Дело № 2-5344/2024
66RS0004-01-2024-006992-87
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 29 августа 2024 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Гильмановой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Екатеринбурггаз» к Администрации г.Екатеринбурга о взыскании задолженности за счет наследственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
АО «Екатеринбурггаз» обратилось в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о взыскании задолженности за техническое обслуживание газового оборудования – 1 538 рублей 00 коп., за счет наследственного имущества после смерти Пустобаевой Р.Г.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что между истцом и Пустобаевой Р.Г. был заключен договор №м\283200 от <//> с Пустобаевой Р.Г. о выполнении работ по техническому обслуживанию газового оборудования, установленного по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>. Работы совершены <//>, <//>, <//>. В то же время данные услуги оплачены ре были. Пустобаева Р.Г. скончалась <//>. И поскольку наследственное дело после смерти Пустобаевой Р.Г. не заведено, истец обратился в суд с настоящим иском к Администрации г.Екатеринбурга.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено ТУ Росимущества в <адрес>.
В судебное заседание стороны не явились.
Исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, включая долги наследодателя.
Положениями ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Р. Ф., субъект Российской Федерации или муниципальное образование также отвечает перед банком в пределах стоимости перешедшего к ним выморочного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 1175 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" на основании пункта 3 статьи 1151 ГК Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от <//> N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов..
Функции по выявлению и оформлению в муниципальную собственность выморочного имущества в виде жилых помещений, возложены на администрацию на основании Постановления Администрации г. Екатеринбурга от <//> N 3637 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции "Выявление жилых помещений муниципального жилищного фонда, освободившихся в связи с расторжением (прекращением) предыдущего договора социального найма, и выморочного имущества в виде жилых помещений с оформлением их в собственность муниципального образования "город Екатеринбург", учет таких помещений".
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.). Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации (п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"). Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Р. Ф., города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (п. 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"). Кроме того, в п. 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 9 также указано, что при отсутствии или недостаточности наследственного имущества обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества.
Судом установлено, что между истцом и Пустобаевой Р.Г. был заключен договор №м\283200 от <//> с Пустобаевой Р.Г. о выполнении работ по техническому обслуживанию газового оборудования, установленного по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>. Работы совершены <//>, <//>, <//>. В то же время данные услуги оплачены ре были.
Согласно п. 4.1. Договора расчеты за выполненные (оказанные) исполнителем работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО производятся по ценам, установленным прейскурантом исполнителя, действующим на дату выполнения работ (оказания услуг).
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.В соответствии с требованиями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме, а если первая фактическая подача газа абоненту - гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети (п. п. 5, 14 названных Правил).
Как указано в п. 32 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 410, лицо, являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме и выступающее на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не может быть понуждено к его заключению в следующих случаях:
а) в случае, если от имени собственника помещения в многоквартирном доме договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования уже заключен управляющей организацией (товариществом или кооперативом), действующей в качестве агента от имени и в интересах собственника помещения в многоквартирном доме;
б) в случае, если собственником домовладения договор о техническом обслуживании и ремонте в отношении внутридомового газового оборудования домовладения и при использовании в качестве топлива сжиженного углеводородного газа уже заключен с другой специализированной организацией, а также, если подача газа на внутридомовое газовое оборудование не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 549;
в) в случае, если подача газа на внутриквартирное газовое оборудование или внутридомовое газовое оборудование домовладения не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 74 указанных Правил заказчик несет установленную законодательством Российской Федерации и договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования гражданско-правовую ответственность, в том числе за невнесение, несвоевременное внесение или внесение в неполном объеме платы за выполненные работы (оказанные услуги) по договору.
Обязанность по содержанию внутриквартирного газового оборудования возложена на собственников помещений в соответствии с пп. "в" п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от <//> N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Пустобаева Р.Г. скончалась <//>, наследственное дело после ее смерти не заводилось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принадлежавшее наследодателю на дату смерти имущество является выморочным, подлежащим передаче муниципальному образованию «Город Екатеринбург» и Российской Федерации, ответственность по долгам наследодателя несет ответчик в пределах стоимости полученного имущества.
Ответчики не оспорили, что сумма задолженности не погашена, соответственно истец правомерно требует взыскания 1 538 рублей 00 коп.
Согласно представленным ответам на судебные запросы недвижимое имущество на праве собственности у Пустобоевой Р.Г. не находилось.
Как следует из выписок банковских организаций, на имя Пустобоевой Р.Г. были открыты счета со следующим остатком денежных средств на день смерти: ПАО «Контур Банк» - 16 рублей 68 коп. по счету №, 10 рублей 00 коп. по счету №, 36 рублей 51 коп. по счету №.
В то же время, поскольку размер наследственного имущества составляет 1 538 рублей, соответственно именно сумма равная 63 рублям 10 коп. подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в <адрес>, который является собственников в порядке наследования после смерти Пустобоевой Р.Г. вышеуказанной суммы, размещенной на счетах, открытых в ПАО «Контур Банк» - 16 рублей 68 коп. по счету №, 10 рублей 00 коп. по счету №, 36 рублей 51 коп. по счету №.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы в размере пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям, если иное не предусмотрено законом.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком. При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Выражение несогласия ответчика с заявленным иском, по смыслу указанных выше разъяснений, не является тем оспариванием прав истца, которое ведет к возложению на публичного субъекта обязанности по возмещению судебных расходов, в связи с чем у суда отсутствуют основания для взыскания с данного ответчика понесенных банком расходов по оплате государственной пошлины.
В то же время, налоговый орган должен возвратить истцу государственную пошлину в размере 400 рублей 00 коп., оплаченную по платежному поручению № от <//> на сумму 200 рублей и № от <//> на сумму 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать в пользу АО «Екатеринбурггаз» (ИНН №) задолженность по за техническое обслуживание газового оборудования– 63 рубля 10 коп., в пределах стоимости выморочного имущества Пустобоевой Р. Г., умершей <//>, путем обращения взыскания на денежные средства умершего, находящиеся на счетах, открытых в ПАО «Контур Банк» - 16 рублей 68 коп. по счету №, 10 рублей 00 коп. по счету №, 36 рублей 51 коп. по счету №.
Обязать Инспекцию ФНС России по <адрес> г.Екатеринбурга возвратить АО «Екатеринбурггаз» (ИНН №) государственную пошлину, оплаченную по платежному поручению № от <//> на сумму 200 рублей и № от <//> на сумму 200 рублей.
Ответчик вправе подать заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.М.Василькова