Решение по делу № 2-222/2024 (2-2097/2023;) от 25.09.2023

Гражданское дело № 2-222/2024 (№ 2-2097/2023)

УИД:67RS0001-01-2023-002978-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                                          07 мая 2024 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Мартыненко В.М.

при секретаре (помощнике судьи) Гуркиной А.А.,

с участием:

представителя истца Марина Г.Н. - Булатовой Ю.В.,

представителя ответчика ООО "СМУ-2" - Абрамова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марина Г.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2", Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" о признании уведомлений незаконными, возложении обязанностипо принятию к учету сведений о повышении квалификации, взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Марин Г.Н. (далее - Истец), уточнив заявленные исковые требования, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2" (далее - ООО "СМУ-2"/Ответчик № 1). Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - Ассоциация "Национальное объединение строителей"/НОСТРОЙ/Ответчик № 2), в котором просит:

1. Признать незаконным Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, вынесенное Ответчиком № 1 - ООО "СМУ-2", об обязании прохождения Мариным Г.Н. независимой оценки квалификации за свой счёт, по причине отсутствия в Национальном реестре специалистов в области строительства сведений о прохождении повышения квалификации.

2. Признать незаконным уведомление Ответчика № 2 - Ассоциации "Национальное объединение строителей" о необходимости прохождения независимой оценки квалификации в срок до ДД.ММ.ГГГГ с последующим исключением Марина Г.Н. (идентификационный номер ) сведений из национального реестра специалистов и взыскать с Ответчика № 2 в пользу Истца в счет компенсации морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.

3. Принять к учету Ответчиком № 2 - Ассоциацией "Национальное объединение строителей" сведения о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ Мариным Г.Н. при расчете сроков прохождения независимой оценки квалификации (л.д. 94).

В обоснование заявленных требований Марин Г.Н. указал на то, что между ним и ООО "СМУ-2" заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № б/н. Приказом директора ООО "СМУ-2" от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность мастера. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в национальный реестр специалистов в области строительства под номером .

С 25.07.2022 по 04.08.2022 за средства работодателя он повышал свою квалификацию в ООО "Центр профессионального образования" по программе: "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральный подряд)", о чём ему было выдано удостоверение о повышении квалификации (per. номер ).

ДД.ММ.ГГГГ он, руководствуясь пунктом 5 приложения № 3 к Приказу Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ нарочно сдал в Ассоциацию "Объединение Смоленских строителей" письмо (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщил, что прошел повышение квалификации и получил удостоверение установленного образца, сведения о котором имеются в ФРДО, приложил ксерокопию удостоверения и просил внести указанные сведения в национальный реестр специалистов в области строительства.

В июле 2023 года он получил по электронной почте письмо от Ответчика № 2 в котором сообщалось о необходимости прохождения независимой оценки квалификации в срок до 18.09.2023, в случае отсутствия которой Марин Г.Н. будет исключен из национального реестра специалистов в области строительства.

Указанные обстоятельства были доведены Мариным Г.Н. до сведения работодателя ООО "СМУ-2". После получения данного уведомления работодателем было предложено пройти переподготовку за личный счет и предоставить сведения о прохождении переподготовки Ассоциации "Национальное объединение строителей" для внесения данных сведений в реестр. В случае отказа пройти переподготовку Ответчиком № 1 сообщалось об отстранении Марина Г.Н. от исполнения трудовых обязанностей.

Марин Г.Н. с направленными ответчиками уведомлениями не согласен, полагает, что в настоящее время у него отсутствует обязанность проходить независимую оценку квалификации за свой счет, поскольку он прошел повышение квалификации в срок до 01.09.2022. По указанным основаниям считает действия ответчиков незаконными (л.д. 3-5, 94,160-162).

Истец Марин Г.Н., будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, обеспечил явку своего представителя (л.д. 190,193-194).

Представитель истца Марина Г.Н. - Булатова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика № 1 ООО "СМУ-2" - Абрамов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) в судебном заседании полагал, что уточненные требования Истца, предъявленные к НОСТРОЙ, являются законными и обоснованными. Действия ООО "СМУ-2" в отношении истца являются следствием той позиции, которую занимает НОСТРОЙ; просил в удовлетворении исковых требований к ООО "СМУ-2" отказать. Указал, что локальными нормативными актами ООО "СМУ-2", трудовым договором не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать прохождение работниками, как повышения квалификации, так и независимой оценки квалификации.

Ответчик № 2 - Ассоциация "Национальное объединение строителей", надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя НОСТРОЙ (л.д. 190,195), в представленных ранее письменных возражениях указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований (л.д. 111-150).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ассоциации Саморегулируемая организация "Объединение Смоленских строителей", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, каких-либо ходатайств в адрес суда не представил, своего отношения по существу заявленных требований не выразил (л.д. 190).

Учитывая мнение представителя истца и представителя ответчика ООО "СМУ-2", ходатайство представителя ответчика Ассоциации "Национальное объединение строителей" и в силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика ООО "СМУ-2", изучив письменные возражения представителя ответчика Ассоциации "Национальное объединение строителей", исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 14 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) ведение национальных реестров специалистов осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в электронной форме.

Частью 2 статьи 55.5-1 ГрК РФ предусмотрено, что специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта.

В соответствии с частью 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ, сведения о физическом лице включаются в национальный реестр специалистов в области строительства (далее по тексту также - НРС) Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Частью 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2022) установлено, что сведения о физическом лице включаются в НРС на основании заявления такого лица при условии его соответствия совокупности минимальным требованиям, среди которых в пункте 4 предусмотрено прохождение не реже одного раза в пять лет в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей.

Статья 55.5-1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 31.08.2022) также предусматривала, что сведения о физическом лице, указанном в части 1 данной статьи (о специалисте), включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в НРС в области строительства на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям, среди которых в пункте 4 части 6 указано требование о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что приказом директора ООО "СМУ-2" от ДД.ММ.ГГГГ Марин Г.Н. был принят на должность мастера, с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция с которой Марин Г.Н. был ознакомлен (л.д. 7, 23-26, 29-32).

Приказом директора ООО "СМУ-2" от ДД.ММ.ГГГГ на мастера СМР Марина Г.Н. возложены обязанности специалиста по организации строительства в порядке совмещения должностей без освобождения от основной работы (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ Марин Г.Н. включен в национальный реестр специалистов в области строительства под номером .

С 25.07.2022 по 04.08.2022 за средства работодателя Марин Г.Н. повышал свою квалификацию в ООО "Центр профессионального образования" по программе: "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральный подряд)", о чём ему было выдано удостоверение о повышении квалификации (per. номер ) (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ Марин Г.Н., руководствуясь пунктом 5 приложения № 3 к Приказу Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр нарочно сдал в Ассоциацию "Объединение Смоленских строителей" письмо (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщил, что прошел повышение квалификации и получил удостоверение установленного образца, сведения о котором имеются в ФРДО, приложил ксерокопию удостоверения и просил внести указанные сведения в национальный реестр специалистов в области строительства (л.д. 9).

В июле 2023 года он получил по электронной почте письмо от Ответчика № 2 в котором сообщалось о необходимости прохождения независимой оценки квалификации в срок до 18.09.2023, в случае отсутствия которой Марин Г.Н. будет исключен из национального реестра специалистов в области строительства (л.д. 10).

Указанные обстоятельства были доведены Мариным Г.Н. до сведения работодателя ООО "СМУ-2". После получения данного уведомления работодателем было предложено пройти переподготовку за личный счет и предоставить сведения о прохождении переподготовки Ассоциации "Национальное объединение строителей" для внесения данных сведений в реестр. В случае отказа пройти переподготовку Ответчиком № 1 сообщалось об отстранении Марина Г.Н. от исполнения трудовых обязанностей (л.д. 11).

Марин Г.Н. с направленными ответчиками уведомлениями не согласен, полагает, что в настоящее время у него отсутствует обязанность проходить независимую оценку квалификации за свой счет, поскольку он прошел повышение квалификации в срок до 01.09.2022.

Разрешая исковые требования, предъявленные к Ассоциации "Национальное объединение строителей", суд исходит из следующего.

Согласно части 13 статьи 55.5-1 ГрК РФ перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 данной статьи, состав сведений, включаемых в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или национальный реестр специалистов в области строительства (далее также - национальные реестры специалистов), порядок внесения изменений в национальные реестры специалистов, основания для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), которое вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (пункт 1, пункт 5.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 18.11.2013 № 1038).

В соответствии со статьей 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта (часть 1). Специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта (часть 2).

В силу части 7 указанной статьи перечисленные трудовые функции осуществляются специалистами по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию или по организации строительства со дня включения сведений о физических лицах в национальные реестры специалистов.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 года), физические лица, претендовавшие на включение сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства (далее - национальный реестр), а также лица, сведения о которых были включены в национальный реестр, обязаны были проходить повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

По результатам повышения квалификации физические лица получают соответствующее удостоверение о повышении квалификации, в котором в том числе указана дата его выдачи (пункт 1 части 6 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2022 № 286/пр утвержден перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства (далее - Перечень).

В силу пункта 5 Перечня одним из условий, при котором сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, является невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31.08.2022, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.

Пункт 5 указанного выше Перечня не ограничивает права физических лиц, включенных в национальный реестр специалистов до 01.09.2022, и не сокращает срок, в течение которого указанные специалисты обязаны пройти независимую оценку квалификации, а лишь регулирует вопрос исключения таких граждан из национального реестра специалистов в связи с внесенными изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации, при этом общая периодичность прохождения названных процедур установлена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2023 № АКПИ23-830).

При этом такие физические лица вправе направить информацию о дате своего последнего повышения квалификации с приложением подтверждающих документов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в любое время, но не позднее 31.08.2022.

Согласно пункту 22 порядка включения сведений о физическом лице в национальный реестр, их изменения и исключения из национального реестра, утвержденного приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр, утратившим силу, в случае изменения включенных в национальный реестр сведений о специалисте такой специалист в письменной или электронной форме обязан был уведомить об этом национальное объединение саморегулируемых организаций (далее - национальное объединение) в течение четырнадцати дней со дня таких изменений с приложением надлежащим образом заверенных копий документов и материалов, подтверждающих такие изменения.

При этом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) физические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе с учетом принципа добросовестности.

В целях обеспечения плавного перехода на новые минимальные требования для физических лиц, сведения о которых включены в национальный реестр, Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 447-ФЗ) была предусмотрена возможность представления удостоверения о повышении квалификации в течение 8 месяцев (с 30 декабря 2021 года по 31 августа 2022 года).

С 1 сентября 2022 года статья 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложена в редакции Федерального закона от 30.12.2021 447-ФЗ, согласно которой минимальное требование к физическим лицам о прохождении повышения квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства исключено.

До 1 сентября 2022 года одним из минимальных требований, при условии соответствия которому сведения о физическом лице включались в национальный реестр специалистов, являлось повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

При этом исходя из совокупности положений пунктов 4, 7, 10 порядка внесения изменений в национальный реестр, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), и пункта 5 перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра, утвержденного приказом ДД.ММ.ГГГГ , специалист, сведения о котором были включены в соответствующий национальный реестр до 31 августа 2022 года, вправе пройти независимую оценку квалификации в любое время до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.

Вместе с тем в целях снижения негативного влияния на развитие строительной отрасли введенных иностранными государствами санкций приказом Минстроя России от 30.06.2022 № 529/пр перенесены на 12 месяцев сроки прохождения независимой оценки квалификации, требование о прохождении которой введено пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе специалистами, сведения о которых включены в национальный реестр до 31.08.2022.

Таким образом, для лиц, не предоставивших до 01.09.2022 в случае очередного повышения квалификации в национальное объединение соответствующее заявление с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтвердить соответствие требованию пункта 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо до 01.09.2023 (Письмо Минстроя России от 19.04.2023 № 10992-ОГ/02 "О прохождении независимой оценки квалификации").

Из приведенных положений законодательства следует, что физические лица, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов, вправе направить информацию о дате своего последнего повышения квалификации с приложением подтверждающих документов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в любое время, но не позднее 31.08.2022.

Из материалов дела усматривается, что Марин Г.Н. повышал свою квалификацию в период с 11.09.2017 по 21.09.2017 в АНО ЦДПО "Профкадры", выдано удостоверение о повышении квалификации (л.д. 77).

На основании заявления Марина Г.Н. от 23.06.2017, с приложением вышеуказанного свидетельства о повышении квалификации, истец решением комиссии по ведению Национального реестра специалистов в области строительства от ДД.ММ.ГГГГ включен в данный реестр, о чем НОСТРОЙ выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , присвоен идентификационный номер специалиста (л.д. 74,75-76,77).

С 25.07.2022 по 04.08.2022 за средства работодателя Марин Г.Н. повышал свою квалификацию в ООО "Центр профессионального образования" по программе: "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральный подряд)", о чём ему было выдано удостоверение о повышении квалификации (per. номер ) (л.д. 8).

15.08.2022 Истец, руководствуясь пунктом 5 приложения № 3 к Приказу Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр нарочно сдал в Ассоциацию "Объединение Смоленских строителей" письмо (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщил, что прошел повышение квалификации и получил удостоверение установленного образца, сведения о котором имеются в ФРДО, приложил ксерокопию удостоверения и просил внести указанные сведения в национальный реестр специалистов в области строительства (л.д. 9).

Данное обстоятельство стороной Ответчика № 2 - Ассоциации "Национальное объединение строителей" не оспаривалось.

Письмом НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ руководителям саморегулируемых организаций предложено в срок до 01.09.2022 по представленной в письме форме направить в адрес НОСТРОЙ информацию о повышении квалификации специалистов, являющихся членами саморегулируемой организации.

ДД.ММ.ГГГГ Ассоциация Саморегулируемая организация "Объединение смоленских строителей" направила в адрес НОСТРОЙ информацию, в том числе и в отношении Марина Г.Н., в которой указано на то, что последний прошел повышение квалификации 04.08.2022.

Таким образом, до 01.09.2022 НОСТРОЙ располагало сведениями о прохождении Мариным Г.Н. повышения квалификации 04.08.2022.

Уведомлением НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ Марину Г.Н. сообщено о необходимости прохождения независимой оценки квалификации (НОК). Указано на то, что данное уведомление направляется в срок не позднее 60 календарных дней до момента исключения сведений из национального реестра специалистов в области строительства по причине непрохождения НОК не реже одного раза в пять лет. Также обращено внимание, что в случае исключения сведений из НРС по причине непрохождения НОК, повторное включение сведений в НРС будет возможно не ранее чем через два года (л.д. 124).

После получения указанного уведомления, Истец, при содействии работодателя - ООО «СМУ-2» направил в адрес НОСТРОЙ претензию от 07.08.2023, с приложением (повторно) удостоверения о повышении квалификации (л.д. 98,99).

Данная претензия была оставлена Ответчиком 2 - НОСТРОЙ без удовлетворения.

В целях обеспечения своевременного прохождения физическими лицами независимой оценки квалификации пунктом 15 Порядка внесения изменений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, утвержденного также приказом Минстроя России от 15.04.2022 № 286/пр, предусмотрено уведомление национальным объединением саморегулируемых организаций лица, сведения о котором содержатся в соответствующем национальном реестре специалистов, о необходимости выполнения им требования, установленного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 или пункте 6 Перечня.

Контролируемые лица обязаны уведомить лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 или пункте 6 Перечня случаев, о необходимости выполнения им требования о прохождении независимой оценки квалификации (пункт 15 Порядка внесения изменений). Уведомление контролируемым лицом физических лиц, сведения о которых содержатся в национальном реестре, с несоблюдением установленного срока является нарушением права такого лица пройти своевременно независимую оценку квалификации (пункт 7 приказа Минстроя России от 22.12.2023 № 978/пр "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций").

Таким образом, уведомление НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ влечет для Марина Г.Н. правовые последствия в виде исключения из НРС в случае непрохождения НОК. Из данного уведомления следует, что сведения о прохождении Мариным Г.Н. повышения квалификации в период времени с 25.07.2022 по 04.08.2022 к учету в части определения НОСТРОЙ сроков прохождения независимой оценки квалификации Мариным Г.Н. приняты не были, несмотря на то, что указанные сведения и копия удостоверения о повышении квалификации были направлены Мариным Г.Н. в адрес НОСТРОЙ в срок до 01.09.2022..

В свою очередь, упомянутые заявление и копия удостоверения о повышении квалификации были своевременно получены НОСТРОЙ, поскольку копии данных документов представлены также суду ответчиком НОСТРОЙ (л.д. 74,75-77).

Учитывая, что Марин Г.Н. в период с 25.07.2022 по 04.08.2022 прошел повышение квалификации до 31.08.2022 направил указанные сведения в адрес НОСТРОЙ, ответчику НОСТРОЙ необходимо было учесть данные сведения при определении сроков прохождения независимой оценки квалификации лицами, сведения о которых включены в НРС до 01.09.2022.

НОСТРОЙ исходит из даты прохождения Мариным Г.Н. повышения квалификации в период с 11.09.2017 по 21.09.2017 в АНО ЦДПО "<данные изъяты>", указанной в удостоверении о повышении квалификации (л.д. 77), которое было представлено с заявлением о включении сведений в НРС, что основано на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Суд приходит к выводу о незаконности уведомления НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на ответчика НОСТРОЙ учесть сведения о прохождении Мариным Г.Н. повышения квалификации в соответствии с удостоверением о повышении квалификации от 04.08.2022 регистрационный номер .

Поскольку истец в правоотношениях с ответчиком - НОСТРОЙ не является потребителем, а данный ответчик не является по отношению к истцу ни продавцом, ни исполнителем, так как функции по ведению Национального реестра специалистов по отношению к физическим лицам, сведения о которых включены в данный реестр, ответчик ведет для истца на безвозмездной основе и функции по ведению НРС не являются оказанием услуг, а правоотношения, вытекающие из исполнения данным ответчиком предусмотренной статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функции по ведению НРС, регулируются не Законом о защите прав потребителей, а нормами градостроительного законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований о взыскании с НОСТРОЙ в пользу Марина Г.Н. денежной компенсации морального вреда.

Разрешая исковые требования Марина Г.Н., предъявленные к ООО "СМУ-2", суд исходит из следующего.

Уведомлением ООО "СМУ-2" от 01.09.2023 Марину Г.Н. сообщено о том, что согласно сообщению НОСТРОЙ он с 18.09.2023 будет исключен из реестра специалистов в строительной отрасли. Марину Г.Н. предложено самостоятельно и за его счет пройти независимую оценку квалификации и предоставить сведения о ее прохождении в НОСТРОЙ. Указано также на то, что в случае исключения Марина Г.Н. из данного реестра он не сможет подписывать акты на выполненные строительные работы и будет временно отстранен от исполнения обязанностей главного инженера (л.д. 11).

В силу статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Суд исходит из того, что градостроительное законодательство, действовавшее до 01.09.2022, не связывало прохождение повышения квалификации по специальности в области строительства в целях включения сведений о физическом лице в НРС с возникновением у третьих лиц (в частности, у работодателя) обязанности оплаты или компенсации специалисту стоимости услуг по повышению квалификации. Доказательств того, что условиями трудового договора, локальными нормативными актами ООО "Горжилстрой" предусмотрена обязанность работодателя оплачивать истцу прохождение им повышения квалификации, в материалах дела не имеется.

В части уведомления ООО "СМУ-2" 01.09.2023 Марина Г.Н. об обязании прохождения независимой оценки квалификации за свой счет по причине отсутствия в Национальном реестре специалистов в области строительства сведений о прохождении повышения квалификации, то действующее с 01.09.2022 законодательство в части прохождения специалистами независимой оценки квалификации не связывает оплату прохождения специалистом независимой оценки квалификации с наличием или отсутствием в НРС сведений о прохождении повышения квалификации специалистом, а вытекает из установленного законодателем 01.09.2022 иного способа подтверждения специалистом соответствия квалификации, отличного от прохождения повышения квалификации.

Следовательно, требование истца о признании незаконным уведомления ответчика ООО "СМУ-2" от 01.09.2023 об обязании прохождения истцом независимой оценки квалификации за свой счет по причине отсутствия в Национальном реестре специалистов в области строительства сведений о прохождении повышения квалификации, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Марина Г.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Марина Г.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2", Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" о признании уведомлений незаконными, возложении обязанностипо принятию к учету сведений о повышении квалификации, взыскании денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" от ДД.ММ.ГГГГ .

Возложить на Ассоциацию "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" обязанность учесть сведения о прохождении Мариным Г.Н. (идентификационный номер специалиста ) повышения квалификации в соответствии с удостоверением о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер ) при определении даты обязательного прохождения независимой оценки квалификации.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", а также к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2" Марина Г.Н. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (судья) _____________ В.М. Мартыненко

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2024 года.

Гражданское дело № 2-222/2024 (№ 2-2097/2023)

УИД:67RS0001-01-2023-002978-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                                          07 мая 2024 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Мартыненко В.М.

при секретаре (помощнике судьи) Гуркиной А.А.,

с участием:

представителя истца Марина Г.Н. - Булатовой Ю.В.,

представителя ответчика ООО "СМУ-2" - Абрамова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марина Г.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2", Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" о признании уведомлений незаконными, возложении обязанностипо принятию к учету сведений о повышении квалификации, взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Марин Г.Н. (далее - Истец), уточнив заявленные исковые требования, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2" (далее - ООО "СМУ-2"/Ответчик № 1). Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - Ассоциация "Национальное объединение строителей"/НОСТРОЙ/Ответчик № 2), в котором просит:

1. Признать незаконным Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, вынесенное Ответчиком № 1 - ООО "СМУ-2", об обязании прохождения Мариным Г.Н. независимой оценки квалификации за свой счёт, по причине отсутствия в Национальном реестре специалистов в области строительства сведений о прохождении повышения квалификации.

2. Признать незаконным уведомление Ответчика № 2 - Ассоциации "Национальное объединение строителей" о необходимости прохождения независимой оценки квалификации в срок до ДД.ММ.ГГГГ с последующим исключением Марина Г.Н. (идентификационный номер ) сведений из национального реестра специалистов и взыскать с Ответчика № 2 в пользу Истца в счет компенсации морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.

3. Принять к учету Ответчиком № 2 - Ассоциацией "Национальное объединение строителей" сведения о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ Мариным Г.Н. при расчете сроков прохождения независимой оценки квалификации (л.д. 94).

В обоснование заявленных требований Марин Г.Н. указал на то, что между ним и ООО "СМУ-2" заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № б/н. Приказом директора ООО "СМУ-2" от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность мастера. ДД.ММ.ГГГГ он был включен в национальный реестр специалистов в области строительства под номером .

С 25.07.2022 по 04.08.2022 за средства работодателя он повышал свою квалификацию в ООО "Центр профессионального образования" по программе: "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральный подряд)", о чём ему было выдано удостоверение о повышении квалификации (per. номер ).

ДД.ММ.ГГГГ он, руководствуясь пунктом 5 приложения № 3 к Приказу Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ нарочно сдал в Ассоциацию "Объединение Смоленских строителей" письмо (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщил, что прошел повышение квалификации и получил удостоверение установленного образца, сведения о котором имеются в ФРДО, приложил ксерокопию удостоверения и просил внести указанные сведения в национальный реестр специалистов в области строительства.

В июле 2023 года он получил по электронной почте письмо от Ответчика № 2 в котором сообщалось о необходимости прохождения независимой оценки квалификации в срок до 18.09.2023, в случае отсутствия которой Марин Г.Н. будет исключен из национального реестра специалистов в области строительства.

Указанные обстоятельства были доведены Мариным Г.Н. до сведения работодателя ООО "СМУ-2". После получения данного уведомления работодателем было предложено пройти переподготовку за личный счет и предоставить сведения о прохождении переподготовки Ассоциации "Национальное объединение строителей" для внесения данных сведений в реестр. В случае отказа пройти переподготовку Ответчиком № 1 сообщалось об отстранении Марина Г.Н. от исполнения трудовых обязанностей.

Марин Г.Н. с направленными ответчиками уведомлениями не согласен, полагает, что в настоящее время у него отсутствует обязанность проходить независимую оценку квалификации за свой счет, поскольку он прошел повышение квалификации в срок до 01.09.2022. По указанным основаниям считает действия ответчиков незаконными (л.д. 3-5, 94,160-162).

Истец Марин Г.Н., будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, обеспечил явку своего представителя (л.д. 190,193-194).

Представитель истца Марина Г.Н. - Булатова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика № 1 ООО "СМУ-2" - Абрамов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) в судебном заседании полагал, что уточненные требования Истца, предъявленные к НОСТРОЙ, являются законными и обоснованными. Действия ООО "СМУ-2" в отношении истца являются следствием той позиции, которую занимает НОСТРОЙ; просил в удовлетворении исковых требований к ООО "СМУ-2" отказать. Указал, что локальными нормативными актами ООО "СМУ-2", трудовым договором не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать прохождение работниками, как повышения квалификации, так и независимой оценки квалификации.

Ответчик № 2 - Ассоциация "Национальное объединение строителей", надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя НОСТРОЙ (л.д. 190,195), в представленных ранее письменных возражениях указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований (л.д. 111-150).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ассоциации Саморегулируемая организация "Объединение Смоленских строителей", надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, каких-либо ходатайств в адрес суда не представил, своего отношения по существу заявленных требований не выразил (л.д. 190).

Учитывая мнение представителя истца и представителя ответчика ООО "СМУ-2", ходатайство представителя ответчика Ассоциации "Национальное объединение строителей" и в силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика ООО "СМУ-2", изучив письменные возражения представителя ответчика Ассоциации "Национальное объединение строителей", исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 14 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) ведение национальных реестров специалистов осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций в электронной форме.

Частью 2 статьи 55.5-1 ГрК РФ предусмотрено, что специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта.

В соответствии с частью 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ, сведения о физическом лице включаются в национальный реестр специалистов в области строительства (далее по тексту также - НРС) Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Частью 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2022) установлено, что сведения о физическом лице включаются в НРС на основании заявления такого лица при условии его соответствия совокупности минимальным требованиям, среди которых в пункте 4 предусмотрено прохождение не реже одного раза в пять лет в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей.

