Решение по делу № 33-1995/2022 от 26.05.2022

Дело № 2-354/2022

Судья Ефремов И.В.                                                                              Дело № 33-1995/2022

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2022 года                                                                                                              г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Головановой Л.И. при секретаре Семеновой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2022 года, которым

по гражданскому делу по иску Степанова Д.И. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» о признании незаконным приказа об отстранении от работы в связи с отказом пройти от вакцинации, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премиальных выплат, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

ПОСТАНОВЛЕНО:

В иске Степанова Д.И. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» о признании незаконным приказа об отстранении от работы в связи с отказом пройти от вакцинации, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премиальных выплат, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать.

Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Платонова Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Степанов Д.И. обратился в суд к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» (далее – ГБУ РС (Я) «ГПС РС (Я)») с иском о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов, указывая, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности *. Приказом ГПС ПЧ по МО Булунского района № ... от 17.08.2021 года был отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от коронавируса. Приказом № ... от 18.08.2021 года данный приказ был отменен, однако приказом № ... от 24.08.2021 года вновь был отстранен от работы и приказом № ... от 24.08.2021 лишен премии за август месяц 2021 года в размере 100%. Считает приказы об отстранении его от работы и лишении премии незаконными. Полагает, что действующее трудовое законодательство РФ не предусматривает для работодателей возможности требовать прохождения вакцинации, вопросы вакцинации регулируются санитарно-эпидемиологическим законодательством, а не трудовым, в связи с чем требование о прохождении вакцинации может быть предъявлено должностным лицом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль, но не работодателем. По его мнению, отстранению от работы подлежат только те работники, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Работа в Противопожарной службе в перечне постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» не включена. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями и требует обязательного проведения профилактических прививок, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, вакцинация должна проводиться на добровольной основе.

Просит признать незаконным приказ № ... от 24.08.2021, взыскать с ответчика средний заработок с учетом премиальных выплат за все время вынужденного прогула, начиная с 21.08.2021 года по день восстановления на работе; взыскать компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 5500 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель истца Платонов Л.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, как необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указывая, что выполняемая работа истца Степанова Д.И. не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Работодатель не имел право отстранить истца от работы, поскольку его отказ от прохождения вакцинации не является нарушением действующего законодательства.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацам 1 и 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (части 2,3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2017 года N 2900-О, положения абзацев 1 и 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляя обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, кроме случаев, указанных в абзацах 2 - 7 данной нормы, также и в других случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, носят отсылочный характер, предусматривая лишь возможность установить в иных нормативных правовых актах дополнительные основания для отстранения работника от работы, и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, отстраненного от исполнения обязанностей.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии со статьями 10 и 11 Закона № 52-ФЗ граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Закон № 157-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона № 157-ФЗ). Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее – Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее – COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н»).

В соответствии с пунктом 68 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

На основании Указа Главы РС (Я) от 01 июля 2020 года № 1293 «О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с угрозой распространения в Республике Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции на территории Республики Саха (Якутия) сохраняется режим повышенной готовности.

В Республике Саха (Якутия) действует постановление Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19 мая 2021 года № 3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с пунктом 1 которого постановлено обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь, лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний в срок до 15 августа 2021 года.

Согласно пункту 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Республики Саха (Якутия) необходимо обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности: торговли; салонов красоты, косметических СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, парикмахерских и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг; общественного транспорта, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; жилищно-коммунального хозяйства, энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, домов культуры; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.

14.07.2021 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) даны разъяснения по вопросам исполнения вышеуказанных постановлений Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия), в которых указано, что руководители организаций, индивидуальные предприниматели в период эпидемического неблагополучия обязаны обеспечить проведение вакцинации не менее 70% работников от COVID-19 в сроки, указанные в постановлении Главного государственного санитарного врача по Республики Саха (Якутия). В соответствии с постановлением от 13.07.2021 № 4 руководители организаций указанных в постановлении сфер деятельности при отсутствии прививки имеют право отстранить работника от работы, а после 15 августа 2021 года – обязаны отстранить от работы на весь период эпидемического неблагополучия, или временно до тех пор, пока прививка не будет получена.

Таким образом, Главный государственный санитарный врач по Республике Саха (Якутия) воспользовался предоставленными ему пунктом 6 части 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ и статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 № 157-ФЗ полномочиями и принял решение о проведении на территории Республики Саха (Якутия) профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Следовательно, с даты принятия Главным государственным санитарным врачом по Республике Саха (Якутия) постановления от 13.07.2021 № 4, которым были конкретизированы нормы, содержащиеся в постановлении от 19.05.2021 № 3, у граждан, относящимся к группам, перечисленным в пункте 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 № 3, возникла обязанность по обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям. При неисполнении данной обязанности в случае отсутствия медицинских противопоказания в отношении такого гражданина могут наступить неблагоприятные последствия, перечисленные в нормах действующего законодательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Степанов Д.И. с 21.04.2017 состоит в трудовых отношениях с ответчиком Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) в должности *, что следует из условий трудового договора № ... от 21.04.2017, дополнительных соглашений от 26.03.2019, от 31.07.2019, от 01.02.2021 к трудовому договору.

В соответствии с Положением о Противопожарной службе РС (Я), утвержденным постановлением Правительства РС (Я) от 26.12.2008 № 605 Противопожарная службы РС (Я) является составной частью Государственной противопожарной службы, входит в состав сил постоянной готовности Якутской республиканской подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создается в целях реализации государственной политики в области пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно п. 1.14 Устава ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)», утвержденным распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) № Р-1-91 от 28.10.2013 ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» входит в Государственную противопожарную службу, являющуюся составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.

ПЧ ГПС РС (Я) по муниципальному образованию «Булунский улус (район)» является обособленным структурным подразделением ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» в соответствии с Постановлением Правительства РС (Я) от 26.12.2008 № 605 «О проведении мероприятий по обеспечению деятельности противопожарной службы РС (Я)».

Ответчик ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» является подведомственной организацией Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я) на основании Указа Президента РС (Я) от 19.01.2012 № 1187 «О государственном комитете по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), в свою очередь, Комитет входит в систему исполнительных органов государственной власти РС (Я) в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 1, ст. 9 Закона РС (Я) от 19.06.2007 № 458-З № 929-III «О системе исполнительных органов государственной власти РС (Я)» (в ред. Конституционного закона РС (Я) от 09.10.2014 1348-З № 249-V).

Таким образом, деятельность ответчика относится к сфере - государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организации, которые входят в Перечень, указанный в Постановлении Главного государственного санитарного врача по РС (Я) № 4 от 13.07.2021 об обязательной иммунизации.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19 мая 2021 года № 3 (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13 июля 2021 года № 4) руководителям организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), предписано обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в определенных сферах деятельности, в том числе работников государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.

Приказом первого заместителя начальника ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) Б. № 1173 от 26.05.2021 «Об иммунизации работников ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» поручено начальникам остальных ОГПС РС (Я), ПЧ ГПС РС (Я) организовать проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подчиненных работников ОГПС РС (Я), ПЧ, МПЧ после доставки вакцин, но не позднее 31.07.2021; организовать письменное уведомление под роспись об ознакомлении подчиненных работников о месте и времени проведения иммунизации; возложить персональную ответственность на начальников подразделений за обеспечение проведения иммунизации работников; приказ довести до лиц, в части их касающейся.

Приказом начальника ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) Б. № 1822 от 14.07.2021 «Об обязательной иммунизации работников ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) поручено начальникам отрядов, частей Государственной противопожарной службы РС (Я) по МО районов (улусов), начальникам отделов, служб, групп АУП в срок до 15.08.2021 обеспечить проведение обязательной иммунизации личного состава против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с учетом противопоказаний; предоставлять ежедневно в ГБУ РС (Я) «ГПС РС (Я)» (через группу охраны труда) сведения о вакцинации; в соответствии с Перечнем получений по усилению контроля за проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Председателя Правительства РС (Я) от 24.05.2021 № Пп-71-П1, не допускать с 16.08.2021 к исполнению должностных обязанностей сотрудников, не прошедших иммунизацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), кроме лиц, имеющих медицинский отвод по показаниям.

12.08.2021 ответчик подготовил уведомление о необходимости проведения иммунизации и предоставления письменного отказа от вакцинации против новой короновирусной инфекции (COVID-19). С данным уведомлением истец Степанов Д.И. ознакомлен под роспись 12.08.2021 (л.д. 40).

13.08.2021 истец Степанов Д.И. в адрес начальника ПЧ ГПС РС (Я) по МО «Булунский улус (район)» направил информационный отказ от вакцинации от короновирусной инфекции COVID-19 по причине того, что Ч. неизвестен препарат и его последствия.

Приказом № ... от 24.08.2021 за неисполнение приказа ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия) № 1822 от 14.07.2021 «Об обязательной иммунизации работников ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), выразившееся в непрохождении вакцинации против новой короновирусной инфекции, Степанову Д.И. снижен размер премии по показателю «Соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка» за август месяц в размере 100%. С данным приказом истец Степанов Д.И. ознакомлен под роспись, где выразил свое несогласие (л.д. 14-15).

Приказом начальника ПЧ ГПС РС (Я) по МО «Булунский улус (район)» за № ... от 17.08.2021 «Об отстранении от работы работника, отказавшегося от профилактических прививок» истец Степанов Д.И. отстранен от работы с 17.08.2021 без сохранения заработной платы на весь период эпидемиологического неблагополучия или до выполнения обязательных профилактических прививок. С данным приказом истец Степанов Д.И. ознакомлен под роспись 18.08.2021, где выразил свое несогласие (л.д. 33-34).

18.08.2021 в целях поддержания боеспособности подразделений, обеспечения пожарной безопасности на территории района на должном уровне работодателем издан приказ № ... об отмене приказа об отстранении от работы работника, отказавшегося от профилактических прививок. С указанным приказом истец Степанов Д.И. ознакомлен под роспись 19.08.2021, где выразил свое несогласие (л.д. 32).

Приказом начальника ПЧ ГПС РС (Я) по МО «Булунский улус (район)» за № ... от 24.08.2021 «Об отстранении от работы работника, отказавшегося от профилактических прививок» истец Степанов Д.И. отстранен от работы с 24.08.2021 без сохранения заработной платы на весь период эпидемиологического неблагополучия или до выполнения обязательных профилактических прививок. С данным приказом истец Степанов Д.И. ознакомлен под роспись 25.08.2021, где выразил свое несогласие.

25.08.2021 истец Степанов Д.И. в адрес начальника ПЧ ГПС РС (Я) по МО «Булунский улус (район)» направил ответ на приказ № ... от 24.08.2021. Из ответа следует, что работодатель не является медицинским работником. На вакцинацию от короновирусной инфекции требуется добровольное согласие, а ПЧ ГПС РС (Я) по МО «Булунский улус (район)» принудительно обязывает вакцинироваться, что является грубейшим нарушением конституционных и трудовых прав истца. Истец Степанов Д.И. не обязан предоставлять медицинскую информацию о своем здоровье против своей воли работодателю, или кому-либо, без своего согласия. В постановлении Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19 мая 2021 года № 3 (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13 июля 2021 года № 4) не сказано об отстранении от работы. Локальные акты работодателя не могут ограничивать реализацию прав работника.

Разрешая по существу требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку отстранение истца на период эпидемиологического неблагополучия от работы было осуществлено работодателем в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Учитывая, что истец добровольно отказался от обязательной профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинские справки, свидетельствующие о наличии противопоказаний для проведения вакцинации от COVID-19 не предоставил, ответчик правомерно отстранил его от работы без сохранения заработной платы на период отстранения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.

Согласно положениям ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно в случаях, предусмотренных не только ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 5, Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Предусмотренных указанной нормой правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц

Учитывая изложенное, суд верно исходил из того, что занимаемая истцом должность требует обязательного проведения профилактических прививок.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Касательно предусмотренных абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав истца (Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.

