Дело №2-331/2024
55RS0039-01-2024-001379-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года р.п. Шербакуль Омская область
Шербакульский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Дегтяренко О.В., при секретаре судебного заседания Хариной В.Н., с участием помощника прокурора Шербакульского района Омской области Вольфер А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шербакульского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» Шербакульского муниципального района Омской области о возложении обязанности по созданию в полном объеме резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
установил:
Прокурор Шербакульского района Омской области ФИО1 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Красноярская СОШ» Шербакульского муниципального района Омской области о возложении обязанности по созданию в полном объеме резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения законодательства в сфере гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о защите прав несовершеннолетних. В соответствии с положениями Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, образовательное учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня. Ответчиком утверждена Номенклатура и объем запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако в полном объеме запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в полном объеме не созданы. Наличие выявленных нарушений влечет нарушение прав и законных интересов обучающихся образовательной организации, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. В связи с изложенным, прокурор просит обязать МБОУ «<данные изъяты>» Шербакульского муниципального района Омской области создать в полном объеме резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, установленных Номенклатурой и объемом запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных приказом директора МБОУ «<данные изъяты>» от 03.04.2023 №, в течение 18 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Вольфер А.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Красноярская СОШ» Шербакульского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал. В суд направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил уменьшить государственную пошлину до 300 рублей.
Представитель третьего лица Администрации Шербакульского муниципального района Омской области ФИО2 в судебном заседании не участвовал, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворение заявленных исковых требований оставил на усмотрение суда.
Суд, заслушав помощника прокурора Шербакульского района, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункты «а», «б», «ж»).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В п. 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций указано, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Как следует из п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в частности, резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шербакульского района проведена проверка деятельности МБОУ «Красноярская СОШ» Шербакульского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно – образовательным учреждением, являющимся самостоятельным юридическим лицом, входящим в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня, не созданы в полном объеме резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прокурором Шербакульского района Омской области в адрес руководителя МБОУ «<данные изъяты>» 18.03.2024 было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако данные нарушения устранены не были.
Согласно информации, данной МБОУ «<данные изъяты>», нарушения, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение, в настоящее время частично создан материальный резерв.
Из материалов дела следует, что МБОУ «<данные изъяты>» зарегистрировано в качестве юридического лица, что отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.06.2024.
В соответствии с Уставом МБОУ «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, созданной Шербакульским муниципальным районом Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учредителем учреждения является Шербакульский муниципальный район Омской области. Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе, по адаптированным общеобразовательным программам.
Наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности, возложенной законом, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников общеобразовательного учреждения.
Каких-либо доказательств в обоснование своих возражений относительно заявленных истцом требований ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Шербакульского района исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом, в силу ст. 206 ГПК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, полагает установленный срок для выполнения заявленных требований – 18 месяцев – разумным и справедливым.
В связи с тем, что круг обучающихся, работников образовательного учреждения, третьих лиц, посещающих учреждение, периодически меняется, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Как следует из смысла ст.ст.88, 90 ГПК РФ, размер государственной пошлины, порядок уплаты, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размер государственной пошлины, согласно п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежащий уплате при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составил бы 6 000 рублей.
Между тем, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобождены (п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ).
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Поскольку государственная пошлина относится к федеральным сборам, то у каждого имеется обязанность платить законно установленные налоги и сборы (п.10 ст.13, п.1 ст.333.16 НК РФ).
Согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке ст.333.41 НК РФ.
Вопрос об уменьшении (снижении) размера подлежащей уплате государственной пошлины, либо предоставлении отсрочки или рассрочки ее уплаты, разрешается судом при наличии соответствующих оснований, характеризующих материальное положение плательщика, и доказательства такого положения представляются лицом, заявившим соответствующее ходатайство.
В суд от ответчика поступило ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины до 300 рублей, поскольку учреждение является бюджетным и предпринимательскую деятельность не осуществляет.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить данное ходатайство, взыскав с МБОУ «Красноярская СОШ» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ 03.04.2023 №, ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2024 ░░░░.