Статья 55.5-1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 31.08.2022) также предусматривала, что сведения о физическом лице, указанном в части 1 данной статьи (о специалисте), включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в НРС в области строительства на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям, среди которых в пункте 4 части 6 указано требование о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что приказом директора ООО "СМУ-2" от ДД.ММ.ГГГГ Марин Г.Н. был принят на должность мастера, с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ утверждена должностная инструкция с которой Марин Г.Н. был ознакомлен (л.д. 7, 23-26, 29-32).

Приказом директора ООО "СМУ-2" от ДД.ММ.ГГГГ на мастера СМР Марина Г.Н. возложены обязанности специалиста по организации строительства в порядке совмещения должностей без освобождения от основной работы (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ Марин Г.Н. включен в национальный реестр специалистов в области строительства под номером .

С 25.07.2022 по 04.08.2022 за средства работодателя Марин Г.Н. повышал свою квалификацию в ООО "Центр профессионального образования" по программе: "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральный подряд)", о чём ему было выдано удостоверение о повышении квалификации (per. номер ) (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ Марин Г.Н., руководствуясь пунктом 5 приложения № 3 к Приказу Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр нарочно сдал в Ассоциацию "Объединение Смоленских строителей" письмо (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщил, что прошел повышение квалификации и получил удостоверение установленного образца, сведения о котором имеются в ФРДО, приложил ксерокопию удостоверения и просил внести указанные сведения в национальный реестр специалистов в области строительства (л.д. 9).

В июле 2023 года он получил по электронной почте письмо от Ответчика № 2 в котором сообщалось о необходимости прохождения независимой оценки квалификации в срок до 18.09.2023, в случае отсутствия которой Марин Г.Н. будет исключен из национального реестра специалистов в области строительства (л.д. 10).

Указанные обстоятельства были доведены Мариным Г.Н. до сведения работодателя ООО "СМУ-2". После получения данного уведомления работодателем было предложено пройти переподготовку за личный счет и предоставить сведения о прохождении переподготовки Ассоциации "Национальное объединение строителей" для внесения данных сведений в реестр. В случае отказа пройти переподготовку Ответчиком № 1 сообщалось об отстранении Марина Г.Н. от исполнения трудовых обязанностей (л.д. 11).

Марин Г.Н. с направленными ответчиками уведомлениями не согласен, полагает, что в настоящее время у него отсутствует обязанность проходить независимую оценку квалификации за свой счет, поскольку он прошел повышение квалификации в срок до 01.09.2022.

Разрешая исковые требования, предъявленные к Ассоциации "Национальное объединение строителей", суд исходит из следующего.

Согласно части 13 статьи 55.5-1 ГрК РФ перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 данной статьи, состав сведений, включаемых в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или национальный реестр специалистов в области строительства (далее также - национальные реестры специалистов), порядок внесения изменений в национальные реестры специалистов, основания для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), которое вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (пункт 1, пункт 5.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 18.11.2013 № 1038).

В соответствии со статьей 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта (часть 1). Специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта (часть 2).

В силу части 7 указанной статьи перечисленные трудовые функции осуществляются специалистами по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию или по организации строительства со дня включения сведений о физических лицах в национальные реестры специалистов.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 года), физические лица, претендовавшие на включение сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства (далее - национальный реестр), а также лица, сведения о которых были включены в национальный реестр, обязаны были проходить повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

По результатам повышения квалификации физические лица получают соответствующее удостоверение о повышении квалификации, в котором в том числе указана дата его выдачи (пункт 1 части 6 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2022 № 286/пр утвержден перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства (далее - Перечень).

В силу пункта 5 Перечня одним из условий, при котором сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, является невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31.08.2022, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.

Пункт 5 указанного выше Перечня не ограничивает права физических лиц, включенных в национальный реестр специалистов до 01.09.2022, и не сокращает срок, в течение которого указанные специалисты обязаны пройти независимую оценку квалификации, а лишь регулирует вопрос исключения таких граждан из национального реестра специалистов в связи с внесенными изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации, при этом общая периодичность прохождения названных процедур установлена в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2023 № АКПИ23-830).

При этом такие физические лица вправе направить информацию о дате своего последнего повышения квалификации с приложением подтверждающих документов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в любое время, но не позднее 31.08.2022.

Согласно пункту 22 порядка включения сведений о физическом лице в национальный реестр, их изменения и исключения из национального реестра, утвержденного приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр, утратившим силу, в случае изменения включенных в национальный реестр сведений о специалисте такой специалист в письменной или электронной форме обязан был уведомить об этом национальное объединение саморегулируемых организаций (далее - национальное объединение) в течение четырнадцати дней со дня таких изменений с приложением надлежащим образом заверенных копий документов и материалов, подтверждающих такие изменения.

При этом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) физические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе с учетом принципа добросовестности.

В целях обеспечения плавного перехода на новые минимальные требования для физических лиц, сведения о которых включены в национальный реестр, Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 447-ФЗ) была предусмотрена возможность представления удостоверения о повышении квалификации в течение 8 месяцев (с 30 декабря 2021 года по 31 августа 2022 года).

С 1 сентября 2022 года статья 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложена в редакции Федерального закона от 30.12.2021 447-ФЗ, согласно которой минимальное требование к физическим лицам о прохождении повышения квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства исключено.