Ответчиком соблюден порядок отстранения от работы, предусмотренный трудовым законодательством, возможность перевода истца на дистанционную работу отсутствует.

Учитывая, что отстранение истца от работы является законным и обоснованным, оснований для выплаты заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление Главного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021 носит неоднозначное толкование ввиду его неточности формулировок и ссылки на недействующий нормативный акт, не влекут отмены постановленного решения, так как указанное постановление принято во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и приказа Минздрава № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», а также с учетом письма Роструда от 13.07.2021 № 1811-Т3. Данное постановление имеет юридическую силу на всей территории Республики Саха (Якутия).

Доводы апелляционной жалобы о том, что работа в противопожарной службе не связана с перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, следовательно, для работников учреждения вакцинация является добровольной, основаны на неправильном толковании норм материального права, так как указанный Перечень связан с риском заболевания инфекционными болезнями при обычном выполнении работ, в то время как обязательная иммунизация по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в сферах деятельности, указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021 г. № 3, направлена на предупреждение дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Республики Саха (Якутия). Согласно п. 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача по РС (Я) необходимо обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников, в том числе в сфере водоотведения. Таким образом, ответчик не имеет полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, подлежащих обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, так как постановлением № 3 главного санитарного врача РС (Я) «Об иммунизации населения РС (Я)» (в редакции от 13.07.2021) установлена ее обязательность для всех работников сфер деятельности, указанных в данном постановлении.

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В соответствии с Законом № 157-ФЗ виды прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, установлены двумя календарями, утвержденными Приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н:

- национальным календарем профилактических прививок. В нем названы прививки, которые делаются по определенным схемам детям и взрослым, относящимся к группам риска (работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сфер и т.д.). Сейчас национальный календарь включает профилактические прививки против гепатита В. дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания, инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (далее - Перечень № 825). В него входят, в частности, работы в организациях, осуществляющих I образовательную деятельность, работы с больными инфекционными заболеваниями, с кровью и биологическими жидкостями человека, работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей и т.д.;

- календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В нем перечислены прививки, которые проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, и категории граждан, подлежащих таким прививкам. На данный момент в него включена прививка против короновирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

К категориям работающего населения относятся, в частности: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; работники организаций транспорта и энергетики; сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг; государственные гражданские и муниципальные служащие и др. Однако, чтобы профилактические прививки стали обязательными для перечисленных в календаре по эпидемическим показаниям категорий лиц, соответствующее решение должно быть принято Главным государственным санитарным врачом РФ, главными государственными санитарными врачами субъектов РФ (их заместителями).

Кроме того, как одно из острых респираторных заболеваний коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 (в редакции от 31.01.2020) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых групп риска, которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Трудовым кодексом предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. В абзаце 8 части 1 статьи 76 ТК РФ уточнено, что отстранение возможно в случаях, предусмотренных не только ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В этом Законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. То есть вакцина необходима в тех случаях, когда речь идет о высоком риске заболевания и его дальнейшем распространении.

Доводы апелляционной жалобы о дискриминации в связи с отстранением от работы по причине отказа истца Степанова Д.И. от вакцинации от новой коронавирусной инфекции, нарушении конституционных прав, предусмотренных ст.ст. 21, 37, 41 Конституции РФ, несостоятельны, так как истец вправе отказаться от вакцинации, но в этом случае при наличии постановления главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации он должен быть отстранен от выполняемой работы на период эпиднеблагополучия.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

        Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2022 года по делу по иску Степанова Д.И. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» о признании незаконным приказа об отстранении от работы в связи с отказом пройти от вакцинации, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премиальных выплат, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу – б е з у д о в л е т в о р е н и я.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-1995/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанов Денис Игоревич
Ответчики
ГБУ РС(Я) Государственная противопожарная служба
Другие
Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
26.05.2022Передача дела судье
15.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее