57RS0026-01-2022-001850-87 |
Дело № 2-2138/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 декабря 2022 года |
г. Орел |
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.А.,
при секретаре Гороховой А.В.,
с участием истца Грачева В.Н.,
помощника прокурора Орловского района Орловской области Хлыстовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грачева В. Н. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 68» ФСИН России, Федеральному казанному учреждению «Исправительная колония № 8» УФСИН России по Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда, причинё1нного ненадлежащими условиями отбывания наказания в виде лишения свободы,
установил:
Грачев В.Н. обратился в Орловский районный суд Орловской области с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указано следующее.
Грачев В.Н. является инвалидом II группы по общему заболеванию, основное – заболевание органов пищеварения. В соответствии с Государственной программой по оказанию высокотехнологической медицинской помощи инвалидам РФ по восстановлению утраченных функций жизнедеятельности организма имеет право в соответствии с данной программой на получение высокотехнологической медицинской помощи.
В соответствии с моей индивидуальной программой реабилитации инвалида я нуждаюсь в технических средствах реабилитации, которые компенсируют утрату функций жизнедеятельности организма и являются государственной гарантией социальной защиты инвалидов в РФ.
Отбывая срок наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> Грачев В.Н. находился под наблюдением филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ «МСЧ №» ФСИН России, и на протяжении довольно длительного времени, нарушались его конституционные права гражданина Российской Федерации, выраженные в незаконном бездействии по своевременной организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а так же в незаконных действиях связанных с ненадлежащим обеспечением техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
Решением Рассказовского районного суда <адрес> от Дата признаны незаконными бездействия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» УФСИН России по <адрес>, Федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №» ФСИН России связанные с ненадлежащим обеспечением Грачёва В.Н. техническими средствами реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от Дата признано незаконным бездействие ФКУЗ «МСЧ-68» ФСИН России, выразившиеся в неприятие мер по своевременной организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи Грачеву В.Н. В данном апелляционном определении установлено, что в результате длительного незаконного бездействия со стороны административного ответчика Грачев В.Н. длительное время находится в условиях, которые унижают человеческое достоинство.
При определении размера компенсации полагает необходимым учесть правовой статус инвалида II группы, состояние здоровья за весь срок отбытия наказания, значительную продолжительность незаконного бездействия со стороны ответчиков, а также то, что технические средства реабилитации, это не просто средство, а предметы, которые компенсируют работу утраченных функций жизнедеятельности человека.
Просит суд взыскать в его пользу с ФКУЗ «МСЧ-68» ФСИН России и ФКУ «ИК-8» УФСИН России по <адрес> денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 000 рублей.
В судебном заседании истец Грачев В.Н, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Помощник прокуроры Хлыстова Д.С. полагал требования ситца подлежащими удовлетворению частично.
Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явилась, предоставила суду письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения заявленных требований, указав не представлено доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий.
Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от Дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно статье 2 которого охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи (часть 1 статьи 26 упомянутого Федерального закона).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10, часть 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных этим кодексом.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от Дата признано незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, выразившееся в непринятии мер по своевременной организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи Грачеву В.Н.
Решением Рассказовского районного суда <адрес> от Дата признаны незаконным действия, бездействия ФКУ «ИК-8» УФСИН России по <адрес> и ФКУЗ «МСЧ №» ФСИН связанные с ненадлежащим обеспечением Грачева В.Н. техническими средствами реабилитации, предусмотренные программой реабилитации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от Дата решение Рассказовского районного суда <адрес> от Дата отменено в части судебных расходов и отказа в удовлетворении административного иска об обжаловании взысканий, производство в части оспаривания наложенных взысканий прекращено, в остальном решение оставлено без изменения.
Таким образом факт нарушения личных неимущественных прав Грачева В.Н. при отбывании им наказания в ФКУ «ИК-8» УФСИН России по <адрес>, установлен вступившими в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд полагает, что заявленная Грачевым В.Н. сумма в размере 10 000 000 рублей не отвечает принципам соразмерности и разумности и не соответствуют обстоятельствам дела.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит не только из обязанности максимально возместить причиненный моральный вред лицу, чье право нарушено действиями (бездействием) государственного органа, но и не допустить неосновательного обогащения потерпевшего, в связи с чем определяет сумму подлежащую взысканию в пользу Грачева В.Н. в размер 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Грачёва В. Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России, за счет казны Российской Федерации, в пользу Грачева В. Н. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 8 декабря 2022 года.
.
Судья |
А.А. Дементьев |