Дело №
Материал №
№
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Шор А.В., Булгаковой М.В.,
при секретаре ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу ФИО11 на определение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 февраля 2023 года о прекращении производства по гражданскому делу по иску ФИО12 к обществу с ограниченной ответственностью «***» о признании факта отношений между сторонами трудовыми, установлении факта несчастного случая на производстве, взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, денежных средств в возмещение морального вреда и расходов на погребение.
Заслушав доклад судьи Шор А.В., пояснения заявителя ФИО13 поддержавшей доводы частной жалобы, представителя третьего лица ОСФР по Оренбургской области ФИО14 возражавшей против удовлетворения частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО15 обратилась в суд к обществу с ограниченной ответственностью «***» (далее – ООО «***») о признании факта отношений между сторонами трудовыми, установлении факта несчастного случая на производстве, взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, денежных средств в возмещение морального вреда и расходов на погребение.
В обоснование заявленных требований указала, что её супруг ФИО16 работал дробильщиком в ООО «***». 28 июня 2022 года ФИО17 погиб на рабочем месте, причиной гибели явилось поражение техническим электричеством.
Просила суд признать факт отношений между ФИО18 и ООО «***» трудовыми, признать произошедшей с её супругом несчастный случай, повлекший его смерть, несчастным случаем на производстве, взыскать с ответчика не полученную ФИО19 на день смерти заработную плату, компенсацию за неиспользованный отпуск, денежные средства в возмещение морального вреда в размере 1 000 000 рублей, расходы на погребение в размере 250 000 рублей.
Определением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 февраля 2023 года производство по делу по иску ФИО20 к ООО «***» прекращено в связи с ликвидацией ответчика ООО «***».
В частной жалобе ФИО21 просит определение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 февраля 2023 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, заявленные требования удовлетворить.
В возражениях на частную жалобу ОСФР по Оренбургской области просит обжалуемое определение суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО22 представителя третьего лица ФИО23 полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
В силу части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно пункту 6 статье 22 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ФИО24 ( супруг истца ФИО25 осуществлял трудовую деятельность в ООО «***» с 2016 года. С мая 2021 года цех, где работал ФИО26 стал принадлежать ООО «***», где ФИО27 продолжил осуществлять трудовую деятельность по производству пластиковых пакетов для упаковки. 28 июня 2022 года ФИО28 погиб на рабочем месте, причиной гибели явилось поражение техническим электричеством.
ООО «***» прекратило свою деятельность путем ликвидации 2 февраля 2023 года, о чем имеются сведения в Едином государственном реестре юридических лиц. Следовательно, ООО «***» утратило свою правоспособность и не вправе осуществлять свои обязательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для прекращения производства по данному делу по правилам статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что юридическое лицо ООО ***» ликвидировано.
Согласно части 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
При этом, в соответствии со статьей 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Доводы частной жалобы о выплате ФИО29 капитализированных платежей, не может быть признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 872 «О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт подтверждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Согласно Заключения государственного инспектора труда по несчастному случаю со смертельным исходом от 11 августа 2022 года, инспектор пришел к выводу, что данный несчастный случай с ФИО30 квалифицируется, как несчастный случай не на производстве (не связанный с производством), так как между ООО «***» и ФИО31 отсутствуют трудовые отношения (л.д. 8-11).
В связи с этим, обязательства по возмещению вреда, равно как и ответственность ООО «***» по требованиям ФИО32 не установлены.
Доводы частной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм процессуального и материального права, поскольку направлены на переоценку выводов суда и на иное применение закона, в связи с чем, не являются основанием к отмене определения суда, которое судебная коллегия считает законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое определение суда о прекращении производства по делу по доводам, указанным в частной жалобе, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 333,334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО33 - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В.Морозова
Судьи: А.В.Шор
М.В.Булгакова