Решение по делу № 33а-3585/2020 от 22.09.2020

Судья Комарова Л.В. Дело № 33а-3585/2020 (2а-1836/2020)

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 20 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Русских Л.В.,

судей

Елсукова А.Л., Зяблицева С.В.,

при секретаре

Соловьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда города Кирова от 05 августа 2020 года, которым признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с даты вступления в силу решения суда статья 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается»; с администрации г. Кирова за счет казны муниципального образования «Город Киров» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в пользу А.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Елсукова А.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А. обратился в суд с административным иском к администрации города Кирова о признании нормативного правового акта недействующим в части. В обоснование заявленных требований указал, что 14.10.2015 администрацией г. Кирова вынесено постановление № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается», официально опубликованное. В статье 3 указанного постановления установлены ограничения, запрещающие проведение собраний, митингов, демонстраций и шествий в радиусе от 100 до 250 метров от территорий, занимаемых указанными в статье учреждениями социальной инфраструктуры, что приводит к невозможности проведения публичных мероприятий в центре города и имеет своим главным предназначением воспрепятствование адресной публичной критике региональных и местных чиновников со стороны граждан и их объединений, не отвечает конституционно допустимым условиям ограничения свободы мирных собраний и свободы выражения мнения, т.е. не соответствуют Конституции РФ, Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Просил признать статью 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается» недействующей по причине ее несоответствия Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Определением Первомайского районного суда г. Кирова от 29.06.2020г. привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика Глава администрации города Кирова Осипов Д.В., в качестве заинтересованного лица прокурор Первомайского района г. Кирова.

Не согласившись с указанным решением, администрация города Кирова подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование жалобы указала, что вывод суда о том, что оспариваемая норма принята за пределами полномочий администрации города Кирова противоречит ФЗ № 54-ФЗ от 19.06.2004г. и Закону Кировской области от 06.11.2012 № 215-ЗО. Выразили мнение, что судьей первой инстанции были нарушены нормы материального права, поскольку вывод суда об установлении администрацией г. Кирова запрета проведения публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку оспариваемым постановлением определены лишь границы территорий, прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается в соответствии с Законом № 215-ЗО. Обратила внимание, что администрация г. Кирова вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории МО «Город Киров».

Помощник прокурора г. Кирова Колобова А.В. в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей администрации г. Кирова Луукконен Т.А., Суходоеву Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Законодательного Собрания Кировской области Сергееву И.Н., поддержавшую позицию административного ответчика, А и прокурора Шибанову Н.Е., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации названного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

Согласно ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Законом Кировской области от 04.08.2015 г. № 557 «О внесении изменений в статью 3 Закона Кировской области «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятым постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 23.07.2015 г. № 49/187 в статью 3 Закона Кировской области от 06.11.2012 г. № 215-30 внесены изменения, указанная статья изложена в следующей редакции: «Дополнительно к местам, установленным Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», отнести следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий: 1) вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 2) здания, в которых размещены культурные, просветительские, развлекательные, торгово­развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; 3) здания, в которых располагаются медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также территории и сооружения, относящиеся к указанным объектам; 4) детские и спортивные площадки; 5) остановки транспорта общего пользования; 6) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и территориям указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи объектов, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти Кировской области или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

14.10.2015 администрацией г. Кирова принято постановление № 3662-П «Об определении на территории муниципального образования «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается».

Указанное постановление опубликовано в газете «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» 16.10.2015 № 94 (770), а также размещено на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «город Киров» www.pravo.mo-kirov.ru 14.10.20015. Форма принятого решения – постановление соответствует ч.4 ст.30 решения Кировской городской думы от 29.06.2005 № 42/19 «Об уставе муниципального образования «Город Киров». Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения в действие и вступления в законную силу соблюдены.

Статьей 3 постановления администрации города Кирова от 14.10.2015 N 3662-П "Об определении на территории муниципального образования "Город Киров" границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается" определены на территории муниципального образования "Город Киров" следующие границы территорий, непосредственно прилегающих к территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций в соответствии с Законом Кировской области от 06.11.2012 N 215-ЗО "О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" запрещается: 250 метров от границ земельных участков, на которых расположены вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены культурные, просветительские, развлекательные, торгово-развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ территорий детских и спортивных площадок.

Удовлетворяя исковые требования А суд первой инстанции исходил из того, что определение границ в статье 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 г. № 3662-П "Об определении на территории муниципального образования "Город Киров" границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий запрещается" осуществлено администрацией г. Кирова вне требований градостроительного и земельного законодательства, за пределами своих полномочий.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 54-ФЗ).

В силу ч.9 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Такое правовое регулирование вполне определенно указывает на публичные органы, полномочные устанавливать границы соответствующей территории, и на нормативно-правовую основу, которой они должны руководствоваться. При этом принимаемые компетентными государственными и муниципальными органами решения не могут быть произвольными; они должны быть объективно обусловлены, в том числе целями обеспечения беспрепятственного осуществления находящимися на соответствующей территории органами и организациями своих публичных функций.

Проанализировав положения статьи 3 постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 г. № 3662-П, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении границ территорий, непосредственно прилегающих к территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций, в которых запрещается, а именно: 250 метров от границ земельных участков, на которых расположены вокзалы, аэропорты, объекты жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, гидротехнические сооружения и др.); 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены культурные, просветительские, развлекательные, торгово-развлекательные центры, рынки, культовые организации, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ земельных участков, на которых расположены медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные, детские и образовательные организации, организации культуры, социальной защиты, а также сооружения, относящиеся к указанным объектам; 100 метров от границ территорий детских и спортивных площадок, администрация г. Кирова действовала не в пределах предоставленных полномочий и не в соответствии с целями, указанными федеральным законодателем, поскольку исходя из ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" органы местного самоуправления вправе лишь определять границы земельных участков в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, в связи с чем, довод административного ответчика о том, что установление границ территорий, непосредственно прилегающих к земельным участкам, на которых расположены здания, указанные в ст. 3 Закона № 215-ЗО, является полномочием администрации города Кирова на основании ч. 9 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ, подлежит отклонению. Доказательств определения границ территорий, непосредственно прилегающих к территориям объектов, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий, демонстраций, в которых запрещается в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, администрацией г. Кирова в материалы дела не представлено.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установление администрацией г. Кирова общего запрета проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, находящихся на расстоянии, закрепленном в статье 3 постановления от 14.10.2015 № 3662-П, без учета определения данных границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства выходит за пределы полномочий нормативного регулирования органа местного самоуправления, является незаконным, а, следовательно, и нарушает право административного истца собираться мирно.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем, решение суда подлежит изменению путем приведения резолютивной части решения в соответствие с п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ.

В остальном при принятии решения судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, правильно применены нормы материального права и не было допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к принятию неправильного решения.

Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 05 августа 2020 года изменить, изложить третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

Решения суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в печатном издании «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Первомайского районного суда г. Кирова от 05 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Судьи:

33а-3585/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ананьин Вадим Аркадьевич
Ответчики
Глава администрации города Кирова Осипов Д.В.
Администрация муниципального образования город Киров представитель Симонова Т.А.
Другие
Законодательное собрание Кировской области
Луукконен Татьяна Анатольевна
Симонова Татьяна Александровна
Кузнецов Алексей Владимирович
Прокуратура города Кирова
Сергеева Ирина Николаевна
Суд
Кировский областной суд
Судья
Елсуков Александр Леонидович
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
22.09.2020Передача дела судье
13.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее