Учет №120а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
30 июля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Фахрутдинова Р.Р., Шакуровой Рќ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12апреля 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Юсупзянова Рамиля Савбановича и постановлено определить кадастровую стоимость:
нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 243,5 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 7092866 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 133,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4484 842 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 214,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 6819192 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
нежилого здания с кадастровым номером ...., общей площадью 1292,3 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 22274 837 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной данным решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 ноября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Юсупзянова Рамиля Савбановича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Юсупзянов Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование требований указал, что являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером ...., общей площадью 133,7 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учет 5августа 2013 года.
В настоящее время ему на праве собственности принадлежат:
нежилое помещение с кадастровым номером ...., общей площадью 243,5 квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес>, поставленное на государственный кадастровый учет 8 ноября 2013 года;
нежилое помещение с кадастровым номером ...., общей площадью 214,4 квадратных метра, расположенное по адресу: <адрес>, поставленное на государственный кадастровый учет 12 марта 2013 года;
нежилое здание с кадастровым номером ...., общей площадью 1292,3 квадратных метра, расположенное по адресу: <адрес>, поставленное на государственный кадастровый учет 2 июля 2011года.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24ноября 2014 года №2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» и составляет 6408559 рублей 21 копейку, 10422951 рубль 76 копеек, 9644140 рублей 80 копеек, 44729 862 рубля 98 копеек соответственно.
Полагая данную стоимость явно завышенной, Юсупзянов Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 3 033 644 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 4976864 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 4299576 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 16 937 288 рублей, равным их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости объектов недвижимости составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости объектов недвижимости.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Ртой Р¶Рµ РЅРѕСЂРјРѕР№ предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установить РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 января 2020 РіРѕРґР° единую дату начала применения РЅР° территории этого субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕСЂСЏРґРєР° определения налоговой базы РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости объектов налогообложения СЃ учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года №82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года №3-38 «О налоге на имущество физических лиц» установлен налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования города Казани, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 22 октября 2015 года №2/11 «О налоге на имущество физических лиц» установлен налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РР· материалов дела следует, что административным истцом СЃСѓРґСѓ представлен отчет РѕС‚ 17 августа 2018 РіРѕРґР° в„–20-Рљ8 РѕР± оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный РћРћРћ «Оценка.Онлайн» РїРѕ инициативе административного истца, согласно которому РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2014 РіРѕРґР° рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... составила 3033644 рубля, рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... составила 4976864 рубля, рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... составила 4299576 рублей, рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером .... составила 16937288 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 11 января 2019 РіРѕРґР° РїРѕ ходатайству представителя Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета РѕС‚ 17 августа 2018 РіРѕРґР° в„–20-Рљ8 РѕР± оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленного оценщиком ООО«Оценка.Онлайн» Широбоковым Рђ.Р., требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Захматову Р”.Р®.
Согласно заключению эксперта от 7 марта 2019 года №ВС-07022019-1 представленный административным истцом отчет от 17августа 2018 года №20-К8 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, которая согласно отчету по состоянию на 1января 2014 года составляет соответственно 3033644 рубля, 4976864 рубля, 4299576 рублей и 16937288 рублей, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 4484 842 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 7092866 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 6819192 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 22274 837 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта от 7 марта 2019года №ВС-07022019-1, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 апреля 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё