Дело № 2-402/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Сугейко Д.А.,
с участием истца Савиной Р.М.,
представителя истца Савиной Р.М. – Корниенко С.А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 22.05.2017, зарегистрированной в реестре нотариуса №....,
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Сергиенко И.Г., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности №.... от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиной Р.М. к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области о взыскании социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит взыскать с последнего в свою пользу социальную выплату в размере 1 384 812 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является участником и включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «...» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: <адрес>. Размер социальной выплаты предоставляемой ей по программе ФГБУ «ГУРШ» составляет 1 384 812 руб. Её жилой дом (она является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности) по адресу: <адрес>, не пригоден абсолютно для проживания (весь сгнил и развалился практически полностью), и был признан ветхим жильем уже 18 лет.
В ноябре 2017 ею были предоставлены все необходимые документы в Администрацию г. Новошахтинска (отдел управления жилищной политики: сектор реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда, каб. 11) для включения в список граждан на предоставление субсидии по программе ГУРШ. В устной форме от сотрудников данного отдела управления жилищной политики: сектора реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда ей было сообщено, что бюджет на 2017 год уже полностью израсходован и, чтобы реализовать свои права и законные интересы по программе ГУРШ в 2018 году, ей необходимо будет в начале 2018 года предоставить только новую (в свежей редакции) справку о составе семьи.
06.02.2018 она предоставила в вышеуказанный отдел управления жилищной политики Администрации г. Новошахтинска справку от 06.02.2018 о составе семьи. Сотрудники отдела управления жилищной политики: сектора реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда ей сообщили, что бюджет на 2018 год будет окончательно сформирован в конце первого квартала 2018 года и чтобы она не переживала по предоставлению ей субсидии по программе ФГБУ «ГУРШ», так как все необходимые документы предоставлены, в очередь и список она включена и чтобы она сделала выбор по новому жилью взамен ветхого жилья.
16.05.2018, а потом впоследствии 26.10.2018, придя на прием в данный отдел управления жилищной политики: сектор реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда, сотрудниками ей было сообщено, что бюджет на 2018 год закончился и она сможет получить субсидию по программе ФГБУ «ГУРШ» только может быть в 2019 году, а в 2018 году субсидии получат люди, которые ждут намного дольше.
Она пенсионерка, страдает множеством заболеваний, в том числе онкологическим, очень плохо себя чувствует, не спит ночами и находится в состоянии полной правовой беспомощности в реализации своих прав и законных интересов в предоставлении законной субсидии по программе ФГБУ «ГУРШ».
В судебном заседании истец Савина Р.М. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.
Представитель истца Савиной Р.М. – Корниенко С.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил. что денежные средства, которые истец просит взыскать с ответчика, его доверитель направит на приобретение жилья по месту проживания дочерей либо внука. Просит удовлетворить исковые требования в заявленной редакции.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Сергиенко И.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что ни одним из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, не предусмотрена выплата субсидии на приобретение жилья непосредственно гражданину, а поскольку иных требований, несмотря на неоднократные предложения суда, стороной истца не заявлено, полагает требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения истца, представителей сторон, изучив материала дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти. Конституцией Российской Федерации определено, что жилищное законодательство, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная поддержка находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
В силу п. 2 ч. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (постановление от 24.12.2004 № 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428.
Пунктом 5 названного постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Савина Р.М. включена в дополнительный список № 6 граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «...» ОАО « Ростовуголь» непригодным для проживания, по адресу: <адрес>, под №..... Данный дом является двухквартирным, никто из граждан, включенных в Список, не переселен.
Несмотря на предложения председательствующего об уточнении заявленных требований и позиции представителя ответчика, также уточнявшего у истцовой стороны вопрос об уточнении заявленных исковых требований, истец и её представитель настаивали на рассмотрении исковых требований в заявленной редакции.
В силу ч. 1 ст. 1 ГПК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (ст. ст. 131, 151 ГПК РФ). В связи с этим, предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Таким образом, право определения предмета иска принадлежит только истцу, который должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
В ч. 3 ст. 196 ГПК РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Абзацем 2 ч. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Как следует из искового заявления и позиции истцовой стороны, изложенной в иске, Савиной Р.М. заявлены требования материального характера о взыскании с Администрации г. Новошахтинска Ростовской области в ее пользу социальной выплаты в размере 1 384 812 руб., исходя из этой суммы оплачена госпошлина в размере 15 124 руб. В ходе судебного разбирательства, первоначально заявленные исковые требования истцом не были уточнены и изменены.
Поскольку в соответствии с принципами гражданского судопроизводства лишь сторона в споре определяет способ и объем защиты своих прав, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд не вправе в данном случае выйти за пределы заявленных исковых требований.
С учетом изложенных выше положений законодательства, регулирующих правоотношения по оказанию гражданам содействия по переселению из непригодного для проживания жилья в рамках программы по реструктуризации предприятий угольной промышленности, суд приходит к выводу, что в полномочия Администрации г. Новошахтинска не входит непосредственно предоставление социальной выплаты для приобретения жилья в натуральном денежном выражении, а входит лишь заключение договоров о предоставлении выплат из федерального бюджета, в связи с чем приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленной редакции исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 12.02.2019.