Дело № 2-8668/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 года
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего М.Ю.Овсянниковой
при секретаре А.В.Гулидовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах, интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО3, ФИО1 к администрации Центрального района города Барнаула, территориальному управлению микрорайона Затон администрации Центрального района города Барнаула, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о признании действий незаконными, включении в списки пострадавших в результате паводка, возложении обязанности произвести социальную выплату на проведение капитального ремонта жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском, указав, что им на праве собственности принадлежит жилой дом по ..... В период паводка, произошедшего в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края, дом попал в зону затопления. Истцы обратились в администрацию Центрального района г.Барнаула с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома. В социальной выплате отказано, поскольку дом признан непригодным для проживания. Данный отказ считают незаконным, так как истцам не оказано никакой помощи как пострадавшим в результате паводка. На основании изложенного просят признать действия администрации Центрального района г.Барнаула, территориального управления микрорайона Затон администрации Центрального района города Барнаула по невключению дома по .... в списки пострадавших незаконными, обязать администрацию Центрального района г.Барнаула, территориальное управление микрорайона Затон администрации Центрального района города Барнаула внести дом по .... в списки домов, пострадавших в чрезвычайной ситуации, для капитального ремонта дома, обязать Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу выплатить истцам долевую денежную помощь на капитальный ремонт дома, полные квадратные метры без округления числа.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по .....
Указанный жилой дом находился в зоне затопления и пострадал в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «з» ст. 10 названного закона Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
В соответствии с п. «м» указанной статьи Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно п. «л» ст. 11 Федеральный закон № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В результате паводка в мае-июне 2014 года Министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края.
Администрацией Алтайского края приняты постановления от 29 мая 2014 года № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 4 июня 2014 года № 264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».
Во исполнение поручения Президента РФ от 10 сентября 2014 года № Пр-2166 постановлением Правительства РФ от 17 мая 2015 года № 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных бюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории РФ.
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.В соответствии с п. 11 названного Порядка социальные выплаты предоставляются за счет иных межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Алтайского края на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка.
Таким образом, предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, в связи с чем определение права на получение указанных выплат зависит от содержания нормативно-правовых актов, принятых в указанной части уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. «а» п. 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных бюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории РФ трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п.4 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда (п.5 Порядка).
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет 4,9 тыс. рублей.
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
При обращении ФИО2 в администрацию Центрального района г.Барнаула с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома по .... пострадавшего в результате паводка, истцу разъяснено, что жилые помещения дома по .... признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, использование данных помещений по целевому назначению невозможно, в связи с чем оснований для социальной выплаты не имеется.
Указанные выводы администрации Центрального района г.Барнаула нашли подтверждение в судебном заседании.
Так, заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г.Барнаула от 17.10.2014 №123 жилые помещения дома № по .... признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодными для постоянного проживания.
Данное заключение принято на основании технического заключения ООО «ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ», в соответствии с которым общее состояние здания характеризуется как аварийное, проживание в здании представляет опасность для жизни и здоровья людей, здание подлежит сносу.
Распоряжением администрации г.Барнаула от 26.01.2015 №12-р использование жилых помещений дома по .... по целевому назначению признано невозможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома по .... истцы не имеют, поскольку в установленном порядке помещения жилого дома признаны непригодными для проживание, возможность его капитального ремонта, исходя из выводов технического заключения ООО «ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ», отсутствует.
Таким образом, названная материальная помощь в виде социальной выплаты для проведения капитального ремонта дома не восстановит нарушенные права истцов, которые при наличии определенных условий вправе претендовать только на получение государственного жилищного сертификата.
Доводы истцов о том, что в выдаче такого сертификата им отказано, опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела, из которых следует, что за выдачей государственного жилищного сертификата в установленном порядке истцы не обращались.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, действующей в своих интересах, интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО3, ФИО1 оставить без удовлетворения.
Pешение может быть обжаловано в Алтайский кpаевой суд чеpез Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю.Овсянникова