Дело № 2а – 2320/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 сентября 2020 г. г. Миасс Челябинской области
Миасский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Захарова А.В.
при секретаре судебного заседания Михайловой А.Н.
с участием прокурора Нечаева П.В.
представителя административного истца Жеребиной Р.Р’.
представителя административного ответчика – адвоката Арутюнян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамлыгина А.В. к Бирюкову А.Ю., Территориальной избирательной комиссии города Миасса Челябинской области об отмене регистрации кандидата
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Административный истец Мамлыгин А.В. обратился с административным иском к Бирюкову А.Ю., Территориальной избирательной комиссии г. Миасса Челябинской области (ответчики) об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области 6-го созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Бирюкова А.Ю.
Р’ обоснование заявленных требований истец указал, что РІ нарушение требований избирательного законодательства административным ответчиком Бирюковым Рђ.Р®. РІ территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ представлены РЅРµ достоверные сведения РѕР± образовании (фактически Сѓ Бирюкова Рђ.Р®. отсутствует высшее профессиональное образование, Рѕ наличии которого РёРј было указано, поскольку диплом РѕР± окончании ..., РЅР° основании которого ответчиком впоследствии было получено второе высшее образование РІ ... является поддельным). Данное обстоятельство стало известно истцу после проведения Территориальной избирательной комиссией Рі. Миасса (далее РїРѕ тексту – РўРРљ Рі. Миасса), соответствующей проверки РІ ДАТА Рё свидетельствует Рѕ РЅРµ выполнении ответчиком требований закона (Р».Рґ. 6 – 13).
Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 243 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤ (далее РїРѕ тексту – РљРђРЎ Р Р¤) информация Рѕ принятии Рє производству данного административного РёСЃРєР° направлена РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Челябинской области (Р».Рґ. 51).
Заявленное административным истцом в рамках настоящего административного гражданского дела исковое требование о признании недействительным диплома ВСВ НОМЕРот ДАТА, выданного ... на имя Бирюкова А.Ю., в силу требований ст. 16.1 КАС РФ выделено судом в отдельное производство, подлежащее рассмотрению в ином процессуальном порядке, в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ.
Административный истец Мамлыгин А.В., административный ответчик Бирюков А.Ю., представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии г. Миасса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Мамлыгина Рђ.Р’. – Жеребина Р.Р’. полностью поддержала заявленные требования РїРѕ указанным РІ РёСЃРєРµ основаниям, сообщив, что диплом административного ответчика Бирюкова Рђ.Р®. Рѕ получении РёРј высшего профессионального образования РІ ... РЅРµ признан недействительным.
Представитель административного ответчика Бирюкова Рђ.Р®. – Арутюнян Рђ.Рђ. РІ судебном заседании полагала исковые требования РЅРµ обоснованными Рё РЅРµ подлежащими удовлетворению, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что Бирюков Рђ.Р®. представил РІ РўРРљ Рі. Миасса соответствующие действительности сведения Рѕ наличии Сѓ ответчика высшего профессионального образования, полученного РІ ... (РЅРµ признанного недействительным РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ), полагая необходимым применить последствия РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° истцом СЃСЂРѕРєР° обжалования решения РўРРљ Рі. Миасса Рѕ регистрации кандидата.
Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии г. Миасса в письменном отзыве разрешение настоящего спора оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещался своевременно Рё надлежащим образом.
Прокурор Нечаев П.В. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, в т.ч. по причине не доказанности факта недействительности диплома о получении Бирюковым А.Ю. высшего профессионального образования в ....
Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора и исследовав все материалы дела, суд полагает административное исковое требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 11 ст. 239 КАС РФ предусмотрено право кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата.
Решением РўРРљ Рі. Миасса РѕС‚ ДАТА НОМЕРвыборы депутатов Собрания депутатов МГО назначены РЅР° 13 сентября 2020 РіРѕРґР°.
РР· решения Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рі. Миасса (РѕС‚ ДАТА НОМЕРследует, что административный ответчик Бирюков Рђ.Р®. зарегистрирован кандидатом РІ Собрание депутатов Миасского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Челябинской области 6-РіРѕ созыва (далее РїРѕ тексту – Собрание депутатов МГО) РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРі в„– 17, что предопределяет право Мамлыгина Рђ.Р’. (зарегистрированного кандидатом РїРѕ тому Р¶Рµ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ, что Рё ответчик) РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РѕР± отмене регистрации Бирюкова Рђ.Р®. РІ случае нарушений последним требований избирательного законодательства.
В силу статьи 58 Закона Челябинской области от 29.06.2006 г. № 36 – ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Федерального закона № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67) решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, установленные этим федеральным законом.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от № 67 – ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 1 ст. 38 Федеральный закон № 67 – ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.2,2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в п.3.1) ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 настоящей статьи).
Согласно подпункту «в.1»,«в.2» пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) ст.33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу представляются, если законом на основании п.14.3 ст.35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (пп. «б» п.2.2 ст.33 Федеральный закон №67-ФЗ).
По смыслу приведенных правовых норм основанием отказа в регистрации кандидата является именно отсутствие в представленных им документах сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного федерального закона.
Полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией только данными указанными в заявлении, по представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение о которых является обязательным.
РР· материалов дела следует, что административный ответчик Бирюков Рђ.Р®. представил РІ РўРРљ Рі. Миасса СЃРІРѕС‘ заявление Рѕ согласии баллотироваться кандидатом РІ депутаты Миасского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° 6-РіРѕ созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 17, Рё сообщил сведения Рѕ наличии Сѓ него высшего профессионального образования, полученного РІ ..., диплом Р’РЎР’ НОМЕР, полученный РІ ДАТА.
Согласно копии названного выше диплома, административный ответчик Бирюков А.Ю. имеет высшее профессиональное образование, ему присвоена квалификация «...» по специальности «...».
Указанный выше диплом недействительным в установленном законом порядке в настоящее время не признан.
Сведения Рѕ наличии Сѓ Бирюкова Рђ.Р®. высшего профессионального образования, полученного РІ ... (Рѕ поддельности которого заявляет административный истец), Бирюковым Рђ.Р®. РІ РўРРљ Рі. Миасса РЅРµ предоставлялись.
Тем самым РґРѕРІРѕРґ административного истца Рѕ том, что Бирюковым Рђ.Р®. РІ РўРРљ Рі. Миасса были представлены РЅРµ верные сведения Рѕ наличии Сѓ него высшего профессионального образования, РІ данный момент своего подтверждения РЅРµ нашли, поскольку имеющийся Сѓ ответчика диплом Рѕ высшем профессиональным образовании РїРѕ итогам обучения РІ ... недействительным РґРѕ настоящего времени РЅРµ признан, Р° сведения Рѕ наличии диплома, выданного ... ответчиком РІ РўРРљ Рі. Миасса РЅРµ предоставлялись.
Заявление представителя административного ответчика Рѕ наличии Сѓ Бирюкова Рђ.Р®. высшего профессионального образования, Рѕ чём свидетельствует диплом ..., Рё Рѕ чём ответчиком было сообщено РІ РўРРљ Рі. Миасса, РІ настоящем судебном заседании РЅРµ опровергнуто, что РІ условиях специфики производства РїРѕ административным делам Рѕ защите избирательных прав граждан РЅРµ позволяет СЃСѓРґСѓ РІ рамках настоящего дела прийти Рє выводу Рѕ нарушении Бирюковым Рђ.Р®. требований закона РїСЂРё предоставлении РёРј сведений РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ.
РЎ учётом изложенного, РїСЂРё регистрации кандидата Сѓ РўРРљ Рі. Миасса РЅРµ имелось оснований для выводов Рѕ РЅРµ предоставлении (РЅРµ полном предоставлении) административным ответчиком Бирюковым Рђ.Р®. документов, необходимых для регистрации РІ качестве кандидата (поскольку диплом ... является действующим РїРѕ настоящее время).
Ссылка представителя административного истца РЅР° то, что Мамлыгиным Рђ.Р’. заявлено требование РЅРµ РѕР± отмене решения РўРРљ Рі. Миасса Рѕ регистрации Бирюкова Рђ.Р®. РІ качестве кандидата РІ депутаты, Р° РѕР± отмене регистрации Бирюкова Рђ.Р®. РІ качестве кандидата, РЅРµ имеет правового значения для правильного рассмотрения заявленного требования, поскольку сама РїРѕ себе отмена регистрации кандидата РІ депутаты РЅРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° без отмены соответствующего решения территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
Суд отмечает, что в силу требований ст. ст. 16, 187 КАС РФ и разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Принимая во внимание, что день голосования по выборам депутатов Миасского городского округа 6-го созыва назначен на 13.09.2020 г. (т.е. послезавтра), и специфику возникших между сторонами правоотношений, в случае удовлетворения искового требования об отмене регистрации Бирюкова А.Ю. в качестве кандидата, технически решение суда не будет исполнимым, так как не является возможным за оставшееся до дня голосования время внести соответствующие изменения как в бюллетени для голосования, так и в иные избирательные документы, и приведёт к нарушению прав неопределённого круга лиц (избирателей).
Административный истец не лишен права на рассмотрение его искового требования о признании недействительным диплома Бирюкова А.Ю., выданного ..., в порядке гражданского процессуального производства.
Указанные выше обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении искового требования Мамлыгина А.В. об отмене регистрации ответчика в качестве кандидата в Собрание депутатов МГО.
Частью 4 ст. 240 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Сроки, указанные в частях 2 – 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (ч. 7 ст. 240 КАС РФ).
Решение РўРРљ Рі. Миасса Рѕ регистрации Бирюкова Рђ.Р®. РІ качестве кандидата РІ депутаты Собрания депутатов МГО принято ДАТА.
С исковым заявлением об отмене регистрации Бирюкова А.Ю. административный истец обратился в суд только ДАТА (сдача административного иска в отделение почтовой связи – л.д. 42), т.е. за пределами установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в совокупности представленные доказательства в обоснование требований административного истца по правилам ст. ст. 59 – 61 и 84 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ суд
Р Р• РЁ Р Р›:
В удовлетворении искового требования Мамлыгина А.В. к Бирюкову А.Ю., Территориальной избирательной комиссии города Миасса Челябинской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области 6-го созыва по избирательному округу № 17 Бирюкова Александра Юрьевича отказать полностью.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда изготовлено 11.09.2020 года.