До 1 сентября 2022 года одним из минимальных требований, при условии соответствия которому сведения о физическом лице включались в национальный реестр специалистов, являлось повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

При этом исходя из совокупности положений пунктов 4, 7, 10 порядка внесения изменений в национальный реестр, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), и пункта 5 перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра, утвержденного приказом ДД.ММ.ГГГГ , специалист, сведения о котором были включены в соответствующий национальный реестр до 31 августа 2022 года, вправе пройти независимую оценку квалификации в любое время до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.

Вместе с тем в целях снижения негативного влияния на развитие строительной отрасли введенных иностранными государствами санкций приказом Минстроя России от 30.06.2022 № 529/пр перенесены на 12 месяцев сроки прохождения независимой оценки квалификации, требование о прохождении которой введено пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе специалистами, сведения о которых включены в национальный реестр до 31.08.2022.

Таким образом, для лиц, не предоставивших до 01.09.2022 в случае очередного повышения квалификации в национальное объединение соответствующее заявление с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтвердить соответствие требованию пункта 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо до 01.09.2023 (Письмо Минстроя России от 19.04.2023 № 10992-ОГ/02 "О прохождении независимой оценки квалификации").

Из приведенных положений законодательства следует, что физические лица, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов, вправе направить информацию о дате своего последнего повышения квалификации с приложением подтверждающих документов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в любое время, но не позднее 31.08.2022.

Из материалов дела усматривается, что Марин Г.Н. повышал свою квалификацию в период с 11.09.2017 по 21.09.2017 в АНО ЦДПО "Профкадры", выдано удостоверение о повышении квалификации (л.д. 77).

На основании заявления Марина Г.Н. от 23.06.2017, с приложением вышеуказанного свидетельства о повышении квалификации, истец решением комиссии по ведению Национального реестра специалистов в области строительства от ДД.ММ.ГГГГ включен в данный реестр, о чем НОСТРОЙ выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ , присвоен идентификационный номер специалиста (л.д. 74,75-76,77).

С 25.07.2022 по 04.08.2022 за средства работодателя Марин Г.Н. повышал свою квалификацию в ООО "Центр профессионального образования" по программе: "Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (генеральный подряд)", о чём ему было выдано удостоверение о повышении квалификации (per. номер ) (л.д. 8).

15.08.2022 Истец, руководствуясь пунктом 5 приложения № 3 к Приказу Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр нарочно сдал в Ассоциацию "Объединение Смоленских строителей" письмо (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщил, что прошел повышение квалификации и получил удостоверение установленного образца, сведения о котором имеются в ФРДО, приложил ксерокопию удостоверения и просил внести указанные сведения в национальный реестр специалистов в области строительства (л.д. 9).

Данное обстоятельство стороной Ответчика № 2 - Ассоциации "Национальное объединение строителей" не оспаривалось.

Письмом НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ руководителям саморегулируемых организаций предложено в срок до 01.09.2022 по представленной в письме форме направить в адрес НОСТРОЙ информацию о повышении квалификации специалистов, являющихся членами саморегулируемой организации.

ДД.ММ.ГГГГ Ассоциация Саморегулируемая организация "Объединение смоленских строителей" направила в адрес НОСТРОЙ информацию, в том числе и в отношении Марина Г.Н., в которой указано на то, что последний прошел повышение квалификации 04.08.2022.

Таким образом, до 01.09.2022 НОСТРОЙ располагало сведениями о прохождении Мариным Г.Н. повышения квалификации 04.08.2022.

Уведомлением НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ Марину Г.Н. сообщено о необходимости прохождения независимой оценки квалификации (НОК). Указано на то, что данное уведомление направляется в срок не позднее 60 календарных дней до момента исключения сведений из национального реестра специалистов в области строительства по причине непрохождения НОК не реже одного раза в пять лет. Также обращено внимание, что в случае исключения сведений из НРС по причине непрохождения НОК, повторное включение сведений в НРС будет возможно не ранее чем через два года (л.д. 124).

После получения указанного уведомления, Истец, при содействии работодателя - ООО «СМУ-2» направил в адрес НОСТРОЙ претензию от 07.08.2023, с приложением (повторно) удостоверения о повышении квалификации (л.д. 98,99).

Данная претензия была оставлена Ответчиком 2 - НОСТРОЙ без удовлетворения.

В целях обеспечения своевременного прохождения физическими лицами независимой оценки квалификации пунктом 15 Порядка внесения изменений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, утвержденного также приказом Минстроя России от 15.04.2022 № 286/пр, предусмотрено уведомление национальным объединением саморегулируемых организаций лица, сведения о котором содержатся в соответствующем национальном реестре специалистов, о необходимости выполнения им требования, установленного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 или пункте 6 Перечня.

Контролируемые лица обязаны уведомить лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 или пункте 6 Перечня случаев, о необходимости выполнения им требования о прохождении независимой оценки квалификации (пункт 15 Порядка внесения изменений). Уведомление контролируемым лицом физических лиц, сведения о которых содержатся в национальном реестре, с несоблюдением установленного срока является нарушением права такого лица пройти своевременно независимую оценку квалификации (пункт 7 приказа Минстроя России от 22.12.2023 № 978/пр "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций").

Таким образом, уведомление НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ влечет для Марина Г.Н. правовые последствия в виде исключения из НРС в случае непрохождения НОК. Из данного уведомления следует, что сведения о прохождении Мариным Г.Н. повышения квалификации в период времени с 25.07.2022 по 04.08.2022 к учету в части определения НОСТРОЙ сроков прохождения независимой оценки квалификации Мариным Г.Н. приняты не были, несмотря на то, что указанные сведения и копия удостоверения о повышении квалификации были направлены Мариным Г.Н. в адрес НОСТРОЙ в срок до 01.09.2022..

В свою очередь, упомянутые заявление и копия удостоверения о повышении квалификации были своевременно получены НОСТРОЙ, поскольку копии данных документов представлены также суду ответчиком НОСТРОЙ (л.д. 74,75-77).

Учитывая, что Марин Г.Н. в период с 25.07.2022 по 04.08.2022 прошел повышение квалификации до 31.08.2022 направил указанные сведения в адрес НОСТРОЙ, ответчику НОСТРОЙ необходимо было учесть данные сведения при определении сроков прохождения независимой оценки квалификации лицами, сведения о которых включены в НРС до 01.09.2022.

НОСТРОЙ исходит из даты прохождения Мариным Г.Н. повышения квалификации в период с 11.09.2017 по 21.09.2017 в АНО ЦДПО "<данные изъяты>", указанной в удостоверении о повышении квалификации (л.д. 77), которое было представлено с заявлением о включении сведений в НРС, что основано на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Суд приходит к выводу о незаконности уведомления НОСТРОЙ от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на ответчика НОСТРОЙ учесть сведения о прохождении Мариным Г.Н. повышения квалификации в соответствии с удостоверением о повышении квалификации от 04.08.2022 регистрационный номер .

Поскольку истец в правоотношениях с ответчиком - НОСТРОЙ не является потребителем, а данный ответчик не является по отношению к истцу ни продавцом, ни исполнителем, так как функции по ведению Национального реестра специалистов по отношению к физическим лицам, сведения о которых включены в данный реестр, ответчик ведет для истца на безвозмездной основе и функции по ведению НРС не являются оказанием услуг, а правоотношения, вытекающие из исполнения данным ответчиком предусмотренной статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функции по ведению НРС, регулируются не Законом о защите прав потребителей, а нормами градостроительного законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований о взыскании с НОСТРОЙ в пользу Марина Г.Н. денежной компенсации морального вреда.

Разрешая исковые требования Марина Г.Н., предъявленные к ООО "СМУ-2", суд исходит из следующего.

Уведомлением ООО "СМУ-2" от 01.09.2023 Марину Г.Н. сообщено о том, что согласно сообщению НОСТРОЙ он с 18.09.2023 будет исключен из реестра специалистов в строительной отрасли. Марину Г.Н. предложено самостоятельно и за его счет пройти независимую оценку квалификации и предоставить сведения о ее прохождении в НОСТРОЙ. Указано также на то, что в случае исключения Марина Г.Н. из данного реестра он не сможет подписывать акты на выполненные строительные работы и будет временно отстранен от исполнения обязанностей главного инженера (л.д. 11).

В силу статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Суд исходит из того, что градостроительное законодательство, действовавшее до 01.09.2022, не связывало прохождение повышения квалификации по специальности в области строительства в целях включения сведений о физическом лице в НРС с возникновением у третьих лиц (в частности, у работодателя) обязанности оплаты или компенсации специалисту стоимости услуг по повышению квалификации. Доказательств того, что условиями трудового договора, локальными нормативными актами ООО "Горжилстрой" предусмотрена обязанность работодателя оплачивать истцу прохождение им повышения квалификации, в материалах дела не имеется.

В части уведомления ООО "СМУ-2" 01.09.2023 Марина Г.Н. об обязании прохождения независимой оценки квалификации за свой счет по причине отсутствия в Национальном реестре специалистов в области строительства сведений о прохождении повышения квалификации, то действующее с 01.09.2022 законодательство в части прохождения специалистами независимой оценки квалификации не связывает оплату прохождения специалистом независимой оценки квалификации с наличием или отсутствием в НРС сведений о прохождении повышения квалификации специалистом, а вытекает из установленного законодателем 01.09.2022 иного способа подтверждения специалистом соответствия квалификации, отличного от прохождения повышения квалификации.

Следовательно, требование истца о признании незаконным уведомления ответчика ООО "СМУ-2" от 01.09.2023 об обязании прохождения истцом независимой оценки квалификации за свой счет по причине отсутствия в Национальном реестре специалистов в области строительства сведений о прохождении повышения квалификации, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Марина Г.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Марина Г.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2", Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" о признании уведомлений незаконными, возложении обязанностипо принятию к учету сведений о повышении квалификации, взыскании денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" от ДД.ММ.ГГГГ .

Возложить на Ассоциацию "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" обязанность учесть сведения о прохождении Мариным Г.Н. (идентификационный номер специалиста ) повышения квалификации в соответствии с удостоверением о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер ) при определении даты обязательного прохождения независимой оценки квалификации.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", а также к Обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-2" Марина Г.Н. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (судья) _____________ В.М. Мартыненко

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2024 года.

2-222/2024 (2-2097/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Марин Григорий Николаевич
Ответчики
ООО "СМУ-2"
Ассоциация "Национальное объединение строителей"
Другие
Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение смоленских строителей»
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленск
Судья
Мартыненко Владимир Михайлович
Дело на сайте суда
zadnepr.sml.sudrf.ru
25.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2023Передача материалов судье
02.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Подготовка дела (собеседование)
13.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.12.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее