№2а-1-708/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2021 года г.Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Башкатовой Е.В.,
при секретаре Костеровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области к Мосалову М.С., Шеменеву А.В. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области (далее по тексту МРИ ФНС России №3 по Орловской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мосалову М.С.(далее налогоплательщик, должник) о взыскании задолженности по налогам, указав, что налогоплательщик Мосалов М.С. владеет следующим имуществом:
автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: Мерседес – Бенц ML 350 4МАТIC, VIN:№, год выпуска 2013, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
земельный участок, адрес: 303810, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадь 3300 кв.м., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
земельный участок, адрес: 303810, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадь 33470400 кв.м., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ;
жилой дом, адрес: 303810, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадью 51,70кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
За налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных платежей в сумме 19797,80 рублей, из которых налог- 19780,98 руб. и пени -16,82 руб., а именно: по транспортному налогу-19125 рублей и пени-16,26 руб., по земельному налогу (ОКТМО 54629407)- 267 руб. и пени-0,23 руб., по земельному налогу (ОКТМО 54705000)-378,98 руб. и пени-0,32 руб. По налогу на имущество-10,00 руб. и пени-0,01 руб.
Административный истец просит взыскать с Мосалова М.С. указанную выше задолженность.
Определением Ливенского районного суда от 20.05.2021 по административному делу был привлечен в качестве административного ответчика Шеменев А.В.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области в судебное заседание не явился, направил в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, настаивали на удовлетворении иска по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании административный ответчик Мосалов М.С. административный иск признал частично, пояснив, что сумму транспортного налога за 2019 года, должен был оплатить его конкурсный управляющий Чернявский Р.И., поскольку он признан банкротом. С 2015 года Шеменев А.В. управлял автомобилем Мерседес -Бенс ML 350 на основании выданной им доверенности. О том, что между ним и Шеменевым А.В. в 2015 году был заключен договор купли-продажи транспортного средства, ему не было известно.
Административный ответчик Шеменев А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо финансовый управляющий Чернявский Р.И. в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав в своих возражениях, что в момент передачи автомобиля Мерседес – Бенц ML 350 4МАТIC, VIN:№, год выпуска 2013 - ДД.ММ.ГГГГ к приобретателю по договору- Шеменеву А.В. перешло право собственности, а также возникла обязанность по уплате транспортного налога.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 и пункта 4 ст.397 НК РФ, налогоплательщики земельного налога, уплачивают указанный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.409 НК РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, оправившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мосалову М.С. принадлежат на праве собственности следующее имущество:
автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: Мерседес – Бенц ML 350 4МАТIC, VIN:№, год выпуска 2013, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права: ДД.ММ.ГГГГ;
земельный участок, адрес: 303810, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадь 3300 кв.м., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ, утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
земельный участок, адрес: 303810, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадь 33470400 кв.м., дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ;
жилой дом, адрес: 303810, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадью 51,70кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведению, представленному УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, транспортное средство – Мерседес-Бенц ML 350 4МАТIC, VIN:№, год выпуска 2013, гос.номер № было зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ за Мосаловым М.С., и с ДД.ММ.ГГГГ за Шеменевым А.В.
В адрес Мосалова М.С. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за 2019 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 19 780 рублей.
В связи с тем, что в установленный ст. 363 НК РФ срок, Мосалов М.С. указанную в налоговом уведомлении сумму налога своевременно не уплатил, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Орловской области на сумму недоимки по налогам в порядке положений ст.75 НК РФ исчислена сумма пени.
Через личный кабинет Мосалову М.С. было направлено 08.12.2020 требование №37362 об оплате налога и пени в общей сумме 19797,80 рублей в срок до 14.01.2021.
Согласно подробным расчетам сумм пени, и налога, по состоянию на 02.04.2021, задолженность Мосалова М.С. в виде неуплаченных платежей составила 19797,80 рублей и пени 16,82 руб., из которых по транспортному налогу за 2019 год – 19 125 рублей, пени – 16,26 рублей, по земельному налогу (ОКТМО54629407)- 267,00 рублей, пени- 0,23 рублей, по земельному налогу (ОКТМО 54705000) - 378,98 рублей, пени - 0,32 рублей, по налогу на имущество- 10,00 рублей, пени- 0,01 рублей.
В судебном заседании административный ответчик Мосалов М.С. выдвигая возражения на иск, указал, что действительно автомобиль находился в его собственности до июня 2019 года, но с 2015 года по доверенности пользовался им Шеменев М.С.
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налогового кодекса РФ), транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст.218 ГК РФправо собственности на имущество, которое имеетсобственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждениисобственникомсвоего имущества другим лицам, отказесобственникаот права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Регистрациятранспортныхсредств осуществляется в целях их допуска к участию в дорожном движении и не связана с возникновением либо прекращением права собственности на автомобиль.
Налоговыйкодекс Российской Федерации в качестве объектаналогообложениятранспортнымналогомпризнает объекты, соответствующие двум критериям: объект являетсятранспортнымсредством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации. Признание физических и юридических лиц плательщикамитранспортногоналогапроизводится на основании сведений отранспортныхсредствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших вналоговыеорганы в порядке, предусмотренном статьей362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрациютранспортныхсредств.
Таким образом, передачатранспортныхсредств без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не освобождает от обязанности поуплатетранспортногоналога.
Обязанность по уплате транспортногоналогапоставлена в прямую зависимость от факта регистрациитранспортногосредства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у неготранспортногосредства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования.
Согласно пункту 127 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950, внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового владельца транспортного средства.
Вместе с тем, пунктом 133 Административного регламента предусмотрено, что прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента, заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.
То есть, после фактической продажи автомобиля по истечении 10 дней со дня заключения договора купли-продажитранспортногосредства, при отсутствии сведений о постановке автомобиля на регистрационный учетновымсобственником, прежний владелецтранспортногосредства вправе самостоятельно обратиться в органы ГИБДД с заявлением о прекращении в его отношении регистрации на проданный автомобиль.
Соответственно, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ автомобиль Мерседес – Бенц ML 350 4МАТIC, VIN:№, год выпуска 2013, был зарегистрирован за Мосаловым М.С., то именно на административного ответчика Мосалова М.С. возлагается обязанность поуплатетранспортногоналогаза 2019 год.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, исходя из содержания вышеприведенных норм, хотя пени и носят дополнительный характер, являясь мерой ответственности за неисполнение основного налогового обязательства, в силу пункта 5 статьи 75 НК РФ они могут уплачиваться как одновременно с уплатой сумм налога, так и впоследствии.
Как разъяснено в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшую по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Поскольку налогоплательщик Мосалов М.С. несвоевременно произвел уплату земельного налога, налога на имущество и сумму транспортного налога за 2019 год ему в порядке положений ст.75 НК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислены пени:
0,32 рублей по земельному налогу (ОКТМО 54705000);
0,23 рублей по земельному налогу (ОКТМО 54629407);
0,01 рублей по налогу на имущество;
16,82 рублей по транспортному налогу.
Определением мирового судьи судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области от 18.02.2021 отменен судебный приказ №2А-226/2021 от 10.02.2021 о взыскании с Мосалова М.С. задолженности по налогам и пени, в связи с поступившими возражениями.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 15.04.2021.
Нарушений административным истцом сроков на обращение в суд, мировому судье, по делу не установлено.
На основании изложенного, иск к Мосалову М.С. подлежит удовлетворению в полном объеме, в удовлетворении исковых требований к Шеменеву М.С. следует отказать.
Мосалов М.С. в свою очередь не лишен возможности обратиться с регрессным иском о возмещении понесенных им затрат науплатутранспортногоналога, к лицу, фактически в 2019 году владевшему автомобилем и не исполнившему, какновыйсобственник, предусмотренную законом обязанность по регистрации автомобиля.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административные исковые требования подлежат удовлетворению на сумму 19797,80 рублей, а административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ составляет 791,91 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Мосалова М.С., проживающего по адресу: Орловская область, Ливенский район, с.Успенское, ул. 9 Мая, д.2, задолженность по налогам за 2019 год в размере 19 797 (девятнадцать тысяч семьсот девяносто семь) рублей 80 копеек, из которых: транспортный налог за 2019 год - 19125 (девятнадцать тысяч сто двадцать пять) рублей 00 копеек, пени 16 (шестнадцать) рублей 26 копеек; земельный налог за 2019 год (ОКТМО 54629407) - 267 (двести шестьдесят семь) рублей и пени - 0 (ноль) рублей 23 копейки, земельный налог за 2019 год (ОКТМО 54705000) - 378 (триста семьдесят восемь) рублей и пени 0 (ноль) рублей 32 копейки, налог на имущество за 2019 год - 10 (десять) рублей и пени 0 (ноль) рублей 01 копейка.
Взыскать с Мосалова М.С. в доход местного бюджета - муниципального образования г. Ливны Орловской области государственную пошлину в размере 791 (семьсот девяносто один) рубль 91 копейка.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Орловской области к Шеменеву М.С. о взыскании транспортного налога отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 июня 2021 года.
Судья