом г.Иванова, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области и города Иванова.
Правила застройки разработаны также на основе Генерального плана г.Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 27 декабря 2006 г. №694, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории.
Принимая во внимание изложенное, а также, учитывая, что карта градостроительного зонирования, на которой территория общего пользования обозначена, является действующей, иные документы территориального планирования в районе перераспределяемого истцом земельного участка отсутствуют, суд при разрешении заявленных требований принимает во внимание представленную ответчиком карту градостроительного зонирования.
Расположение части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования в силу прямого указания закона, запрещающего приватизацию земельных участков общего пользования, является достаточным основанием для отказа в согласовании схемы такого земельного участка.
Таким образом, поскольку часть перераспределяемого земельного участка относится к землям общего пользования, и предоставление его в собственность не допускается, правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предлагаемых истцом границах у администрации отсутствовали.
Довод представителя административного истца о том, что территория общего пользования в нарушение действующего законодательства в установленном порядке не обозначена красными линиями, в связи с чем невозможно установить, относится ли перераспределяемый земельный участок к территории общего пользования или нет, признается судом необоснованным, поскольку решение об отказе в перераспределении земельного участка органом местного самоуправления было принято на основании карты градостроительного зонирования, которая как на момент обращения истцов в администрацию г.Иванова с заявлением, так и в настоящее время является действующей. Территория общего пользования на данной карте обозначена. Отсутствие красных линий, которые отделяют территории общего пользования, от других территорий, связано с отсутствием документации по планировке территории и не свидетельствует о том, что испрашиваемый истцом земельный участок частично не входит на территорию общего пользования.
Указания административного ответчика в письме о том, что испрашиваемый земельный участок входит в охранную зону и зону эксплуатации электрических сетей, находящихся на балансе АО «Ивгорэлектросеть»; расположение его в непосредственной близости железной дороги, а также что указанный земельный участок входит в границу санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий, не является основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка. Вместе с тем, данное обстоятельство основанием для удовлетворения требований являться не может с учетом наличия иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Отказ администрации города Иванова в удовлетворении заявления Евстигнеевой Ю.В. вынесен в пределах ее полномочий. Оспариваемое решение содержит законное основание отказа утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на нормы права.
Руководствуясь ст.175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Евстигнеевой Юлии Владимировны к Администрации г.Иваново о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения преобразуемого земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Родионова В.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.11.2019 года