Решение по делу № 2а-135/2017 (2а-2276/2016;) от 28.09.2016

Дело № 2а-135/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Продун Е.А.,

при секретаре Костыч М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи 21 марта 2017 года дело по административному исковому заявлению Ковалева И.Ю. к Федеральному казенному учреждению «****» о признании незаконным и отмене ответа начальника от **.**.**., признании принудительного труда незаконным и произвольным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

    Ковалев И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «**** о признании незаконным и отмене ответа начальника от **.**.** признании принудительного труда незаконным и произвольным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование требований указано, что с **.**.**. административный истец содержится в ФКУ **** в строгих условиях содержания (СУОН №...), в камере №.... Административный истец обратился к начальнику ФКУ **** с просьбой исключить его из графика дежурств по камере (мытье полов, протирания, вынес ведер и т.д.), так как ему это тяжело и опасно для здоровья. Административный истец является инвалидом второй группы бессрочно со статусом- нетрудоспособен. На указанное письменное обращение начальник ФКУ **** дал ему ответ от **.**.**., указав, что при отбывании наказания осужденных в строгих условиях, независимо от возраста, группы инвалидности, начальником отряда установлен график дежурства по уборке того помещения, где непосредственно находятся осужденные. Дежурство по жилой секции в виде уборки помещения не относится к работам в порядке ст.106 УИК РФ. Не соглашаясь с данной позицией, административный истец считает, что ссылка только на ст.106 УИК РФ несостоятельна, поскольку привлечение к труду осужденных к лишению свободы регламентируется ст.103 УИК РФ, где императивом указывается на желание привлечения к любому труду инвалида 1 или 2 группы. Административный истец такого желания не изъявлял.

    Административный истец просил признать ответ начальника ФКУ **** от **.**.**. об отказе в исключении его фамилии из графика дежурств камеры №... СУОН №... незаконным; признать принудительный труд осужденных инвалидов 1 и 2 групп незаконным и произвольным; обязать начальника ФКУ **** устранить допущенные нарушения.

Судом для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по ********** и ФКУ «**** по **********».

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал. Уточнил при этом второе требование, просил признать незаконным и произвольным принудительный труд инвалидов 1 и 2 группы лишь в отношении себя. По третьему требованию административный истец пояснил, что начальник ФКУ **** должен устранить допущенные нарушения путем отмены своего ответа от **.**.**., и ему должно быть вынесено частное обвинение и предупреждение о недопустимости нарушения законодательства.

Представитель административного ответчика ФКУ **** Бегман Л.С., действующая также от имени заинтересованных лиц ФСИН России, УФСИН России по ********** на основании доверенностей (л.д.70,71,72), административный иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Из письменного отзыва заинтересованного лица следует, что УФСИН России по ********** возражает против удовлетворения административного иска(л.д.32-34).

    Дело рассматривалось в отсутствие представителя заинтересованного лица- ФКУ «****», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не основан на законе и не подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Закон Российской Федерации от **.**.** N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

В силу п.п.1,2 ст.13 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования.

Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В соответствии с ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно положениям статьи 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (ч.1). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч.2). Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч.3). Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч.6).

Из материалов дела следует, что **.**.**. Ковалеву И.Ю. установлена вторая группа инвалидности (заболевание установлено в период военной службы) бессрочно, степень ограничения способности к трудовой деятельностью- вторая, что подтверждается копией справки серии **** №..., выданной Филиалом №... ФГУ «**** по **********»( л.д.19).

**.**.** Ковалев И.Ю. осужден **** федеральным судом ********** по ст.**** Уголовного кодекса РФ к лишению свободы (начало срока: **.**.**., конец срока: **.**.**.), с отбыванием наказания в ****

В ФКУ **** осужденный Ковалев И.Ю. прибыл **.**.**. из **** **********. По прибытии в ФКУ **** был распределен в **** отряд.

**.**.** осужденный Ковалев И.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; с **.**.** переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания, где содержится по настоящее время (камера №...).

Частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от **.**.**. №... (далее- Правила), утратившие силу в связи с изданием Приказа Минюста России от **.**.** N 295, регламентировали и конкретизировали соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний.

Пунктом 14 указанных Правил предусматривалось, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, а именно, выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 2).

На письменное заявление осужденного Ковалев И.Ю. об исключении его фамилии из графика дежурства по уборке камеры №... начальником ФКУ **** К был дан ответ от **.**.**. (исх.№...) о том, что действия администрации учреждения о включении его в график уборки жилой секции является правомерным и обоснованным.

По факту несогласия с выполнением двухчасовых работ в неделю в порядке ст.106 УИК РФ осужденный Ковалев И.Ю. обратился в Печорскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с письменным обращением от **.**.**. (поступило **.**.**.).

В ходе проверки установлено, что осужденный Ковалев И.Ю. не привлекался к оплачиваемому труду и не привлекался к труду по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий. Нарушений в действиях администрации ФКУ **** не выявлено (л.д.14).

Пунктом 62 Правил предусматривалось, что дежурный по камере: следит за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имуществ; получает для осужденных посуду, инвентарь для уборки камеры и сдает их; следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора; моет бачок для питьевой воды. Другие обязанности дежурного могут устанавливаться администрацией ИУ.

Согласно Приложению №... к приказу ФКУ **** №... от **.**.**. дежурство по ОСУОН возлагается поочередно на каждого осужденного. Дежурный ОСУОН обязан, в том числе, производить уборку санузла, а по окончании прогулки прогулочного дворика; получать для осужденных посуду, инвентарь для уборки и сдавать их; следить за чистотой в ОСУОН; мыть бачок для питьевой воды.

Дежурство по жилой секции в отряде также возлагается поочередно на каждого осужденного. Дежурный по жилой секции в отряде обязан, в том числе, получать инвентарь для уборки жилой секции и сдавать его; осуществлять уборку жилой секции; следить за чистотой в секции (Приложение №... к приказу ФКУ **** №... от **.**.**.).

В судебном заседании истец пояснил, что согласно графику он дежурит в среднем 2-3 раза в месяц.

В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Частью 2 статьи 103 УИК РФ предусмотрено, что осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Согласно положениям статьи 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ч.1). Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию (ч.2). К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения (ч.3).

Доводы административного истца о том, что дежурство по секции включает в себя выполнение общественного труда, так как предполагает одному человеку убрать за 15 человек, проживающих в данной секции, что является недопустимым в силу ст.103 УИК РФ, суд находит необоснованными.

Нормативно установленная обязанность содержать в чистоте и опрятности жилые помещения не связана с привлечением осужденных, в том числе инвалидов второй группы, к труду, выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктами 165, 166 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от **.**.** №... уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и прогулочных двориках возлагается поочередно на каждого осужденного согласно графику, утвержденному заместителем начальника ИУ, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, и доведенному до осужденного под роспись. В случае отказа осужденного от ознакомления с графиком составляется соответствующий акт. Осужденный, ответственный за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки камеры, следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора.

Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административного искового заявления Ковалева И.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по **********» о признании незаконным и отмене ответа начальника от **.**.**., признании принудительного труда незаконным и произвольным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Продун

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2017 года.

2а-135/2017 (2а-2276/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалев И.Ю.
Ответчики
ФКУ ИК-49
Другие
ФСИН России
Бюро МСЭ № 26 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защ
УФСИН России по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
28.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
03.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.12.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
09.01.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.02.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
22.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2017[Адм.] Судебное заседание
26.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее