№ 2а – 448/2022 г.
УИД: 76RS0023-01-2021-004927-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г. Ярославль
Судья Красноперекопского районного суда г. Ярославля Донцова Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочетковой А.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области.
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая, что ФИО1 с 24.06.2014 по 18.01.2021 осуществлял предпринимательскую деятельность и являлся плательщиком страховых взносов в соответствии с ч.2 п.1 ст. 419 НК РФ. Согласно ст. 430 НК РФ расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате выглядит следующим образом:
за 2020 год: ОПС=20318 руб., ОМС=8426 руб.
В установленный законом срок страховые взносы ответчиком уплачены не были, в связи с чем, в адрес налогоплательщика было направлено требование по уплате сумм задолженности с учетом состояния расчетов с бюджетом: № 1069 со сроком уплаты до 10.02.2021 г. Требование до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, в налоговом периоде 2015 г. административному ответчику на праве собственности принадлежал объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: АДРЕС, в налоговом периоде 2018, 2019 гг. административному ответчику на праве собственности принадлежал объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: АДРЕС. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц:
- № 104432381 со сроком исполнения 01.12.2016 на сумму 18 руб.;
- № 47405300 со сроком исполнения 02.12.2019 на сумму 1625 руб.;
- № 34992995 на сумму 1625 руб.
В указанный срок ответчик суммы не оплатил. Налоговым органом ответчику через личный кабинет направлены требования об уплате налога и пени:
- № 6309 со сроком исполнения до 31.10.2017 г.;
- № 61455 со сроком исполнения до 21.01.2020 г.;
- № 47567 со сроком исполнения до 22.01.2021 г. Указанные требования в добровольном порядке в установленный срок налогоплательщик не исполнил.
Кроме того, в налоговом периоде 2017, 2018, 2019 гг. г. административному ответчику на праве собственности принадлежал объект налогообложения – автомобиль ДАТСУН ОН-ДО, Х946ВО76. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога
- № 43643797 на сумму 916 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 г.;
- № 47405300 на сумму 1375 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019;
- № 34992995 на сумму 1375 руб. В указанный срок ответчик суммы не оплатил. Налоговым органом ответчику направлены требования об уплате транспортного налога
- № 76674 со сроком исполнения до 23.01.2020 г.;
- № 71352 со сроком исполнения до 25.01.2021 г.;
- № 49576 со сроком исполнения до 10.01.2019 г. Указанные требования в добровольном порядке в установленный срок налогоплательщик не исполнил.29.04.2021 г. Инспекция обратилась в судебный участок № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности. Определением от 07.05.2021 г. мировым судьей судебного участка № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Просит:
- восстановить срок для подачи административного искового заявления в отношении ФИО1;
- взыскать с ФИО1 в доход бюджета налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 18 руб., за 2018 год в сумме 1625 руб., за 2019 год в сумме 1625 руб., транспортный налог за 2017 год в сумме 916 руб., за 2018 год в сумме 1375 руб., за 2019 год в сумме 1375 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налбога за 2019 год в сумме 3,90 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 41,74 руб., за 2019 год в сумме 4,60 руб., страховые взносы на ОПС за 2020 год в сумме 20318 руб., ОМС за 2020 год в сумме 8426 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2020 год в сумме 48,93 руб., ОМС за 2020 год в сумме 20,29 руб., итого: 35797,46 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания по адресу регистрации: АДРЕС, участия в судебном заседании не принял. Мнения по административному иску не представил, процессуальных ходатайств не заявил.
Суд, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Исходя из положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.
Порядок расчета размера страховых взносов установлен статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов.
Из материалов дела следует, что в 2020 г. ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность и являлся плательщиком страховых взносов. 18.01.2021 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения.
В связи с осуществлением в 2020 г. предпринимательской деятельности, размер подлежащих уплате административным ответчиком страховых взносов составил:
ОПС=20318 руб., ОМС=8426 руб.
Поскольку страховые взносы за указанный период в установленный срок административным ответчиком не были уплачены, административным истцом в адрес ФИО1 было направлено требование № 1069 со сроком уплаты до 10.02.2021 г. Требование до настоящего времени не исполнено.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В налоговом периоде 2017, 2018, 2019 гг. г. административному ответчику на праве собственности принадлежал объект налогообложения – автомобиль ДАТСУН ОН-ДО, Х946ВО76, что подтверждается сведениями МРЭО ГИБДД УМВД Российской Федерации по Ярославской области от 10.01.2022 г., направленными на запрос суда.
В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога
- № 43643797 на сумму 916 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 г.;
- № 47405300 на сумму 1375 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019;
- № 34992995 на сумму 1375 руб. В указанный срок ответчик суммы не оплатил. Налоговым органом ответчику направлены требования об уплате транспортного налога
- № 76674 со сроком исполнения до 23.01.2020 г.;
- № 71352 со сроком исполнения до 25.01.2021 г.;
- № 49576 со сроком исполнения до 10.01.2019 г. Указанные требования в добровольном порядке в установленный срок налогоплательщик не исполнил.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
На основании ч. 2 ст. 362 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в установленных размерах.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В налоговом периоде 2015 г. административному ответчику на праве собственности принадлежал объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: АДРЕС, в налоговом периоде 2018, 2019 гг. административному ответчику на праве собственности принадлежал объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: АДРЕС, что подтверждается сведениями ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по АДРЕС от 11.01.2022 г., представленными на запрос суда.
В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц:
- № 104432381 со сроком исполнения 01.12.2016 на сумму 18 руб.;
- № 47405300 со сроком исполнения 02.12.2019 на сумму 1625 руб.;
- № 34992995 на сумму 1625 руб.
В указанный срок ответчик суммы не оплатил. Налоговым органом ответчику через личный кабинет направлены требования об уплате налога и пени:
- № 6309 со сроком исполнения до 31.10.2017 г.;
- № 61455 со сроком исполнения до 21.01.2020 г.;
- № 47567 со сроком исполнения до 22.01.2021 г. Указанные требования в добровольном порядке в установленный срок налогоплательщик не исполнил.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РоссийскойФедерации заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговыморганом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срокаисполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, еслииное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерациипредусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счетимущества физического лица производится в соответствии с законодательством обадминистративном судопроизводстве.
В силу статьи 17.1 Кодекса административного судопроизводства РоссийскойФедерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа потребованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленномглавой 11.1 настоящего Кодекса.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации,требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физическоголица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядкеискового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения оботмене судебного приказа.
Поскольку срок исполнения требований был установлен до 31.10.2017, до 21.01.2020, до 23.01.2020, до 25.01.2021, до 22.01.2021, до 10.01. 2019, до 10.02.2021 налоговому органу надлежало обратиться в суд в течение 6 месяцев с указанных дат – до 30.04.2018, до 21.07.2020, до 23.07.2020, до 25.07.2021, до 22.07.2021, до 10.07.2019, до 10.08.2021. Административный истец обратился к мировому судье 29.04.2021 г. Определением мирового судьи судебного участка №1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля от 07.05.2021 г., административному истцу отказано в принятии в связи с пропуском срока.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 48 Постановления ПленумаВерховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросахприменения судами Кодекса административного судопроизводства РоссийскойФедерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано,взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев смомента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа,санкции в добровольном порядке.
Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срокаисполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесенияопределения об отмене судебного приказа.
В данном случае вышеуказанное определение мировым судьей не выносилось,соответственно положения абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РоссийскойФедерации к спорным правоотношениям не применимы, подлежат регулированию общейнормой права, закрепленной в части 2 статьи 48 Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительнымпричинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершитьпроцессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление кадминистративному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по уплатеналоговых платежей поступило в суд лишь 27.12.2021, то есть за пределами установленного п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации 6-месячного срока на обращение в суд.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока, инспекция ссылается на то, что статья 219 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не установлен. Необходимо отметить, что нарушение Инспекцией сроков взыскания такой задолженности само по себе не влечет прекращение обязанности налогоплательщика по уплате задолженности. Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 мировым судьей судебного участка № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля вынесено 07.05.2021 г. Таким образом, МИФНС России № 5 по Ярославской области должна была обратиться в районный суд до 07.11.2021 г., тогда как обратилась 27.12.2021 г., то есть, нарушив срок обращения при этом каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока не представила.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с административными требованиями о взыскании задолженности с ФИО1 по обязательным платежам, основанийвосстановления налоговому органу указанного срока, для удовлетворения указанныхтребований, у суда не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований налогового органа, ограничения на взыскание недоимки, установленные ст. 48 НК РФ преодолены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст. 291 - 294 КАС РФ суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области к ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
Судья Н.С. Донцова