Дело № 2-3512-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 июля 2016 года
Заводский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Жигалиной Е.А.,
при секретаре Маслеевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда. Требования мотивирует тем, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р несовершеннолетняя ФИО1 устроена в детское общественное учреждение на полное государственное обеспечение. В соответствии с постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ФИО1 включена в указанный список под номером 96. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. <адрес> при проведении проверки было установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла восемнадцатилетнего возраста, значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, жилья в собственности не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы Кемеровского муниципального района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены. Просит суд обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца <адрес> ФИО3, действующий на основании удостоверения ТО №, доводы изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и дате слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 27-29). Суду пояснил, что в соответствии со ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Установленные законом полномочия органов местного самоуправления по обеспечению детей-сирот жилой площадью необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета области. Истец ФИО1 действительно состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако, предоставив истцу жилое помещение, Администрация нарушит требования очередности списка лиц, состоящих в очереди, что нарушит их право на получение жилого помещения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ), в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку спорные правоотношения возникли после вступления в силу вышеуказанных изменений, то ст. 57 ЖК РФ и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежат применению в редакции после ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На территории <адрес> вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включаются в список по тому муниципальному образованию, где они зарегистрированы по месту жительства.
В соответствии с ч.2,4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ОЗ действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и настоящим Законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается копией паспорта № ДД.ММ.ГГГГ43, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).
Из заявления ФИО1 прокурору <адрес> следует, что она относится к категории детей-сирот. Обращалась в Администрацию Кемеровского муниципального района, где состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. (л.д.6).
Из постановления Главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует, что ФИО1 принята в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении (л.д.9).
Согласно постановления администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО1 включена в список от ДД.ММ.ГГГГ под номером 96 (л.д.10-11).
Как следует из ответа на запрос Администрации Кемеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 принята на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Кемеровскому муниципальному району. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец с учетом даты рождения значится в списке под номером 62 (л.д.13-14).
Как следует из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, информация в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует (л.д.15).
Также, как следует из представленной Администрацией Кемеровского муниципального района справки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Кемеровскому муниципальному району состоят 305 человек (л.д. 27).
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1320-О, законодатель в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что одновременно с упразднением с ДД.ММ.ГГГГ года права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из положений названного Определения также следует, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сохраняется за указанной категорий лиц до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в соответствии с приведенными нормами закона имеет право на предоставление жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения.
Согласно справки Администрации Кемеровского муниципального района, из которой следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включена в список детей-сирот и его очередь в списке под № (л.д.31). До настоящего времени ФИО1 не была обеспечена жилым помещением.
При указанных обстоятельствах, суд усматривает основания для предоставления ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.1, 8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Как следует из содержания ст. 49 ЖК РФ (части 3, 4) органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд считает необоснованными возражения представителя ответчика Администрации Кемеровского муниципального района со ссылкой на недостаточность финансирования о том, что полномочия органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений необходимо рассматривать в совокупности с финансированием из бюджета области, что решение суда должно быть исполнимым.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями не может ставиться в зависимость от выделения субвенций из бюджета <адрес> и не может служить основанием ограничения условий реализации права детей-сирот.
Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений, надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот не освобождает администрацию Кемеровского муниципального района от исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению жилым помещением и не является основанием для отказа в иске, поскольку нарушает гарантированное право ФИО1 на предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права.
Суд также считает необоснованными возражения представителя ответчика о том, что предоставление ФИО1 жилого помещения нарушит права других граждан, также имеющих право на льготное предоставление жилого помещения и состоящих на очереди. Поскольку как установлено судом и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, ФИО1 имеет право на льготное обеспечение жилым помещением. ФИО1 принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена, ее право нарушено и подлежит судебной защите вне зависимости от ее очереди в списках на получение жилья.
В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
В соответствии с вступившими в действие с ДД.ММ.ГГГГ изменениями в ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции настоящего ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ, поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления в силу данного Закона, истцу подлежит предоставление благоустроенного специализированного жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.