Судья Генералов А.Ю. дело № 33-6494/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 13 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Шиповской Т.А., Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ <...> по иску Савченко А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 февраля 2024 г., которым постановлено:
исковые требования Савченко А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать условия труда Савченко А. В. подлежащими зачёту в специальный стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы: в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области.
Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Савченко А. В. код особых условий труда в период его работы: в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области.
Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области обязанность предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учёта и справку работодателя, уточняющую характер и условия работы, в отношении Савченко А. В. в период работы: в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области от 03 июля 2023 года № <...> об отказе Савченко А. В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области включить в специальный стаж Савченко А. В., дающий право для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», время работы: в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области
Установить специальный стаж Савченко А. В., дающий право для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 20 июня 2023 года - 25 лет 3 месяца 09 дней.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области назначить Савченко А. В. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 20 июня 2023 года.
Признать недействительными результаты оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», данные в заключении эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов № <...> от 29 ноября 2019 года.
Признать незаконным Отчёт о проведении специальной оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», утвержденный 20 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав пояснения представителя Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Кураеву Н.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Смирновой Н.В., полагавшего доводы жалобы обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Савченко А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее ОСФР по Волгоградской области), Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что 20 июня 2023 года обратился в ОСФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 февраля 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 3 июля 2023 года № <...> Савченко А.В. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения отсутствует необходимая продолжительность специального стажа не менее 25 лет. Указано, что в специальный стаж не были засчитаны периоды работы в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года; в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года, так как работодателем индивидуальные сведения застрахованного лица предоставлены без отметки о специальном стаже, согласно справки, уточняющей характер работы с 20 декабря 2018 года по 31 мая 2022 года условия труда на рабоче6м месте являются допустимыми на основании отчёта от 20 декабря 2018 года «О проведении специальной оценки труда. С решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Савченко А.В. не согласен, так как в спорные периоды условия работы не менялись, продолжал работать в должности пожарного полный рабочий день, должностные обязанности не менялись, нёс службу в соответствии с утверждённым Боевым Уставом. Савченко А.В. указано, что трудовая деятельность пожарного непосредственно связана с угрозой жизни и здоровья, а соответственно условия труда пожарного являются опасными, то есть условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а в последствия воздействия данных факторов обуславливает высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности. В списке должностей работников имеющих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 февраля 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеется профессия - пожарный
С указанным решением истец не согласен полагает, что оно необоснованно и незаконно, нарушает его права.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконным решение ОСФР по Волгоградской области от 03 июля 2023 года № <...> об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; возложить на ОСФР по Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж период работы в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; период работы в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области; установить специальный стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости на 20 июня 2023 года - 25 лет 3 месяца 09 дней; обязать назначить страховую пенсию по старости с 20 июня 2023 года; признать условия труда подлежащими зачёту в специальный стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области; обязать внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица код особых условий труда; обязать предоставить в ОСФР по Волгоградской области документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учёта и справку работодателя, уточняющую характер и условия работы; признать недействительными результаты оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», данные в заключении эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов № <...> от 29 ноября 2019 года; признать незаконным Отчёт о проведении специальной оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», утвержденный 20 декабря 2018 года.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Савченко А.В., представитель ООО «Охрана труда» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.
Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 того же закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. №437).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002г. № 437 поименована должность «пожарный».
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г., после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 11Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с чч.1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Частью 1 ст. 209 ТК РФ определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В силу ч. 5 ст. 209 ТК РФ безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20 июня 2023 года Савченко А.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, обратился в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Волгоградской области № <...> от 03 июля 2023 года Савченко А.В. было отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поскольку у заявителя на дату обращения 20 июня 2023 года отсутствует необходимая продолжительность специального стажа не менее 25 лет.
Пенсионным органом в специальный стаж истца включен 21 год 09 месяцев 28 дней.
Вышеуказанным решением пенсионного органа не были засчитаны в специальный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года; в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФПС Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года, так как работодателем индивидуальные сведения застрахованного лица представлены без отметки о специальном стаже (согласно справки, уточняющей характер работы с 20 декабря 2018 года по 31 мая 2022 года, условия труда на рабочем месте являются допустимыми, на основании отчета от 20 декабря 2018 года «О проведении специальной оценки труда»).
Причиной представления сведений на Савченко А.В. за периоды с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года и с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года без указания кода особых условий труда послужила проведенная работодателем специальная оценка условий труда, согласно которой класс опасности труда не предоставляет право на досрочную страховую пенсию.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив представленные доказательства, в том числе, заключение судебной экспертизы условий труда, принимая во внимание, что предоставление работодателем в отношении застрахованного лица индивидуальных сведений без указания кода льготных условий труда, не может являться безусловным основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, исходил из наличия оснований для включения указанного периода в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Установив, что с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж, пенсионным органом в бесспорном порядке и судом у истца имелась необходимая продолжительность специального стажа на дату обращения (20.06.2023) – более 25 лет, суд возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу, соглашается.
ООО «Охрана труда» по заказу работодателя Савченко А.В. была проведена специальная оценка условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», по результатам которой с 29 ноября 2018 года работа по должности «пожарный», в которой состоял истец, была отнесена ко 2 классу условий труда, и не предусматривает оснований для досрочного назначения страховой пенсии, о чём был составлен Отчёт о проведении специальной оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», утвержденный 20 декабря 2018 года.
В связи с проведённой оценкой в ОСФР по Волгоградской области были предоставлены сведения в отношении периодов работы Савченко А.В. с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года и с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года без указания кода особых условий труда.
Согласно справки ГУ МЧС России по Волгоградской области от 20.12.2022г. № <...> (л.д.71-72 т.2) с 1.06.2022 года работа, выполняемая истцом в должности «пожарный», предусмотрена п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.
Материалами дела установлено, что должностные обязанности и характер работы Савченко А.В. по должности «пожарный» не менялись с момента начала работы в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области и в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области, в том числе и в спорные периоды с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года и с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года.
При разрешении спора по делу была проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качестве проведения специальной оценки труда.
Согласно выводам эксперта по заключению № <...> от 20 декабря 2023 года, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте № <...> А пожарный Дубовской ПСЧ не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Выявление на исследуемом рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществлено экспертом не в полном объеме, с нарушением требований статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и раздела II Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания недействительными результатов оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», и признании незаконным Отчёта о проведении специальной оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», утвержденный 20 декабря 2018 года.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что оценка специальных условий труда, проведенная 29 ноября 2018 года в федеральном государственном казенном учреждении «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области», проведённая с нарушением требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и раздела II Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, нарушила права истца Савченко А.В. на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а следовательно в специальный стаж Савченко А.В. подлежит включить время работы: в должности пожарного с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2021 года в ФГКУ 6 отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области; в должности пожарного с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в 35 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФСП Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Волгоградской области.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Савченко А.В. о возложении на ГУ МЧС России по Волгоградской области обязанности внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Савченко А.В. код особых условий труда в спорные периоды работы, которые направить в ОСФР по Волгоградской области.
Факт льготной работы Савченко А.В. в спорные периоды времени подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в соответствии с ст.66 ТК РФ.
Учитывая, что работодатель признает особые условия труда, предоставляющие прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 1.06.2022 г., а до указанной даты должностные обязанности и характер работы Савченко А.В. не изменялись, с учетом заключения судебной экспертизы, вывод суда о необходимости устранения противоречий в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования относительно истца является верным.
Доводы апелляционной жалобы ГУ МЧС России по Волгоградской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ФГКУ «9 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» ликвидировано, вследствие чего не может быть произведена корректировка индивидуальных сведений о стаже истца, судебная коллеги отклоняет.
В обязанности работодателя входит предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета и их корректировка.
Поскольку истец в спорный период работал в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а ответчик является правопреемником работодателя, суд обоснованно обязал ГУ МЧС России по Волгоградской области произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет Савченко А.В., проставив код льготы.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемом судебном постановлении приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
о п р е д е л и л а:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи