Дело № 2-1331/2023
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 года. г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А., с участием представителя истца Рогачева М.А., ответчика Медведева В.Н., представителя ответчика ИП Гречухина С.Н. - Козионовой О.Н., третьего лица Гончарова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к Медведеву Вадиму Николаевичу, ИП Гречухину Сергею Николаевичу об обязании выполнения работ,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство экологии и природопользования Московской области обратился в суд с иском к ответчикам к Медведеву В.Н., ИП Гречухину С.Н. об обязании выполнения работ в солидарном порядке об освобождении от отходов производства и потребления земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>, путем очистки данной территории и вывоза отходов в установленном законом порядке в места специализированного размещения (захоронения), проектная документация которых соответствует действующим экологическим санитарным требованиям, в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу; об обязании выполнения работ в солидарном порядке по рекультивации земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>, согласовав проектную документацию, утвержденную государственной экологической экспертизой, в Министерстве экологии и природопользования Московской области, в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу.
Из текста искового заявления, уточненного искового заявления, устного объяснения представителя истца Хохлова В.В., данного в ходе судебного разбирательства в судебном заседании от 13 июня 2023 года, устного объяснения представителя истца Рогачева М.А., данного в настоящем судебном заседании, видно, что на основании поступившего в адрес истца обращения Администрации г.о. Серпухов Московской области, содержащего факты нарушения природоохранного законодательства, связанного с деятельностью по добыче общераспространенных полезных ископаемых — песка, осуществляемой неизвестными лицами на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>, имеющего категорию: земли сельскохозяйственного назначения, а так же размещением в образовавшийся после выемки песка карьер отходов производства и потребления, для проверки данной информации специалистом Министерства был осуществлен выезд 08.09.2020 г. на земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, в ходе которого было установлено наличие на участке ямы глубиной около 10 м. с песчаными склонами, а так же наличие приблизительно 15-20 куб.м. строительных и бытовых отходов, сваленных в яму. В период проведения обследования территории участка с кадастровым <номер>, 08.09.2020 года в присутствии представителей истца водителем на мусоровозе ЗИЛ с регистрационным <номер>, была произведена выгрузка строительных отходов, после чего водитель, производивший выгрузку, скрылся, отказавшись представиться и пояснить, на основании чего им осуществлена выгрузка отходов на участке с кадастровым <номер>. По факту незаконного недропользования (добычи песка) и несанкционированного размещения отходов на участке с кадастровым <номер> Министерством было возбуждено административное расследование, в рамках которого органами полиции было установлено, что собственником мусоровоза ЗИЛ с регистрационным <номер> является Б. При проведении осмотра территории участка 22.10.2020 г. в присутствии представителей истца на участке с кадастровым <номер> осуществлял выгрузку строительных отходов мусоровоз МАЗ с регистрационным <номер>, водитель которого так же отказался представиться и пояснить, на основании чего осуществлялась выгрузка отходов на участке с кадастровым <номер>. По факту незаконного недропользования (добычи песка) и несанкционированного размещения отходов на участке с кадастровым <номер> Министерством было возбуждено административное расследование, в рамках которого органами полиции было установлено, что собственником транспортного средства мусоровоза МАЗ с регистрационным <номер> является Б. Установлено так же, что указанные транспортные средства: ЗИЛ с регистрационным <номер>, и МАЗ с регистрационным <номер>, собственником Б. переданы индивидуальному предпринимателю Гречухину С.Н. в соответствии с договором аренды транспортных средств без экипажа от 05.01.2020 г. №5. По результатам административного расследования истцом было установлено, что 08.09.2020г. примерно в 17.25 мусоровоз ЗИЛ с регистрационным <номер>, находящийся в аренде у ИП Гречухина С.Н., управляемый водителем Ж., и 22.10.2020 г. примерно в 11:45 мусоровоз МАЗ с регистрационным <номер>, находящийся в аренде у ИП Гречухина С.Н., управляемый водителем С., осуществили выгрузку строительных отходов (остатков деревянных конструкций, отходов кирпичного и бетонного боя) на территории земельного участка с кадастровым <номер>, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения и предназначенного для сельскохозяйственного производства, в связи с чем в действиях ИП Гречухина С.Н. выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в том, что принадлежащие ему на праве аренды мусоровозы ЗИЛ со <номер>, и МАЗ со <номер>, осуществили выгрузку отходов на почву, вне установленных мест накопления отходов. В рамках административного расследования из сообщения Росреестра установлено, что земельный участок с кадастровым <номер>931, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, находится в собственности гр. Медведева В.Н. По итогам исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), а так же в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес> можно был причинен вред. Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 02/89/1621/2020 от 04.12.2020, вступившим в законную силу, Медведев В.Н. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 1 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб.; постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 02/89/1898/2020 от 09.11.2020, вступившим в законную силу, Ж. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 1 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб.; постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 02/89/1899/2020 от 09.11.2020, вступившим в законную силу, С. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 1 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб.; постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 02/89/2031/2020 от 23.11.2020, вступившим в законную силу, ИП Гречухин С.В. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 1 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Поскольку на земельном участке по вышеуказанному адресу, данные условия при размещении (складировании) отходов производства и потребления не соблюдаются, а именно: отходы размещены на земельном участке навалом и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра, что создает угрозу загрязнения окружающей среды. П. 4.13. ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов. Согласно п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещено размещение и захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Серпуховского городского суда Московской области с ответчиков были взысканы денежные средства в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде вышеуказанными неправомерными действиями.
Действительно, в настоящее время земельный участок с кадастровым <номер> преобразован в 5 земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>. Действительно, собственником вышеуказанных земельных участков в настоящее время является Гончаров А.С. Действительно, на территории вышеуказанных земельных участков в настоящее время отсутствуют следы отходов производства и потребления. Однако, ответчики как непосредственные причинители вреда, должны выполнить работы об освобождении вышеуказанных земельных участков от отходов производства и потребления, провести их рекультивацию.
Из текста письменных возражений ответчика ИП Гречухина С.Н., устного объяснения указанного ответчика, данного в ходе судебного разбирательства в судебном заседании от 13 июня 2023 года, устных объяснений его представителя Козионовой О.А., данных в ходе судебного разбирательства в судебном заседании от 13 июня 2023 года и в настоящем судебном заседании, видно, что ответчик иск не признает. Ответчиком не оспариваются все вышеуказанные фактические обстоятельства, судебное решение им исполнено. Однако, в настоящее время предмета спора не существует - земельный участок с кадастровым <номер> преобразован в 5 самостоятельных земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>; их собственником является Гончаров А.С.; на данных земельных участках отсутствуют вменяемые истцом отходы производства и потребления; проведение рекультивации не требуется, так как земельные участки в настоящее время не предназначены для производства сельскохозяйственной продукции, их вид разрешенного использования - для автомобильного транспорта.
Ответчик Медведев В.Н. в настоящем судебном заседании иск не
признал, поддержав доводы соответчика.
Третье лицо Гончаров А.С. в ходе судебного разбирательства в судебном заседании от 13 июня 2023 года и в настоящем судебном заседании исковые требования признал неправомерными. Все пять вышеуказанных земельных участков принадлежат ему на праве собственности, никаких отходов там не имеется – все было расчищено и вывезено. Вид разрешенного использования земельных участков в настоящее время – для автомобильного транспорта. Он, Гоначаров А.С., в настоящее время организует использование данных земельных участков в качестве автостоянки для большегрузного транспорта.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в настоящее судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом; письменных ходатайств и объяснений по существу иска не представлено.
Согласно копии решения Серпуховского городского суда Московской области от 16 декабря 2021 года по гражданскому делу №2-1881/2021, апелляционного определения Московского областного суда от 08 июня 2022 года, платежного поручения исковые требования Министерства экологии и природопользования Московской области были удовлетворены частично, а именно: взыскано с Медведева Вадима Николаевича в пользу муниципального образования Администрация городского округа Серпухов Московской области в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде 4 297 762,16 руб. (четыре миллиона двести девяносто семь тысяч семьсот шестьдесят два руб. 16 коп.); взыскано с Индивидуального предпринимателя Гречухина Сергея Николаевича в пользу муниципального образования Администрация городского округа Серпухов Московской области в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде 362 405,84 руб. (триста шестьдесят две тысячи четыреста пять руб. 84 коп.) – причинение вреда окружающей среде при указанных стороной истца обстоятельствах; решение вступило в законную силу и исполнено ИП Гречухиным С.Н. (т.1 л.д.195-203, 204-214).
В обосновании заявленных требований стороной истца представлены копии документов, послуживших основанием для вынесения вышеуказанного судебного решения (т.1 л.д.16-189).
В соответствии с копиями выписок из ЕГРН, реестрового дела на земельный участок с кадастровым <номер>, договоров купли-продажи земельных участков, решения собственника о разделе земельного участка - земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, по решению собственника Медведева В.Н. от 28 февраля 2022 года был разделен на пять земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>; данные земельные участки проданы Медведевым В.Н. Гончарову А.С., который в настоящее время является их собственником; вид разрешенного использования земельных участков – для автомобильного транспорта (т.1 л.д.216-234, т.2 л.д.6-20, 25-29, 30-34, 35-49, 75-80).
В соответствии с копией акты выездного обследования от 26 июня 2023 года без номера, составленного инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природопользования Московской области с участием Гончарова А.С. и представителя ИП Гречухина С.Н. – Козионовой О.А. с приложением – были обследованы спорные земельные участки; по результатам обследования данные земельные участки свободны от размещения отходов и имеют ровную поверхность; проведение земляных работ не установлено, строительная техника отсутствует (т.2 л.д.87-101).
В обосновании своих возражений третьим лицом Гончаровым А.С. представлена копия заключения Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному Округу об отсутствии полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым <номер> (т.2 л.д.73-74).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает возможным оставить заявленные исковые требования без удовлетворения.
Согласно положениям ст.10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами предусмотренными законом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1988г. № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. 2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.2 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №880 понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее, в частности, "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно п.4 вышеуказанных Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п.5 вышеуказанных Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 ст.60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, неправомерными действиями ответчиков был причинен окружающей среде, а именно: земельному участку с кадастровым <номер> (ответчик Медведев В.Н. – как собственник земельного участка, ИП Гречухин С.Н. – как организатор работ по складированию отходов). С указанных лиц судебным решением была взыскана денежная компенсация в счет возмещения данного вреда.
Земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, по решению собственника Медведева В.Н. был разделен на пять земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, после чего данные земельные участки реализованы по договорам купли-продажи Гончарову А.С., который в настоящее время является их собственником.
Вид разрешенного использования земельных участков – для автомобильного транспорта.
На территории вышеуказанных земельных участков отсутствуют отходы производства и потребления.
Таким образом, совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости выполнения работ по вывозу вменяемых стороне ответчиков отходов в связи с отсутствием данных отходов; об отсутствии необходимости проведения рекультивации земельных участков, в связи с изменением вида их разрешенного использования.
Кроме того, ответчики не являются обладателями вещных прав в отношении вышеуказанных земельных участков.
Исходя из изложенного, на основании ст.ст.10, 12 ГК РФ, ст.13 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды», и руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства экологии и природопользования Московской области к Медведеву Вадиму Николаевичу, ИП Гречухину Сергею Николаевичу об обязании выполнения работ в солидарном порядке об освобождении от отходов производства и потребления земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>, путем очистки данной территории и вывоза отходов в установленном законом порядке в места специализированного размещения (захоронения), проектная документация которых соответствует действующим экологическим санитарным требованиям, в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу; об обязании выполнения работ в солидарном порядке по рекультивации земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по <адрес>, согласовав проектную документацию, утвержденную государственной экологической экспертизой, в Министерстве экологии и природопользования Московской области, в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Крючков С.И.
Мотивированное решение суда составлено 11 августа 2023 года.