Дело № 3а-471/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 23 сентября 2020 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при секретаре Хабеевой А.В.
с участием представителя административного истца – Кузьминых И.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вдовина Вадима Николаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
Вдовин В.Н. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, просит установить кадастровую стоимость:
- водопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженностью 3357 погонных метров, с кадастровым номером **:594, расположенное по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 648519 рублей 50 копеек;
- водопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженностью 8024 погонных метра, с кадастровым номером **:1265, расположенное по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1957130 рублей 02 копейки.
В обоснование требований указал, что является собственником объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая их стоимость. Несоответствие установленной по результатам государственной кадастровой оценки и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), кадастровой стоимости - рыночной стоимости объектов недвижимости нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Представитель административного истца – Кузьминых И.Б., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным административном иске и в письменных пояснениях по заявленным требованиям.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Пономаренко А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости на основании результатов судебной оценочной экспертизы.
Заинтересованные лица ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастрового учета Пермского края», ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю», администрация Кочевского муниципального округа Пермского края о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись, в судебное заседание представителей не направили. Представитель администрации Кочевского муниципального округа – Юркин А.Н., просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам ранее представленных письменных возражений (том 1 л.д.134-136).
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя административного лица и заинтересованного лица, изучив письменные отзывы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности, закреплено в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01января 2018 года.
Решением Совета депутатов Кочевского сельского поселения Кочевского муниципального района от 22 ноября 2017 года № 16 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Кочевского сельского поселения» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Решением Думы Кочевского муниципального округа от 12 ноября 2019 года № 30 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Кочевского муниципального округа Пермского края» установлен и введен в действие с 01 января 2020 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Таким образом, права административного истца как налогоплательщика затрагиваются установлением кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости.
Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- водопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженностью 3357 погонных метров, с кадастровым номером **:594, расположенный по адресу: ****;
- водопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженностью 8024 погонных метра, с кадастровым номером **:1265, расположенный по адресу: ****.
Изложенные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта в сведениями о правообладателе (том 1 л.д. 12-15).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **:594 определена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и составляет 3308263 рубля 84 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр 01 января 2019 года (том 1 л.д.11).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **:1265 определена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и составляет 7962070 рублей 54 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр 01 января 2019 года (том 1 л.д.10).
Как указано в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
При оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости в подтверждение заявленных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке № 6/1-19 от 16 сентября 2019 года, выполненный оценщиком Ведерниковым Святославом Олеговичем (ООО «Прогресс Консалтинг»), в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2018 года рыночная стоимость сооружения водопровод с кадастровым номером **:594 составила 648518 рублей 50 копеек, рыночная стоимость сооружения водопровод с кадастровым номером **:1265 составила 1957130 рублей 02 копейки.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возражал против установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в отчёте об оценке № 6/1-19 от 16 сентября 2019 года, ссылаясь на несоответствие его требованиям федеральных стандартов оценки, ходатайствовал о проведении по делу судебной экспертизы (письменные возражения – том 1 л.д. 137-145), ссылаясь на то, что оценщиком нарушения методология расчета с применением затратного подхода оценки объекта недвижимости, при расчетах необоснованно применены коэффициенты уровня развития рынка недвижимости, неправильно определена величина экономического (внешнего) устаревания объектов оценки, полагает рыночную цену в связи с этим заниженной.
С целью определения соответствия вышеуказанного отчета требованиям законодательства, на основании определения Пермского краевого суда от 16 марта 2020 года по данному административному делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Пермский центр оценки» Г.
В процессе проведения экспертизы экспертом ООО «Пермский центр оценки» Г. установлено и отражено в заключении эксперта № 071/Э/2020, что выполненный оценщиком Ведерниковым С.О. отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, содержит технические и методологические ошибки, повлиявшие на итоговый результат рыночной стоимости объектов недвижимости: в отчете об оценке не изложена последовательность расчета восстановительной стоимости, оцени рынка недвижимости, не подтверждена информация, приведенная в отчете об оценке, ненадлежащим образом проведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов при анализе рынка, не приведен анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки при наличии вывода о влиянии внешних факторов на стоимость; отсутствием анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе, а только представлены данные по обстановке без их анализа; не подтверждено, что коэффициенты уровня развития рынков недвижимости городских округов и муниципальных округов Пермского края влияют на цены рынка недвижимости; в таблице расчетов используется налог на добавленную стоимость (НДС).
В связи с выявленными недостатками отчета об оценке №6/1-19 от 16 сентября 2019 года, экспертом произведен расчет рыночной стоимости объектов оценки, с учетом всех данных, относящийся к рассматриваемым объектам.
С целью определения рыночной стоимости объекта оценки затратным подходом, оценщиком выбран метод сравнительной единицы, использованы данные УПСС, УПВС. Состав и последовательность представленных в отчетах об оценке материалов и описание процесса оценки позволяют воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости), выбор оценщиком методов оценки в рамках затратного подхода обоснован.
В заключении эксперта присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток. Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Содержание экспертного заключения не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки 01 января 2018 года. Согласно выводам эксперта рыночная стоимость сооружения (водопровода) с кадастровым номером **594 в размере 2029513 рублей 69 копеек, рыночная стоимость сооружения (водопровода) с кадастровым номером **:1265 в размере 6236450 рублей 08 копеек.
Оснований не доверять данному заключению экспертизы у суда не имеется. Заключение судебной экспертизы соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные критерии оценки и не соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, подробные пояснения к изложенным в заключении эксперта выводам, иные сведения, имеющие существенное значение. Изложенные в заключении суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначного толкования, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Представленная представителем административного истца рецензия на заключение эксперта № 071/Э/2020 от 22 июля 2020 года, подготовленная оценщиком П. (ООО «Финэкс») выводов судебной оценочной экспертизы не опровергает.
Ходатайство представителя административного истца Кузьминых И.Б. о назначении по делу повторной судебной экспертизы оставлено судом без удовлетворения как не основанное на положениях статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку сомнений в выводах эксперта или противоречий в заключении эксперта не установлено, в том числе после предоставления рецензии на заключение эксперта.
С учетом изложенного, заявленные Вдовиным В.Н. требования об установлении кадастровой стоимости сооружений коммунальной инфраструктуры (водопроводы) с кадастровыми номерами **:594 и **:1265, равном их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года подлежат удовлетворению, при этом с учетом установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу о том, что при установлении размера стоимости надлежит руководствоваться заключением судебной экспертизы о размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года – в отношении объекта с кадастровым номером ** : 594 в размере 2029513 рублей 69 копеек, в отношении объекта с кадастровым номером **:1265, в размере 6326450 рублей 08 копеек.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в суд 31 декабря 2019 года, в связи с чем, датой подачи Вдовиным В.Н. заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения в суд (31 декабря 2019 года) целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Вдовина Вадима Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - водопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженностью 3357 погонных метров, с кадастровым номером **:594, расположенного по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 2029513 рублей 69 копеек.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – водопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, протяженностью 8024 погонных метра, с кадастровым номером **:1265, расположенное по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6326450 рублей 08 копеек.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 декабря 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 октября 2020 года.
Судья: подпись