Решение по делу № 2-599/2020 от 08.10.2020

68RS0027-01-2020-000951-96

дело № 2-599/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года г. Уварово Тамбовской области

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Уваровского районного суда Тамбовской области Сибилевой О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Нечаевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Уваровского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Чепурновой В.И. к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, о возложении обязанности предоставления мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Уваровского межрайонного прокурора, выступающий в интересах Чепурновой В.И. обратился в Уваровский районный суд Тамбовской области с иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» о признании незаконным приказ от 03 июня 2020 года № 790 «Об отказе в предоставлении мер социальной поддержки» Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» в предоставлении Чепурновой В.И. мер социальной поддержки по оплате услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами как Ветерану труда, о возложении обязанности предоставления Чепурновой В.И. как ветерану труда ежемесячной денежной компенсации в размере пятидесяти процентов суммы оплаты за вывоз твердых бытовых отходов.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что в Уваровскую межрайонную прокуратуру обратилась Чепурнова В.И. о защите нарушенных социальных прав в сфере социальной защиты в связи с непредставлением ей мер социальной поддержки по оплате отдельных видов жилищно-коммунальных услуг. Чепурнова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: тамбовская область, <адрес>, зарегистрирована в ТОГБУСОН «Уваровский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в базе данных регистра граждан, получателей государственной социальной поддержки по категории вышедшего на пенсию педагогического работника образовательных учреждений в сельской местности. Одновременно Чепурнова В.И. является инвалидом второй группы и ветераном труда. В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 № 497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области», ветеранам труда, получающим трудовую пенсию по старости, досрочную трудовую пенсию по старости или пенсию за выслугу лет, предоставляется компенсация расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанная исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке. При отсутствии указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном порядке. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Тамбовской области от 27.02.2009 № 497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области», гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки одновременно по настоящему Закону и по одному или нескольким федеральным законам, иным нормативным правовым актам и законам области, меры социальной поддержки предоставляются по письменному выбору гражданина по одному из законов или федеральных нормативных правовых актов. При этом гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки также и по иному закону или нормативному правовому акту, которых нет в выбранном им законе или нормативном правовом акте, такие меры социальной поддержки предоставляются ему по другому закону или нормативному правовому акту. Частью 8 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Тамбовской области от 05.06.2008 № 379-З (ред. от 04.06.2018) «О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее – работники, образовательные организации), а также вышедшим на пенсию указанным выше категориям работников образовательных организаций, стаж работы которых в образовательных организациях сельской местности составляет не менее 10 лет предоставляется компенсация следующих расходов: 1) плата за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; плата за содержание жилого помещения, включающим за себя за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – для собственников жилого помещения; 2) расходы за отопление жилого помещения в домах с централизованными системами теплоснабжения; 3) расходы за предоставление твердого топлива в домах, не имеющих центрального отопления и газоснабжения; 4) расходы за электроснабжение жилого помещения в части освещения; 5) расходы за газоснабжение в части отопления жилого помещения от газовых приборов в течение отопительного периода. Того, что граждане, получающие указанный вид социальной помощи не вправе получать иные виды социальной поддержки по иным федеральным и областным законам, указанным законом № 379-З не предусмотрено. Кроме того, в п.п. 5, 11 постановления администрации Тамбовской области от 25.03.2010 № 341 «О порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», установлено, что при наличии у педагогического работника права на компенсацию расходов по настоящему Порядку и одновременно права на меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту Российской Федерации, по закону области и (или) иному нормативному правовому акту области предоставление мер социальной поддержки производится по одному основанию по выбору педагогического работника. В данном случае, Чепурнова В.И. обратилась за предоставлением ей иного вида компенсации – оплаты за обращением с твердыми коммунальными отходами, что законодательством Тамбовской области, регламентирующим предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности не запрещает и не ограничивает. Учитывая, что Чепурнова В.И. имеет право на получение предусмотренных Законом Тамбовской области от 27.02.2009 № 497-З О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» мер социальной поддержки (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов) и данными мерами социальной поддержки не пользуется по постановлению администрации Тамбовской области от 25.03.2010 № 341 «О порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», отказ ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» в предоставлении Чепурновой В.И. данной меры социальной поддержки как ветерану труда является незаконным. На основании изложенного, просит признать незаконным приказ от 03 июня 2020 года № 790 «Об отказе в предоставлении мер социальной поддержки» Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» в предоставлении Чепурновой В.И. мер социальной поддержки по оплате услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами как Ветерану труда, о возложении обязанности предоставления Чепурновой В.И. как ветерану труда ежемесячной денежной компенсации в размере пятидесяти процентов суммы оплаты за вывоз твердых бытовых отходов.

Истец Чепурнова В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.

В судебном заседании помощник Уваровского межрайонного прокурора Воронин С.В. поддержал заявленные исковые требования на основании доводов, изложенных в иске.

В судебном заседании представитель истца Чепурновой В.И. – Чепурнов А.В., действующий на основании доверенности от 22.01.2020 г. исковые требования Чепурновой В.И. поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» Хабарова Е.И., действующая на основании доверенности от 11.11.2020 г. исковые требования не признала, дополнительно пояснив, что ответчик не согласен с требованиями истца по следующим основаниям. В исковом заявлении Чепурнова В.И., проживающая в Уваровском районе, с.Нижний Шибряй, ул. Центральная, д.28, зарегистрирована в ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» по категории ветеран труда и инвалид 2 группы. Истец в обоснование своей позиции ссылается на недействующее постановление администрации Тамбовской области от 25.03.2010 №341 «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которое утратило силу 16.03.2015 года с момента вступления в силу постановления администрации Тамбовской области №238 «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (поселках городского типа). Ссылается на решение Мичуринского районного суда, которое считает, что на момент вынесения данного решения действовали другие нормативно-правовые акты. Статьей 160 Жилищного кодекса определено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законами, законами субъектов РФ и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяетструктуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, гдеплата за коммунальные услуги определена в целом, неделимо. Чепурнова В.И. зарегистрирована в ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» как ветеран труда и инвалид 2 группы получает компенсацию 100% оплаты за коммунальные услуги газоснабжение в части отопления в отопительный период, электроснабжение в течение всего периода по закону области № 379-3 как педагогический работник, вышедший на пенсию. Закон Тамбовской области № 397-3 от 05.06.2008 «О размерах, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа», в личном деле имеется личное заявление Чепурновой В.И. об отказе в получении пакета социальных услуг как ветеран труда и инвалид 2 группы, в связи с тем, что пользуется мерами социальной поддержки как педагогический работник, вышедший на пенсию. Законом предоставляется компенсация за коммунальные услуги и идет полное возмещение затрат органом местного самоуправления, то есть администрацией района. Педагоги (работающие и пенсионеры) берут в соцзащите справки о то, что не получают меры социальной поддержки как ветеран труда и инвалид 2 группы, а пользуется мерами социальной поддержки как педагогический работник. Пунктом 1 и 5 статьи 4 Закона Тамбовской области 497-3 от 27.02.2009 «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда: компенсация в размере 50% по оплате за жилое помещение, компенсация 50% за коммунальные услуги в целом, предоставление льготного топлива, льготный проезд, ЕДВ. То есть законом, административным регламентом невозможно предоставление части льготы компенсации только по обращению с твердыми бытовыми отходами. В статье 72,76 Конституции РФ в указано, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия федеральных законов, и нормативных правовых актов субъектов российской Федерации издание по указанным, вней предметам федеральных законов и принятие в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов субъектов российской Федерации. Пункт 3 статьи 13 Федерального закона 5-ФЗ от 12.01.1991 «О ветеранах» указано, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, например, гражданин является и ветераном труда и чернобыльцем. Также, пункт 3 статьи 7 закона области № 497-3 «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» гражданину, имеющему право на получение меры социальной поддержки по нескольким основаниям данного закона, МСП предоставляется по одному основанию по письменному выбору, выгодного для него. При этом гражданину, имеющему право на меру социальной поддержки также по иному закону или нормативно правовому акту, которых нет в выбранном им законе или нормативно-правовом акте, такие меры социальной поддержки ему предоставляются по другому закону или нормативному правовому акту. В данном пункте как раз Чепурнова В.И. видит возможность получения меры социальной поддержки по категории ветеран труда по услуге вывоз твердых бытовых отходов, по которой Чепурнова не получает льготу как педагогический работник. Закон для ветеранов и этот пункт, также для ветерана, потому ветеран может получать недостающие в этом законе льготы по другому закону, например капитальный ремонт до 100 процентов для 80-летних льготников, то есть 50% по закону области № 497-3 от 27.02.2009 о мерах социальной поддержки труженикам тыла, ветеранов труда 50 % по закону области от 04.05.2016 «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельной категории граждан, проживающих на территории Тамбовской области». Пункт 7 постановления администрации Тамбовской области № 238 от 16.03.2015 «О порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещений отопления и освещения работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» при наличии у работника права на компенсацию расходов по настоящему порядку и одновременно права на меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением по федеральному закону и (или) иному нормативно-правовому акту, закону, нормативно-правовому акту области предоставление мер социальной поддержки производится по одному основанию по выбору гражданина. В обзоре судебной практики Верховного суда № 1 от 2018 года указывается о недопустимости получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан, если это прямо не предусмотрено нормами права. Правовое регулирование, когда гражданину имеющему право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основанием, социальная поддержка предоставляется и (или) осуществляется по одному закону, наиболее выгодному для гражданина, по его выбору, и не может рассматриваться как ущемляющее права гражданина. Чепурнова получает компенсацию в размере 100% по оплате за коммунальные услуги газоснабжение, электроснабжение по 379-3 ФЗ как педагогический работник, вышедший на пенсию. По Закону № 497-Ф3 как ветерану труда предоставляется мера социальной поддержки 50% по оплате коммунальных услуг, а также по электроснабжению, водоснабжению (горячему, холодному), отоплению, обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д. И коммунальные услуги в соответствии с законом № 497 в целом неделимы, те же коммунальные услуги газоснабжение, электроснабжение. Получать меру социальной поддержки по Федеральному закону № 497-ФЗ в виде 50% по оплате за газоснабжение, электроснабжение, вывоз твердых коммунальных отходов необходимо перейти на этот закон, получать 100% компенсации по оплате за газоснабжение, электроснабжение, если Чепурнова В.И. останется получателем мер социальной поддержки на основании Федерального закона № 379-3. В указанных истцом нормативно-правовых актах возможность предоставления одних и тех же льгот как ветерану труда и как педагогическому работнику не предусмотрена. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении заявленных требований о признании нарушенных социальных прав в сфере социальной защиты Чепурновой В.И. в связи с не предоставлением ей мер социальной поддержки по оплате отдельных видов жилищно-коммунальных услуг отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Харитонова Н.О., действующая на основании доверенности от 21.01.2020 № 03/296 возражала против удовлетворения заявленных требований заместителя Уваровского межрайонного прокурора возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив при этом, что в случае поступления от Чепурновой В.И. заявления о предоставлении мер социальной поддержки по оплате в целом по другому Закону ей будет представлена указанная мера социальной поддержки, но не в отдельности, как того просит истец.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.

В ходе судебного заседания установлено и следует из материалов дела, что на основании Закона Тамбовской области от 27.02.2009 № 497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области», постановления администрации Тамбовской области от 25.04.2017 № 372 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области», приказом Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района от 03 июня 2020 года № 790 отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате за коммунальную услугу вывоз твердых бытовых отходов Чепурновой В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, по категории «Ветеран труда» в связи с получением компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Тамбовской области от 05.06.2008 № 379-З «О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (л.д. 19).

Из имеющегося в материалах дела письменного заявления Чепурновой В.И. датированного 23.12.2008 г. в адрес начальника отдела социального развития администрации района следует, что последняя просит прекратить предоставление льгот в связи с тем, что будет получать компенсацию за коммунальные услуги через отдел образования с 01.01.2009 г. (л.д. 27).

Кроме того, из представленных письменных заявлений Чепурновой В.И. датированных 11.09.2012 г., 04.09.2015 г. в адрес ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» следует, что Чепурнова В.И. просит не предоставлять меры социальной поддержки по оплате жкх по инвалидности, т.к. будет получать меры социальной помощи (компенсационные выплаты) по оплате жкх, как педагог, работавший в сельской местности (л.д. 25, 26).

Из содержания заявления Чепурновой В.И. от 22.05.2020 г. следует, что последняя просит предоставить ей льготы на вывоз твердых бытовых отходов как ветерану труда, в связи с тем, что ей как педагогическому работнику, стаж которого в сельской местности составляет более десяти лет, указанная льгота на основании Закона Тамбовской области от 5 июня 2008 г. № 379-З, не предоставляется (л.д. 23).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основании, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) меры социальной поддержки ветеранов труда определялись данным Федеральным законом.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены существенные изменения, касающиеся мер социальной поддержки ветеранов труда.

В то же время статьёй 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, действующей с 1 января 2005 г.) определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Финансирование социальной поддержки ветеранов труда в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, действующей с 1 января 2005г.) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) определён перечень категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную данным Федеральным законом: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941года по 3 сентября 1945года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Среди перечисленных в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную Федеральным законом «О ветеранах», ветераны труда не названы. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.

Пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по этому Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3062-I), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О ветеранах» данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, относящихся к категории ветеранов, указанным в статьях 2-4 этого Федерального закона, то есть на ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий.

Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах», в частности предписание, содержащееся в пункте 2 статьи 23.1 этого Закона, не регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда.

Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона Тамбовской области от 27 февраля 2009 г. № 497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки, в частности компенсация расходов в размере 50 процентов суммы платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанная, исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном порядке.

В статье 7 Закона Тамбовской области от 27 февраля 2009 г. № 497-З «О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) указано, что ветеранам труда, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований.

При этом законодательство Тамбовской области в отличие от положений Федерального закона «О ветеранах» не содержит положений, предусматривающих возможность одновременного получения меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты одним и тем же лицом по нескольким основаниям.

Установленные данной нормой Федерального закона «О ветеранах» положения не затрагивают полномочия субъектов Российской Федерации по самостоятельному определению мер социальной поддержки ветеранов труда и условий предоставления этих мер, в том числе в случаях, когда указанные граждане одновременно имеют и статус лиц, вышедших на пенсию педагогического работника образовательных учреждений в сельской местности.

С учётом приведенных нормативных положений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска заместителя Уваровского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Чепурновой В.И. к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным; о возложении обязанности предоставления мер социальной поддержки.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска заместителя Уваровского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Чепурновой В.И. к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, о возложении обязанности предоставления мер социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Е. Сибилева

2-599/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель Уваровского межрайонного прокурора М.В. Афончикова
Ответчики
ТОГБУ СОН " Центр социальных услуг для населения г. Уварово и Уваровского района"
Другие
Чепурнова Валентина Ивановна
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Суд
Уваровский районный суд Тамбовской области
Судья
Сибилева Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
uvarovsky.tmb.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Подготовка дела (собеседование)
28.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее