СудьяОрлова С.К. Дело№33-1807/2021
Номер дела в суде 1 инстанции 2-679/2021
УИД 37RS0022-01-2020-004848-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2021 г. г.Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Земсковой Н.В.,
судей Дорофеевой М.М., Егоровой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фадеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Земсковой Н.В.
дело по апелляционной жалобе Малышева Сергея Николаевича на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25 февраля 2021 г. по исковому заявлению Малышева Сергея Николаевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о признании права на пенсию,
УСТАНОВИЛА:
Малышев С.Н. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на пенсию, мотивируя исковые требования тем, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ему было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа. При этом в его страховой стаж не был включен период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Малышев С.Н. с решением ответчика не согласен, считает его незаконным, нарушающим его конституционные права на пенсионное обеспечение. Полагает, что спорный период службы в армии по призыву подлежит включению в страховой стаж. В этой связи истец просил признать действия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) об отказе во включении в страховой стаж истца периода службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении страховой пенсии по старости незаконными, обязать ответчика включить в его страховой стаж период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Малышева С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о признании права на пенсию отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Малышев С.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил отменить решение районного суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) (далее – УПФР) по доверенности МишагинаЕ.Ю. на жалобу возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила решение суда оставить без изменений, полагая его законным и обоснованным.
Истец Малышев С.Н., его представитель по доверенности Цветков Э.С. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 61, ч.3 ст.167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом из материалов дела, ссылки на которые имеются в решении, правильно установлено, что при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), истцу решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № в назначение пенсии отказано в виду отсутствия страхового стажа необходимой продолжительности.
По мнению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР, страховой стаж Малышева С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно ч.1.2 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, составляет 39 лет 11 месяцев 21 день, при достижении возраста 60 лет, при требуемом страховом стаже не менее 42 лет; согласно ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 61 год 6 месяцев, при наличии не менее 11 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 18,6 в 2020 г.
Ответчик не включил в страховой стаж период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Отказ во включение указанного периода мотивирован отсутствием оснований, предусмотренных Законом о страховых пенсиях, поскольку за указанный период не оплачивались страховые взносы.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что для исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, при условии начислений и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, следовательно, период прохождения службы в рядах Советской Армии не подлежит включению в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Закона о страховых пенсиях.
В апелляционной жалобе истец Малышев С.Н., оспаривая выводы суда, указывает, что период прохождения службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж при назначении страховой пенсии по старости на основании ч.1.2 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, поскольку ранее действующее законодательство предусматривало право на включение службы в армии в специальный стаж, при этом, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П, не допустимо ухудшение условий реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, на которое оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования, следовательно, в данном случае подлежит применению ранее действовавшее законодательство.
Судебная коллегия не может согласиться с этими утверждениями апелляционной жалобы, указанные доводы были предметом рассмотрения районного суда и правомерно признаны несостоятельными по основаниям, подробно приведенным в мотивировочной части судебного решения. По существу, жалоба сводится к изложению обстоятельств, исследованных в первой инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны с оценкой доказательств, произведенной судом, правовых оснований к отмене решения суда не содержит.
Оснований для переоценки доказательств и иного применения норм материального и процессуального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции в отношении истца по делу полностью основаны на юридически значимых обстоятельствах данного дела, правильно установленных судом в результате исследования и оценки всей совокупности представленных по делу доказательств с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400 «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).
Вступившим в силу с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2020 г. составляет 11 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
В статью 8 Закона о страховых пенсиях введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ст. 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
На основании ч. 9 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях.
Согласно положениям ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях предусматривает период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, анализируя действующее пенсионное законодательство, судебная коллегия считает, что для назначения пенсии истцу на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста, установленного для него с 1 января 2019 г., в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах, период прохождения военной службы по призыву не подлежит включению в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, поскольку на основании ч.9 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч.1.2 ст. 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях. Период прохождения военной службы по призыву, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях, к периодам, предусмотренным ч. 1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях, не относится.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии в виду не подтверждения юридически значимых обстоятельств допустимыми средствами доказывания, является правильным.
Доводы жалобы с приведением позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» является несостоятельной и необоснованной, поскольку как указывалось ранее с 1 января 2019 г. введено новое правовое регулирование и условия для назначения пенсии, которые действуют только при совокупном их применении, в связи с чем спорный период прохождения службы по призыву в Советской армии может быть засчитан в страховой стаж для назначения пенсии, предусмотренной ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, то есть на общих основаниях, но не для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным ч. 1.2 ст.8 указанного закона, поскольку для ее назначения в страховой стаж засчитываются только периоды, предусмотренные ч. 1 ст. 11 и периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 указанного закона, в которых прохождение военной службы по призыву не поименовано, а положения ч. 8 ст.13 Закона о страховых пенсиях при назначении пенсии по ч. 1.2 ст. 8 указанного закона не применяются.
Судебная коллегия разделяет выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости и удовлетворения исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, указывали на его незаконность и необоснованность. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона, не противоречат позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановление Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11 декабря 2012 г. «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и в жалобе не опровергнуты.
Разрешая настоящий спор в пределах предмета и оснований иска, суд дал всестороннюю, полную и объективную оценку всех представленных по делу доказательств в их взаимной связи, и пришел к верному выводу о достаточной совокупности доказательств, бесспорно свидетельствующих об отсутствии законных оснований для возложения на ответчика обязанности по включении спорного периода в страховой стаж с целью назначения страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную и поддержанную им в суде первой инстанции, в основном сводятся к несогласию с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по основаниям, предусмотренным статьей330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Малышева Сергея Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: