Решение по делу № 2-3724/2023 от 29.06.2023

Гражданское дело № 2 - 3724/2023

27RS0004-01-2023-004550-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2023 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Чорновол И.В.,

с участием:

представителя истца – старшего помощника прокурора Князевой Н.И.,

представителя ответчика КГБУ Хабаровский ПНИ – Олейниковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Майстренко Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах Толстикова Олега Анатольевича к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено следующее. Между Толстиковым О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и КГБУ Хабаровский ПНИ заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 01.01.2021, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода Толстикова О.А., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Между тем, ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Толстикова О.А. в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. Так, за 2020 год с Толстикова О.А. удержано 24983,21 руб., за 2021 год удержано 26 168,86 руб., за 2022 год удержано 25 920,86 руб., итого общая сумма необоснованных удержаний составила 77072,93 руб. В связи с изменением законодательства, предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальный услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 % пенсии получателя социальный услуг он составляет 75 % среднедушевого дохода получателя социальный услуг. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия её предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставлением этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ). С учетом того, что отношения между Толстиковым О.А. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31.12.2014, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последнего ухудшающим условием. Таким образом, общая сумма незаконно удержанных средств с Толстикова О.А. за период с 01.01.2020 по 30.11.2022 год составила 77072,93 руб. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в связи с выявлением нарушений в отношении гражданина, признанного судом недееспособным, просит суд с учетом уточненных требований обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги Толстикову О.А. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Толстикова О.А. на номинальный счет открытый в ПАО «Сбербанк» незаконно удержанные за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 денежные средства в сумме 46845 руб. 96 коп., в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Представитель истца старший помощник прокурора Князева Н.И. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика КГБУ Хабаровский ПНИ Олейникова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Минсоцзащиты населения края, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направило. До судебного заседания от представителя третьего лица поступили возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, а также рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Толстиков Олег Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы, инвалидность с детства, бессрочно, получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ответчиком не оспаривается, что Толстиков Олег Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в КГБУ Хабаровский ПНИ.

01.01.2021между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Толстиковым О.А. в лице начальника управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ составляет 12178 руб. 12 коп., а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 % от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.

Из материалов дела видно, что с Толстикова О.А. в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 в сумме 46 845,96 руб.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Толстикова О.А. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Примерным положением о порядке, условиях приема, перевода и выписки граждан пожилого возраста и инвалидов из государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, утвержденным приказом Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2006 г. N 60 (подпункт 5.8 названного положения).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.

С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятие "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

В части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отношения между Толстиковым О.А. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31.12.2014, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 г., следовательно, ответчиком незаконно удерживались денежные средства, что за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 составило 46 845,96 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу Толстикова О.А.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суде заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Индустриального района города Хабаровска требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств от уплаты государственной пошлины освобождаются, то государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах Толстикова Олега Анатольевича к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств - удовлетворить.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги Толстикову Олегу Анатольевичу в размере, не превышающем 75 процентов пенсии.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Толстикова Олега Анатольевича на номинальный счет открытый в ПАО «Сбербанк» незаконно удержанные за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 денежные средства в сумме 46845 рублей 96 копейки, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья И.В. Чорновол

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023 года.

Гражданское дело № 2 - 3724/2023

27RS0004-01-2023-004550-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2023 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Чорновол И.В.,

с участием:

представителя истца – старшего помощника прокурора Князевой Н.И.,

представителя ответчика КГБУ Хабаровский ПНИ – Олейниковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Майстренко Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах Толстикова Олега Анатольевича к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено следующее. Между Толстиковым О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и КГБУ Хабаровский ПНИ заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 01.01.2021, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода Толстикова О.А., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Между тем, ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Толстикова О.А. в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. Так, за 2020 год с Толстикова О.А. удержано 24983,21 руб., за 2021 год удержано 26 168,86 руб., за 2022 год удержано 25 920,86 руб., итого общая сумма необоснованных удержаний составила 77072,93 руб. В связи с изменением законодательства, предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальный услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 % пенсии получателя социальный услуг он составляет 75 % среднедушевого дохода получателя социальный услуг. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия её предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставлением этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ). С учетом того, что отношения между Толстиковым О.А. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31.12.2014, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последнего ухудшающим условием. Таким образом, общая сумма незаконно удержанных средств с Толстикова О.А. за период с 01.01.2020 по 30.11.2022 год составила 77072,93 руб. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в связи с выявлением нарушений в отношении гражданина, признанного судом недееспособным, просит суд с учетом уточненных требований обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги Толстикову О.А. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Толстикова О.А. на номинальный счет открытый в ПАО «Сбербанк» незаконно удержанные за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 денежные средства в сумме 46845 руб. 96 коп., в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Представитель истца старший помощник прокурора Князева Н.И. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика КГБУ Хабаровский ПНИ Олейникова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Минсоцзащиты населения края, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направило. До судебного заседания от представителя третьего лица поступили возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, а также рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Толстиков Олег Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы, инвалидность с детства, бессрочно, получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ответчиком не оспаривается, что Толстиков Олег Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в КГБУ Хабаровский ПНИ.

01.01.2021между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и Толстиковым О.А. в лице начальника управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ составляет 12178 руб. 12 коп., а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 % от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.

Из материалов дела видно, что с Толстикова О.А. в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 в сумме 46 845,96 руб.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Толстикова О.А. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Примерным положением о порядке, условиях приема, перевода и выписки граждан пожилого возраста и инвалидов из государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, утвержденным приказом Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга от 17 апреля 2006 г. N 60 (подпункт 5.8 названного положения).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.

С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятие "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

В части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отношения между Толстиковым О.А. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися и возникли до 31.12.2014, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 г., следовательно, ответчиком незаконно удерживались денежные средства, что за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 составило 46 845,96 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу Толстикова О.А.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суде заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Индустриального района города Хабаровска требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств от уплаты государственной пошлины освобождаются, то государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Индустриального района г. Хабаровска действующего в интересах Толстикова Олега Анатольевича к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств - удовлетворить.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги Толстикову Олегу Анатольевичу в размере, не превышающем 75 процентов пенсии.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Толстикова Олега Анатольевича на номинальный счет открытый в ПАО «Сбербанк» незаконно удержанные за период с 01.05.2020 по 31.05.2023 денежные средства в сумме 46845 рублей 96 копейки, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья И.В. Чорновол

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2023 года.

2-3724/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах: Толстиков Олег Анатольевич, 17.07.1965 г.р.
Ответчики
КГБУ Хабаровский психоневрологический интернат
Другие
министерство социальной защиты населения
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровск
Судья
Чорновол И.В.
Дело на сайте суда
industrialny.hbr.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Подготовка дела (собеседование)
14.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.07.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее