Дело № 2-1739/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2022 года г. Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
судьи Корнеевой А.М.,
при секретаре Кобзевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оловянной Виктории Анатольевны к ОАО «ЛЭСК» об обязании предоставить счета на оплату электроэнергии, сведения о задолженности по договору, открыть специальный банковский счет, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Оловянная В.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ОАО «ЛЭСК» об обязании предоставить счета на оплату электроэнергии, сведения о задолженности по договору, открыть специальный банковский счет, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов. Свои требования истец обосновывала тем, что 17 января 2014 года заключила с ОАО «ЛЭСК» договор энергоснабжения № 2670860, по условиям которого ОАО «ЛЭСК» как гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу потребителю электрическую энергию, а потребитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию. За оказанную услугу истец Оловянная В.А. ежемесячно оплачивала денежные средства, однако спустя время истец поняла, что ОАО «ЛЭСК» нарушает её законные права. Во- первых, ОАО «ЛЭСК» не заключил с ней договор на открытие специального банковского счета для внесения платежей за потребленную электроэнергию, не открыл на неё специальный банковский счет № 40821 и не присвоил индивидуальный лицевой счет к специальному банковскому счету. Без присвоенного индивидуального лицевого счета клиента специальному банковскому счету, истец не может воспользоваться своим правом по оплате коммунальных услуг на портале Госуслуги, не может оплатить начисления за электроэнергию по ГИС ЖКХ ввиду неверного единого лицевого счета или идентификатора платежного документа; ни номер клиента, ни номер счета – извещения за электроэнергию не идентифицируются в программе ГИС ЖКХ. Ответчик нарушил права истца и не открыл специальный банковский счет № 40821, не присвоил индивидуальный лицевой счет специальному банковскому счету для внесения платежей за потребленную электрическую энергию. Во – вторых, ОАО «ЛЭСК» не предоставляет истцу Оловянной В.А., как плательщику за оказываемую услугу счета на оплату электроэнергии в соответствии с действующим законодательством. В счетах – извещениях за электроэнергию ОАО «ЛЭСК» отсутствует дата составления документа, наименование должностного лица, совершившего сделку и ответственного за оформление свершившегося события, подпись ответственного лица и печать организации. В – третьих, ОАО «ЛЭСК» не предоставил истцу Оловянной В.А. сведения о её задолженности по договору, подтвержденной первичными учетными бухгалтерскими документами за подписью и печатью главного бухгалтера и выпиской с банковского счета предприятия по внесенным платежам и числящейся за истцом задолженностью. Истец с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать ОАО «ЛЭСК» предоставить Оловянной В.А. счета на оплату электроэнергии помесячно за период с 01.01.2019 года по март 2022 года в соответствии с требованиями ФЗ от 06.12.2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете», заверенные подписью и печатью главного бухгалтера предприятия; обязать ОАО «ЛЭСК» предоставить Оловянной В.А. сведения о задолженности по договору, подтвержденные первичными учетными бухгалтерскими документами за подписью и печатью главного бухгалтера, выпиской с банковского счета предприятия по внесенным платежам и числящейся за Оловянной В.А. задолженностью за период действия договора с 17.01.2014 года по март 2022 года; обязать ОАО «ЛЭСК» заключить с Оловянной В.А. договор на открытие специального банковского счета № 40821 для внесения платежей за потребленную электроэнергию с присвоением индивидуального лицевого счета специальному банковскому счету; взыскать с ответчика ОАО «ЛЭСК» в пользу Оловянной В.А. денежные средства за просрочку исполнения требований в сумме 1162165 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей 00 копеек, судебные издержки в сумме 107094 рубля 82 копейки.
Истец Оловянная В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «ЛЭСК» по доверенности Куприн А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Оловянный А.Е. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Липецкой области по доверенности Овечкина М.С. в судебном заседании дала заключение, что требования Оловянной В.А. о взыскании неустойки, о направлении счетов на оплату, подписанных главным бухгалтером удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав, лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. (п. 1 ст. 310 ГК РФ)
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. (п. 3 ст. 539 ГК РФ)
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 540 ГК РФ)
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса. (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ)
Согласно п.п. 66, 67 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно п. 68 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г 1) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к 1) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой. (п. 71 вышеуказанного Постановления Правительства РФ)
В статье 2 ФЗ РФ № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», раскрываются понятия: поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. (ст. 3 ФЗ РФ № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»)
Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (ст. 4 ФЗ РФ № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»)
Согласно п. 13 ст. 4 ФЗ РФ № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: 1) адреса места приема платежей; 2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; 3) наименования поставщика; 4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; 5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; 6) способов подачи претензий; 7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; 8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. (п. 14 ст. 4 ФЗ РФ № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»)
Судом установлено, что ОАО «ЛЭСК» и Оловянная В.А. 17 января 2014 года заключили договор энергоснабжения № 2670860, согласно которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу потребителю электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, согласно условиям договора. (п. 1.1 Договора)
Продажа электрической энергии осуществляется на электроприемники, расположенные по адресу: <адрес>
Лицевой счет открыт на Оловянную В.А., № 1094813.
ОАО «ЛЭСК» заключен договор с АО «Почта России», в рамках которого сотрудники почты доставляют квитанции ежемесячно потребителям, что следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании, подтверждается актами приема – передачи конвертированных/не конвертированных платежных документов (квитанций). (т. 1 л.д. 93 – 156).
Суду представителем ответчика представлен договор № 2-54 о проведении расчетов при реализации услуг на интернет – сайте с использованием банковских карт (договор интернет – эквайринга) от 29.08.2014 года, заключенный между АКБ «МИнБ» и ОАО «ЛЭСК», согласно которого регулируются отношения между предприятием и Банком по проведению безналичных расчетов за услуги, оплаченные с использованием Карт плательщиков на интернет – сайте предприятия, зарегистрированном на территории РФ.
В ПАО Банк Зенит открыт расчетный счет № №, принадлежащий ОАО «ЛЭСК» (т. 1 л.д. 489), который используется для внесения платы за оказанные коммунальные услуги – электроэнергию, что также указано и в ежемесячно выставляемых потребителям счетах за электроэнергию.
Согласно ответу на запрос суда ПАО Банк Зенит 13.05.2022 года сообщило, что сведений о номере клиента 1094813 не обнаружено. Между тем, представителем ответчика ОАО «ЛЭСК» суду представлены отчеты по расчетам с торговой организацией, платежные поручения (т. 1 л.д. 195 – 207), из которых следует о поступлении в адрес ОАО «ЛЭСК» по номеру клиента 1094813 денежных средств в счет платы за оказанные услуги по энергоснабжению.
Доводы истца Оловянной В.А. о том, что ОАО «ЛЭСК» не заключил с ней договор на открытие специального банковского счета для внесения платежей за потребленную электроэнергию, не открыл на неё специальный банковский счет № 40821 и не присвоил индивидуальный лицевой счет к специальному банковскому счету, как того требует ФЗ от 03.06.2009 года № 103 – ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права. В соответствии с п. 14 ст. 4 ФЗ РФ № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» именно на платежном агенте, которым является ПАО Банк Зенит, при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, в то время как действующим законодательством не предусмотрена обязанность поставщика услуг, которым является ОАО «ЛЭСК» открыть для потребителя специальный банковский счет, на имя потребителя Оловянной В.А. открыт лицевой счет в ОАО «ЛЭСК» для внесения платежей за электроэнергию, присвоен номер клиента.
Доводы истца Оловянной В.А. о том, что счет № № ОАО «ЛЭСК», открытый в ПАО Банк Зенит является счетом коммерческой организации и все платежи, вносимые Оловянной В.А. на данный счет коммерческой организации являются добровольными пожертвованиями, инвестированием ОАО «ЛЭСК», не имеют ничего общего с оплатой услуг за электроэнергию является несостоятельным. Суду ОАО «ЛЭСК» представлена выписка по лицевому счету (расчет задолженности за поставленную электрическую энергию по состоянию на 31.03.2022 года) за период с июля 2016 года по март 2022 года, на имя Оловянной В.А., из которой видны дата и размер платежей, вносимых Оловянной В.А. в счет оплаты коммунальной услуги – электроэнергии, доказательств обратного истцом Оловянной В.А. суду не представлено, в то время как суд предлагал предоставить Оловянной В.А. сведения об оплате, выставляемых ОАО «ЛЭСК» счетов за электроэнергию.
Доводы истца, что ввиду не присвоения индивидуального лицевого счета клиента специальному банковскому счету, Оловянная В.А. не имеет возможности воспользоваться своими правами по оплате коммунальных услуг на портале Госуслуги, ГИС ЖКХ ввиду неверного единого лицевого счета, идентификатора платежного документа, ни номер клиента, ни номер счета – извещения за электроэнергию не идентифицируются в программе ГИС ЖКХ, являются несостоятельными.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно п. 6 раздела 2 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», пользователями единой системы являются:
а) федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, осуществляющие предоставление государственных услуг в установленных сферах деятельности, а также в случаях, установленных указанными органами, подведомственные им организации, участвующие в предоставлении таких услуг, государственные внебюджетные фонды и их подразделения;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на предоставление государственных услуг, а также в случаях, установленных указанными органами, подведомственные им организации, участвующие в предоставлении таких услуг;
в) органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление муниципальных услуг, а также в случаях, установленных указанными органами, подведомственные им организации, участвующие в предоставлении таких услуг.
Согласно п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр) создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, формирования и ведения единого реестра учета лицензий (разрешений), реестра услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), реестра услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, а также реестра иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Исходя из смысла действующего законодательства с помощью ГИС ЖКХ можно следить за начислением платы за коммунальную услугу, оплачивать коммунальную услугу через личный кабинет на ГИС ЖКХ, равно как и через личный кабинет, открытый на сайте ОАО «ЛЭСК», при этом потребитель должен совершить действия, а именно прикрепить лицевой счет к личному кабинету.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Оловянной В.А. об обязании ОАО «ЛЭСК» заключить с Оловянной В.А. договор на открытие специального банковского счета № 40821 для внесения платежей за потребленную электроэнергию с присвоением индивидуального лицевого счета специальному банковскому счету.
В адрес Оловянной В.А. ОАО «ЛЭСК» направлялись счета за электроэнергию за период с января 2019 года по апрель 2022 года, содержание которых соответствует требованиям п. 68 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Доводы стороны истца Оловянной В.А., о том, что в счетах – извещениях за электроэнергию ОАО «ЛЭСК» должны быть указаны дата составления документа, наименование должностного лица, совершившего сделку и ответственного за оформление свершившегося события, подпись ответственного лица и печать организации являются несостоятельными.
Таким образом, суд считает отказать в удовлетворении требований Оловянной В.А. к ОАО «ЛЭСК» об обязании ОАО «ЛЭСК» предоставить Оловянной В.А. счета на оплату электроэнергии помесячно за период с 01.01.2019 года по март 2022 года в соответствии с требованиями ФЗ от 06.12.2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете», заверенные подписью и печатью главного бухгалтера предприятия.
Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
24.02.2022 года Оловянная В.А. направила в адрес ОАО «ЛЭСК» заявление № 1 от 22 февраля 2022 года, содержащее просьбу предоставить в её адрес договор на обслуживание клиента № 1094813, заключенный между Оловянной В.А. и ОАО «ЛЭСК», а также сообщила ОАО «ЛЭСК» о приостановлении платы электроэнергии.
Суд отмечает, что Оловянная В.А. при обращении в суд с рассматриваемым исковым заявлением предоставила суду договор энергоснабжения, подписанный ею и ОАО «ЛЭСК» 17.01.2014 года, таким образом, на момент обращения к ОАО «ЛЭСК» с требованием о предоставлении договора энергоснабжения таковой у нее был.
11.03.2022 года ОАО «ЛЭСК» направило в адрес Оловянной В.А. ответ от 02.03.2022 года на обращение от 22.02.2022 года, в котором подробно разъяснило нормы действующего законодательства о порядке заключения договора энергоснабжения, порядке оплаты коммунальной услуги – энергоснабжения, указало на наличие задолженности по состоянию на 01.02.2022 года в сумме 289 707 рублей 28 копеек.
Данный ответ ОАО «ЛЭСК» получен Оловянной В.А., так как приложен к материалам искового заявления при обращении в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
24.02.2022 года Оловянная В.А. направила в адрес ОАО «ЛЭСК» извещение № 2 от 22 февраля 2022 года, из содержания которого следует, что если ОАО «ЛЭСК» ограничит подачу электроэнергии по договору энергоснабжения, заключенного с Оловянной В.А., обратится в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, то Оловянная В.А. обратится в государственные органы за защитой своего нарушенного права.
Как следует из объяснений представителя ответчика ОАО «ЛЭСК» в судебном заседании данное извещение сотрудниками ОАО «ЛЭСК» было расценено как уведомление о нарушении ОАО «ЛЭСК» каких – либо прав Оловянной В.А., следовательно, ОАО «ЛЭСК» не направило Оловянной В.А. ответ на данное извещение.
Действительно, суд считает, что Оловянная О.А. в извещении № 2 от 22.02.2022 года сообщила ОАО «ЛЭСК», что при нарушении её прав со стороны ОАО «ЛЭСК», она обратиться в органы государственной власти за защитой нарушенного права, то есть извещение не содержало просьбу предоставить какую – либо информацию.
28.03.2022 года Оловянная В.А. обратилась в ОАО «ЛЭСК» с требованием – уведомлением о предоставлении достоверной информации № 51 от 25 марта 2022 года, в котором просила предоставить договор энергоснабжения, квитанции, заверенные подписью и печатью главного бухгалтера, обосновывающие задолженность.
ОАО «ЛЭСК» 22.04.2022 года направило в адрес Оловянной В.А. ответ на обращение № 51 от 25.03.2022 года (однако, согласно объяснений представителя ответчика в судебном заседании, при написании ответа на обращение № 51 от 25.03.2022 года сотрудник ОАО «ЛЭСК» допустил опечатку и указал № 1 от 25.03.2022 года), в котором подробно разъяснило нормы действующего законодательства о порядке заключения договора электроснабжения, порядке оплаты коммунальной услуги – энергоснабжения, указало на наличие задолженности по состоянию на 01.04.2022 года в сумме 320824 рубля 71 копейка. Кроме того, к ответу приложена копия документа об оплате от 19.02.2021 года, договор электроснабжения № 1094813, дубликат платежного документа по договору электроснабжения № 1094813 за март 2022 года.
04.04.2022 года Оловянная В.А. обратилась в ОАО «ЛЭСК» с требованием – уведомлением о предоставлении достоверной информации № 64 от 31 марта 2022 года. К требованию были приложены: отказ от акцепта счет – извещение № 379203280288 за электроэнергию за февраль; отказ от акцепта «Уведомление о приостановлении режима потребления электрической энергии для потребителей приобретающих электрическую энергию для собственных нужд», без даты, без номера, за подписью начальника Грязинского УСЭЭ ОАО «ЛЭСК» М.А. Лучникова.
Ответ на требование - уведомление о предоставлении достоверной информации № 64 от 31 марта 2022 года ОАО «ЛЭСК» не последовал.
Суд считает, что в данном требовании - уведомлении № 64 от 31 марта 2022 года Оловянная В.А. задает вопросы ОАО «ЛЭСК», информацию, которую можно получить из открытых источников, как то сайт в сети интернет ОАО «ЛЭСК», кроме того, предыдущий ответ на обращение Оловянной В.А. содержал ответы на поставленные от 31 марта 2022 года в требовании – уведомлении № 64 вопросы, в рамках полномочий ОАО «ЛЭСК».
Таким образом, суд считает, что при обращении Оловянной В.А. в ОАО «ЛЭСК» с требованием о предоставлении какой – либо информации, ей со стороны ОАО «ЛЭСК» были предоставлены исчерпывающие сведения о заключенном договоре энергоснабжения, размере задолженности по оплате коммунальной услуги, разъяснены способы оплаты коммунальной услуги.
При рассмотрении настоящего искового заявления ОАО «ЛЭСК» предоставило суду и Оловянной В.А. расчет задолженности за поставленную электрическую энергию по состоянию на 31 марта 2022 года, подписанную начальником Грязинского УСЭЭ Лучниковым М.А., одновременно представлена доверенность на имя Лучникова М.А. на подписание такого вида документа от 04.07.2022 года.
Таким образом, суд считает отказать Оловянной В.А. в удовлетворении требований об обязании ОАО «ЛЭСК» предоставить Оловянной В.А. сведения о задолженности по договору, подтвержденные первичными учетными бухгалтерскими документами за подписью и печатью главного бухгалтера, выпиской с банковского счета предприятия по внесенным платежам и числящейся за Оловянной В.А. задолженностью за период действия договора с 17.01.2014 года по март 2022 года.
В качестве правого основания заявленных исковых требований Оловянная В.А. приводит ФЗ от 06.12.2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», однако положения данного ФЗ не регулируют правоотношения сторон договора энергоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска, является установленный факт нарушения прав потребителя.
Однако при рассмотрении данного гражданского дела не установлено нарушения прав Оловянной В.А. как потребителя услуги, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований Оловянной В.А. к ОАО «ЛЭСК» о взыскании компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, а равно и судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Оловянной Виктории Анатольевны к ОАО «ЛЭСК» об обязании предоставить счета на оплату электроэнергии, сведения о задолженности по договору, открыть специальный банковский счет, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.М. Корнеева
Мотивированное решение суда составлено 14 сентября 2022 года
Судья А.М. Корнеева